Илья Мильштейн. Фунафути, любовь моя Российская дипломатия купила себе немножко Тувалу

26.09.2011

Илья Мильштейн. Фунафути, любовь моя

Российская дипломатия купила себе немножко Тувалу

Что мы знаем о Мировом океане? Довольно много, но главная, потрясающая воображение мысль сводится к его неисчерпаемости. Запасы воды практически безграничны.

А что мы знаем о странах Океании? Почти ничего, и знали бы еще меньше, если бы иногда, заглядывая в новостные ленты, не поражались очередной сенсации. Сообщению о том, что еще одна владычица морей, о существовании которой мы даже не догадывались, признала независимость Абхазии и Южной Осетии.

Неисчерпаемость океана и политическая всеядность определяют стиль российской внешней политики в отношениях с Грузией.

Еще важнее, как бы поточнее выразиться, образовательный процесс. Тут двойная выгода: новая победа отечественной дипломатии всегда соединяется с расширением географического кругозора россиян. Так в детстве, коллекционируя марки, мы открывали для себя неведомые страны: Танганьику, Французскую Гвиану, Бутан. Впадая в детство вместе с г-ном Лавровым, мы живо интересуемся неведомыми прежде островками суши посреди необозримой океанской пустыни. Мы заучиваем наизусть эти звонкие, таинственные тихоокеанские названия: Науру, Вануату, Тувалу.

Так, мы узнаем о том, что далекий, но братский наурский народ с недавних пор — с тех пор, как там кончились фосфаты, — увлекся весьма своеобразным, но перспективным бизнесом: стал устанавливать дипотношения с непризнанными государствами. За деньги. Например, с Тайванем, потом с Китаем, в обмен на разрыв связей с Тайбэем, а позже, когда кончились юани, снова с Тайванем. Известна и цена всемирной наурской отзывчивости: 50 миллионов долларов, которые Россия, говорят, заплатила за признание Цхинвали и Сухуми.

Одновременно мы приобщаемся к непростой политической жизни на островах Вануату. Там после смены правительства в июне отозвали решение о признании Абхазии, но неделю спустя, когда к власти вернулся прежний премьер, россияне могли вздохнуть с облегчением: как нам сообщили тихоокеанские источники, «признание независимости Абхазии Республикой Вануату юридически не прерывалось». И если там не случится новый переворот, замысленный, по слухам, грузинскими эмиссарами, то вековая дружба народов России, Абхазии и Вануату будет только крепнуть.

Из того же оптимистического ряда и свежая новость из Фунафути — столицы Тувалу. Точнее, из Сухуми и Цхинвали, где на днях гостила представительная островная делегация во главе с премьером Вилли Телави. И все честь по чести: «преследуя цели и принципы устава ООН», сказано в подписанных документах, «международного права и договоров, касающихся суверенного равенства государств, поддержания… территориальной целостности» Фунафути устанавливает дипломатические отношения с Абхазией и Южной Осетией.

Правда, об этих островитянах мы знаем совсем уж мало. А то, что знаем, склоняет к мыслям неоднозначным. Говоря дипломатическим языком, вызывает немалые озабоченности. И они, эти озабоченности, возникают не на пустом месте.

Известно, например, что в течение минувшего десятилетия Тувалу сдавала свой телефонный код компаниям, практиковавшим секс по телефону. Доходы исчислялись суммой, равной почти 2 миллионам долларов, но позже, по причинам религиозным и моральным, правительство Тувалу отказалось от этого способа пополнения государственной казны. И тут закрадывается подозрение: не обменяли ли коварные островитяне один вид услуг на другой, уже причисленный к местным ремеслам в стране Науру? И если это так, то выходит, что дипломатическая война с Грузией сегодня выгоднее, чем секс по телефону?

Все это важные вопросы, но они не должны заслонять главного. То есть познавательного, коллекционного характера российской внешней политики, ныряющей в такие глубины Мирового океана, о которых никто раньше и помыслить не мог. Разуму этого постичь не дано. Разум постигает лишь простые вещи. Оттого так много плоских и явно недобросовестных комментариев, содержащих прямые выпады в адрес нашей дипломатии. Мол, денег у России много, девать некуда, вот она и покупает своим сателлитам признательность разных неведомых островитян, выставляя себя на посмешище. Время покажет, кто был прав, когда океан поглотит сушу.

Илья Мильштейн,

журналист


Новая газета