Тоже перезагрузились? Прямая речь Анатолий Адамишин, в 1986-1990 годах заместитель главы МИД СССР, в 1992-1994 годах первый заместитель главы МИД РФ:

13.09.2011

Тоже перезагрузились? Прямая речь

Анатолий Адамишин, в 1986-1990 годах заместитель главы МИД СССР, в 1992-1994 годах первый заместитель главы МИД РФ:

— Нет, англичане не из тех людей, кто быстро забывает обиды. А убийство подданного они считают серьезной обидой и подозревают, что это сделали люди из России. Пока вопрос с Литвиненко и Луговым так или иначе решен не будет, мы выше определенного уровня в отношениях не поднимемся. Есть два пути: либо англичане должны приехать сюда и допрашивать Лугового, либо он сам должен поехать туда. Еще когда пришли консерваторы к власти, меня спрашивали, будет ли перезагрузка в российско-британских отношениях. И я сказал, что будет лишь некоторое улучшение, прежде всего в экономической области. Такая ситуация остается и на сегодняшний день.

Владимир Буковский, писатель, диссидент (Лондон):

— Нет, ведь такой задачи и не было. Визит Кэмерона носил протокольный характер, и в Британии от него никто ничего не ждал. Помимо дела Литвиненко между Россией и Британией существует масса проблем. Достаточно вспомнить недавние рейды полицейских в московский офис ВР. Медведев в своих оптимистичных заявлениях предлагает забыть прошлое и сконцентрироваться на сегодняшнем дне, но так не бывает. Прошлое всегда в большой степени определяет будущее. И дело Литвиненко, и война с Грузией, и конфликты с ВР остаются на повестке дня. И никаких перспектив для улучшения отношений при нынешнем режиме в России нет.

Андрей Луговой, депутат Госдумы:

— До перезагрузки российско-британских отношений еще очень далеко. Чтобы она произошла, британцам надо преодолеть стиль привычного колониального мышления. И потом британцы очень меркантильны: все, что касается бизнеса и экономики, они будут активно развивать, а в политическом отношении каждый раз будут придираться к каким-то историям, пытаясь дискредитировать Россию. Не сомневаюсь, что скоро они займутся и делом Магнитского и обязательно что-нибудь вычудят.

Наталья Нарочницкая, президент Фонда исторической перспективы, политолог:

— Нет, ведь Британия самый постоянный наш геополитический соперник. Острых проблем на самом деле нет — их создает Британия. Она претендует на то, чтобы Россия меняла свое внутреннее законодательство, соответствовала нормам и традициям, которыми руководствуется Британия. Да и в визовом отношении Британия, с одной стороны, принимает иммигрантов кучами, отчего Оксфорд-стрит уже похожа на Гарлем, и в то же время, чтобы из Франции с шенгеном попасть в Британию на поезде, надо выправлять дополнительные документы. У нас разногласия по Грузии, Цхинвалу, Косово. Но есть они и с другими странами, и это не мешает в культурном и научном смысле. Так что встречи эти все равно полезны, это нормализация отношений и обретение какого-то рабочего характера.

Анна Севортьян, директор российского офиса Human Rights Watch:

— Термин "перезагрузка" не пришелся ко двору ни той, ни другой стороне, но отношения, несомненно, потеплели. Когда лидеры смотрят друг другу в глаза, это существенный шаг навстречу. Такие встречи происходят не ради перезагрузки, а ради возможности адекватно сотрудничать. Я была на встрече Кэмерона с правозащитниками. Это был закрытый разговор, и могу только назвать круг вопросов, которые обсуждались. Говорили о ситуации на Северном Кавказе, неисполнении решений Европейского суда, свободе прессы, о нерасследованных убийствах правозащитников и журналистов, делах Магнитского и Ходорковского. Ничего нового в этом списке нет, это честное отражение российских болевых точек.

Владимир Орлов, президент Центра политических исследований России:

— Нет, но удалось убить часть вирусов, которые отравляли наши отношения. Это личностные моменты, связанные с именами Литвиненко, Березовского, с Британским советом. И уже самим фактом визита эти проблемы можно считать частично преодоленными. Но Британия некогда активно ставила под вопрос эффективность медведевско-путинского тандема, и наша сторона не могла забыть это в один момент. Чтобы перезагрузить отношения, потребуется много времени и много встреч.


Газета Коммерсант