Amnesty International презентовала в Москве свой доклад

31.05.2010

Amnesty International презентовала в Москве свой доклад

В Москве, в Центральном Доме журналистов 26 мая состоялась презентация годового доклада международной правозащитной организации Amnesty International.

«Наш доклад - это обобщенное изложение сведений о нарушении прав человека в 150 странах мира. Поэтому мы не можем для каждой страны подробно приводить информацию о тех нарушениях, которые там происходили. Именно поэтому после каждого раздела мы приводим перечень источников, где люди могут получать более подробную информацию о нарушениях в этой стране» - отмечают авторы доклада.

По их словам, при работе в России самая большая проблема, с которой им приходится сталкиваться, - это бюрократия, «плюс нежелание властей некоторых регионов помогать нашей работе» - заявила директор программы Европы и Средней Азии Amnesty International Николя Дакворт в разговоре с корреспондентом ФЗГ.

Еще в прошлом году на представлении доклада за 2008 год я беседовал со специалистом Amnesty International по России Фридерике Бер и спросил ее по поводу работы организации в Чеченской Республике. Ответ был таким – власти Чечни, получив наше письмо о желании работать в республике, прислали емкий ответ, рассказывающий об успехах чеченских властей. В конце было написано, что в Чечне сейчас настолько все хорошо, что работа специалистов Amnesty International здесь не имеет смысла, в связи с чем они отказывают в разрешении на начало работы в республике. Поговорив с Н. Дакворт на эту тему, узнал, что ситуация не изменилась. Все повторилось – чеченские власти вновь отказали в разрешении на въезд и работу в республике экспертов Amnesty International. При той же формулировке – в республике все хорошо, работа правозащитников здесь не нужна.

Председатель Совета Правозащитного центра «Мемориал» Олег Орлов сообщил, что, тем не менее, Amnesty International помогает в работе. «Когда летом прошлого года в Грозном похитили Наталью Эстемирову, Amnesty International сразу включились в работу для того, чтобы «поднять шум», сделать несколько обращений в органы госвласти Чечни и России. Зная, что нам помогает крупная правозащитная международная организация, мы чувствуем уверенность» - рассказал Олег Орлов в беседе с корреспондентом ФЗГ.

«Я мечтаю о том, чтобы жить где-нибудь спокойно со своей дочерью, стать бабушкой, нянчиться с внуками, но я пока не закончила здесь. Объявлена война, и нам надо драться за справедливость, нельзя сдаваться», - эти слова Натальи Эстемировой, сказанные ею в разговоре с представителем Amnesty International в 2009 году, после того, как был убит ее друг и коллега-правозащитник Станислав Маркелов, открывают раздел доклада «Европа и Центральная Азия».

Amnesty International не исключает, что трагедия, подобная гибели Н.Эстемировой, может повториться, «если российская система правосудия опять продемонстрирует полную неэффективность в привлечении к уголовной ответственности виновных в гибели ещё одной активистки, которая не боялась угроз и добивалась справедливости для других людей».

«По всей Европе и Центральной Азии правительства не только не справлялись со своими обязанностями защищать правозащитников, но и неизменно прилагали усилия, чтобы заглушить голоса тех, кто стремился рассказать о злоупотреблениях, озвучить альтернативную точку зрения или просто придерживался иных взглядов. Часто власти шли на репрессивные меры или пользовались явным безразличием международного сообщества, чтобы самим уйти от ответственности. Они продолжали посягать на права человека, уклоняться от выполнения своих обязательств и демонстрировать отсутствие политической воли к устранению вопиющего произвола», - сообщает в своем докладе Amnesty International.

В разговоре с корреспондентом ФЗГ Фридерике Бер, отвечая на вопрос, а имеет ли смысл работа их организации в России, если добиться чего либо практически невозможно, она ответила, что надежда все же остается, предавая широкой огласке нарушения и преступления можно каким-то образом заставлять власти на это реагировать. «Мы бы не работали, если бы совсем не было никакой надежды» - пояснила Фридерике Бер.


Всероссийский гражданский конгресс