«Восточное партнерство» Евросоюзу не по силам Как провалилась попытка выдавить Россию из западной части постсоветского пространства

30.09.2011

«Восточное партнерство» Евросоюзу не по силам

Как провалилась попытка выдавить Россию из западной части постсоветского пространства

Глава Еврокомиссии Мануэль Баррозу и Виктор Янукович на саммите в Варшаве, фото: REUTERS

В Варшаве завершает работу саммит «Восточного партнерства» — программы ЕС по сотрудничеству с шестью постсоветскими странами: Азербайджаном, Арменией, Белоруссией, Грузией, Молдавией и Украиной. Характерно, что лидеры Франции и Великобритании не посчитали нужным приехать.

— Отсутствие Саркози и Кэмерона участники саммита оправдывают тем, что на восточном направлении у Евросоюза и так все в порядке. В действительности же за фасадом «Восточного партнерства» находится пустота, — считает главный редактор журнала «Россия в глобальной политике» Федор Лукьянов.

Реальными целями «Восточного партнерства» были слом СНГ, ЕврАзЭС и Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), недопущение формализации союзных отношений между Россией и Белоруссией. Иными словами, изоляция Москвы от шести из двенадцати государств-членов СНГ.

Своего пика настроения «обуздать Россию» достигли после войны 2008 года в Южной Осетии. По мнению Лукьянова, Брюссель сразу после сбоытий предпринял меры, чтобы институционально притянуть страны с западной части постсоветского пространства к Евросоюзу.

В конечном итоге Евросоюз собирался осуществить частичную интеграцию шести стран в евро-атлантические структуры в диапазоне от ЕС до НАТО.

— Посулы Евросоюза о перспективах углубления сотрудничества в рамках «Восточного партнерства» являются блефом — на самом деле ему сейчас не до этого, — полагает генеральный директор Центра политической конъюнктуры Сергей Михеев. — На повестке дня Европы возможный дефолт Греции, экономические трудности Португалии и Италии.

Отказаться от провалившегося проекта в Брюсселе также не могут, считает Сергей Лукьянов. Слишком уж с большой помпой открывалось «Восточное партнерство» в 2008 году, слишком большие надежды возлагались на него.

— Не следует забывать и о переменах в самих странах «Восточного партнерства». После президентских выборов в Белоруссии последние европейские иллюзии в отношении этого режима улетучились, — говорит Лукьянов. — С Украиной тоже все непросто: в первую очередь в связи с процессом против Юлии Тимошенко. Грузию продолжают морально поддерживать, но очарования от «демократии Саакашвили» уже нет.

В стратегию Брюсселя внесла существенные коррективы и «арабская весна».

— В Евросоюзе возрождается идея так называемого Средиземноморского союза — с Египтом, Тунисом, Ливией. Именно туда будут переброшены экономические мостики и финансовые потоки, — прогнозирует немецкий политолог Александр Рар. — Эту идею уже пять лет вынашивает французский лидер Николя Саркози. Перед президентскими выборами он нуждается в ее реализации.

В этом случае Саркози, как полагает Рар, сможет претендовать на роль лидера внешней политики Европы. И в конечном итоге — содействовать решению актуальных для ЕС вызовов и угроз. Таких как массовая миграция из стран Магриба и энергетический дефицит, возникший в связи с кризисом в Ливии.


Газета Известия