Мария Акбулякова. Визит примирения

12.09.2011

Мария Акбулякова. Визит примирения

Премьер Великобритании Дэвид Кэмерон прибыл с первым официальным визитом в Москву. Он подтвердил жесткую позицию страны по вопросу расследования дела отравленного в Англии экс-сотрудника ФСБ Александра Литвиненко, которое стало причиной охлаждения двусторонних отношений.

Визит Кэмерона – первая официальная поездка высокопоставленных лиц Великобритании в Россию за шесть лет. Последняя встреча состоялась в Москве в 2005 году еще между президентом Владимиром Путиным и премьером Тони Блэром. Преемник последнего Гордон Браун виделся с Дмитрием Медведевым только на полях международных саммитов, как и Дэвид Кэмерон.

Изначально темой встречи должно было стать торгово-экономическое сотрудничество, а также инновации и международная безопасность. В Британии же подчеркивали, что Кэмерон намерен затронуть и болезненный для России вопрос экстрадиции Андрея Лугового, обвиняемого британской полицией в отравлении Литвиненко.

Однако в России в связи с этим больших проблем не ждали. «Мы отмечаем прагматический подход правительства Кэмерона прежде всего к двустороннему сотрудничеству. Ни мы, ни они не ретушируем проблем, но исходим прежде всего из высокой ответственности, которую оба государства - и Россия, и Великобритания - несут по крупным международным проблемам», - говорил накануне визита помощник президента Сергей Приходько.

Напомним, Британия уже давно добивается выдачи бывшего сотрудника российских спецслужб (а ныне – бизнесмена и депутата) Андрея Лугового, которого подозревают в отравлении Александра Литвиненко – его коллеги, проживавшего в Англии и широко известного своей критикой Кремля. В свою очередь, Россия Лугового выдавать не торопится, ссылаясь на запрет на выдачу собственных граждан третьим странам.

Вместе с тем, Великобритания отказывается выдавать России Бориса Березовского, который был заочно осужден на срок 19 лет за присвоение 215 млн рублей «Аэрофлота» и хищение 60 млрд рублей у «АвтоВАЗа». В стране ему предоставлено политическое убежище, мотивом же отказа британских судов служит то, что, по их мнению, в России не может быть осуществлено беспристрастное правосудие.

«Здесь наш подход прост - если было совершено преступление, то это вопрос судов, которые должны изучить все свидетельства и определить степень вины. Обвиняемый имеет право на справедливый суд», - заявил Кэмерон.

Несмотря на вышеперечисленные проблемы, британский премьер был настроен на налаживание отношений между двумя государствами. «Успеха могут достичь только те страны, которые работают вместе. У нас есть выбор - мы можем сохранить статус-кво, и тогда обе стороны проиграют, но мы можем пойти по пути сотрудничества, и в этом случае обе стороны выиграют», - сказал перед началом переговоров британский премьер.

Он даже предложил активизировать сотрудничество в сфере борьбы с преступностью. «Мы не изменили порядок взаимодействия между нашими спецслужбами, эти взаимоотношения заморожены в связи с делом Литвиненко, но, я думаю, мы могли бы обсудить, как можно сотрудничать в деле борьбы с криминалитетом, каким образом можно работать нашим органам по борьбе с организованной преступностью», - заявил Кэмерон.

Он в очередной раз подтвердил, что Британия выступает за вступление России в ВТО, а также заявил о намерении активизировать бизнес-сотрудничество. Стороны подписали декларацию о партнерстве для модернизации. «Участники признают стремление России создать в Москве международный финансовый центр, который будет содействовать модернизации российской экономике и способствовать расширению сотрудничества между участниками в области финансовых услуг», - говорится в документе.

«Наши правительства должны понимать, что бизнес не обязан инвестировать в одну из наших стран. Они (бизнесмены) выбирают, а мы должны способствовать, помогать им делать выбор», - заявил Кэмерон.

Медведев переговорами с британским премьером остался доволен. «Главный итог - что мы сделали важный шаг, чтобы наши двусторонние отношения были на высоком уровне, конструктивными и плодотворными, чтобы они отражали современное состояние наших государств и наших обществ», - сказал российский лидер. «Я считаю, что нам удалось во многом преодолеть сложности, но это не значит, что у нас не осталось трудных тем. Есть ряд вопросов, по которым мы не сходимся в позициях», - отметил Медведев. «Впереди все-таки должна идти юридическая оценка тех или иных ситуаций, а не политическая. Хотя мы занимаемся практической политикой», - резюмировал президент.

В ходе кратковременного визита британскому премьеру предстоит также встреча с российскими правозащитниками. На встречу были приглашены глава центра «Мемориал» Олег Орлов, глава Московской хельсинкской группы Людмила Алексеева, а также директор российского отделения Transparency International Елена Панфилова, отмечает РИА «Новости». Однако Алексеева и Панфилова уже заявили, что принять участие во встрече не смогут.

Возможно, на встрече планируется обсудить спектр проблем с правами человека в России. Ранее четыре британских министра иностранных дел - Малькольм Рифкинд, Дэвид Милибэнд, Маргарет Бекетт и Джек Стро - просили Кэмерона поднять этот вопрос, а также обсудить проблему коррупции – в частности, в связи с гибелью в СИЗО юриста Сергея Магнитского, отмечает BBC.


DV-News