Михаил Вигнанский, Анна Левинская. Хачатуряну сказано стать грузинским Тбилиси объявил брендовую войну России и остальному миру

21.09.2011

Михаил Вигнанский, Анна Левинская. Хачатуряну сказано стать грузинским

Тбилиси объявил брендовую войну России и остальному миру

Тбилиси требует признать чачу, боржоми и грузинские марки вина своим достоянием и настаивает на запрете производить его в других странах. В понедельник Грузия по каналам внешнеполитического ведомства при помощи Швейцарии как страны-посредника передала России список товарных знаков, которые Национальный центр интеллектуального имущества «Грузпатент» в конце минувшей недели зарегистрировал как местные бренды. «Требование Грузии легитимно, довольна им Россия или нет, придется выполнять», — заявила на брифинге замминистра иностранных дел Нино Каландадзе.

В направленном в Москву списке 18 марок вин, три сорта минеральной воды и 16 наименований иной продукции включая сыры, а также чачу и чурчхелу. «Теперь мы ожидаем положительного ответа на признания от «Роспатента», которое должно последовать по обязательствам, заключенным в 2004 году», — заявила «МН» замруководителя «Грузпатента» Эка Эгутия.

Обязательства эти проистекают из соглашения, заключенного министрами экономики России и Грузии. В соответствии с ним эксперты двух стран обмениваются списками товаров, «являющихся наименованием географических объектов, расположенных на территории государств сторон, с целью предотвращения их незаконной регистрации».

Партнер международной юридической компании Goltsblat BLP Владимир Чикин убежден, что этот документ призван защищать только товарные знаки, названные в честь местных географических объектов, например боржоми.

«Соглашение не предусматривает, что в России нельзя изготавливать товар под товарным знаком чурчхела — это не географическое наименование, а название еды, — объясняет в беседе с «МН» Владимир Чикин. — Также вызывает легкое недоумение, почему в списке присутствует виноградный самогон чача. Никогда не встречал, чтобы чача называлась по имени географического объекта».

Эка Эгутия рассказала «МН», что полгода назад Центральный Кизлярский НИИ винодельческой, пивоваренной, безалкогольной промышленности и напитков пытался зарегистрировать в «Роспатенте» 18 марок грузинского вина. «Мы это письменно опротестовали, и «Роспатент» обещал учесть нашу позицию», — говорит Эгутия.

Вина и иные грузинские товары были выдворены из России в 2006 году. На днях депутат парламента Тбилиси, лидер оппозиционной партии «Свободная Грузия» Каха Кукава, который регулярно встречается в Москве с Главным санитарным врачом России Геннадием Онищенко, сообщил, что до конца этого месяца шесть или семь грузинских компаний объявят о возвращении на российский рынок.

Российское направление не единственное, на котором «Грузпатент» начал брендовую войну. Киндзмараули местного розлива видели на прилавках магазинов в Германии, ахашени — на Украине.

Наиболее трудные переговоры ждут Грузию с соседней Арменией. Еще в январе авторитетный грузинский еженедельник «Квирис палитра» («Палитра недели») написал, что в «русских супермаркетах» сразу нескольких городов Франции вино саперави продают как армянскую продукцию, хачапури представлено как армянское изделие «хачатурян», а чурчхела реализуется как армянская сладость. В некоторых супермаркетах США боржоми также продавали как армянскую воду.

Однако договоренности с Арменией, аналогичного той, что заключена с Россией, у Грузии в настоящий момент нет. До 2008 года, когда Тбилиси заявил о выходе из состава СНГ, права грузинских товаров защищало подписанное в рамках Содружества в 1999 году соглашение. Теперь же Тбилиси заключает эти договоренности на двусторонней основе.

В августе Грузия вернула себе торговый знак вина хванчкара, который в 2005 году с разрешения патентного бюро США получила компания Dozortsev&Sons. Тбилиси также не позволил этой компании завладеть товарным знаком еще одного грузинского вина — киндзмараули, что дало возможность экспортировать вина этих марок на американский рынок.


Газета Московские новости