Леонид Велехов. Куба и Грузия: разные эмбарго Леонид Велехов об экономических санкциях против двух стран

19.09.2011

Леонид Велехов. Куба и Грузия: разные эмбарго

Леонид Велехов об экономических санкциях против двух стран

Америка решила продлить действие эмбарго в отношении Кубы. Как и многое, связанное с Кубой, — например, длительность правления клана Кастро или масштабы эмиграции с острова за этот период (страну покинула шестая часть населения), — американское эмбарго давно просится в Книгу Гиннесса.

В виде полноценного нормативного акта оно вступило в силу в 1963 году, хотя первые экономические санкции были введены еще в 1960-м сразу после того, как Кастро, едва придя к власти, экспроприировал находившуюся на острове собственность граждан и корпораций США.

Эмбарго включает в себя запреты на торгово-экономическое сотрудничество и посещение Кубы. Все эти запреты давно похожи на решето, причем последние самые крупные дырки в нем проделала администрация Обамы, разрешив проживающим в Штатах кубинцам гораздо чаще, чем прежде, посещать родственников на Кубе и приглашать их к себе, а также переводить на Кубу деньги.

В результате в 2010 году американцы кубинского происхождения составили пятую часть всех туристов, посетивших остров (3,3 млн из 16 млн). Подсчеты денежных потоков, устремившихся в последние годы на Кубу из США, весьма приблизительны, но совершенно очевидно, что они составляют одну из важнейших статей доходов кубинского государства и существенно помогают режиму держаться на плаву. На это, кстати, часто пеняют радикально настроенные американские политики: мол, содержим Кастро!

Тем не менее обличительная риторика в адрес американского эмбарго, которое кубинская власть называет «жестокой, зверской блокадой» и «актом геноцида», не иссякает. Вот и сейчас Гавана разразилась очередной тирадой, заявив, что национальной экономике за годы эмбарго нанесен ущерб в размере 104 млрд долл. Удивительная точность подсчетов, хотя совершенно непонятно, по какой методике они произведены. При этом сами кубинские власти не делают никаких шагов, которые способствовали бы отмене санкций. Ведь национализированную американскую собственность так и не вернули хозяевам.

Но дело даже не в этом. А в том, что отмена эмбарго нужна многим, только не кубинской власти. Она нужна американским предпринимателям, прежде всего кубинского происхождения, которые видят перспективы своего бизнеса на Кубе (и нередко пытаются реализовать их в обход американских законов при попустительстве коррумпированных местных властей). Она нужна американцам, не имеющим родственников на Кубе, но желающим посетить сей уголок земли (и многие делают это на свой страх и риск, приезжая на Кубу через третьи страны, при попустительстве коррумпированных кубинских погранслужб, которые не имеют права впускать их в страну).

А кубинскому режиму зачем отмена эмбарго? Власти впору на него молиться, считать своим талисманом, оберегом. В течение десятилетий власть объясняет американскими происками царящую на острове нищету. В стране с некогда богатейшими сельскохозяйственными угодьями нечего есть, элементарные продукты питания отпускаются по карточкам (а на свободном рынке, появившемся в самое последнее время, — по недоступным для многих ценам). Кто виноват? Коммунистическая власть с ее неэффективной экономической политикой? Нет, конечно. Американское эмбарго. Оно для кубинского режима, как та война, которая все спишет.

Кубинские власти не случайно подменяют понятия, называя эмбарго блокадой. В блокаду действительно остается только выживать. Власть, против которой введены экономические санкции, часто умело их использует. Но каждая — по-своему, в парадигме общих мировоззрений. Тоталитарному режиму изоляция, пусть и частичная, только на пользу: открытая экономика, как и открытая политика, ему вовсе, как говорил Воланд, не к лицу. Не было бы эмбарго — давно не было бы и Кастро.

А вот пример противоположного свойства. Последовательно вводя, начиная с 2006 года, санкции против Грузии (повышение цен на газ, эмбарго на вино и минеральную воду, торговая, транспортная, почтовая блокада, отмена выдачи виз), Россия считала, что в этих условиях ее соседка долго не протянет.

В чем-то похоже на американо-кубинскую историю: ведь точно так же думали пятьдесят лет назад Штаты, вводя санкции против Кубы. Но российские санкции, нанеся, конечно, ущерб Грузии, заставили ее диверсифицировать свою экономику и дополнительно мотивировали радикальные реформы, начавшиеся в стране в 2004 году.

И Грузия выстояла, опровергнув миф о некоей фатальной зависимости ее экономики от России: ВВП страны за годы реформ вырос почти на 50% при том, что удельный вес России в ее экспорте и импорте упал на порядок.

И этого мало: не так давно на попятный решили пойти в Москве, которой нужно согласие Тбилиси на наше вступление в ВТО. Глава Роспотребнадзора Геннадий Онищенко заявил, что Россия «не прочь» вернуть грузинские вина-воды на свой рынок. Но только что-то уже грузины не торопятся.


Газета Московские новости