Похитители требовали отказаться от данных ранее показаний

27.02.2012

11 февраля 2012 года в Правозащитный центр «Мемориал» с письменным заявлением обратился уроженец г. Нальчик Кабардино-Балкарской Республики, проживающий шесть лет в г. Пятигорск Ставропольского края Казбулат Валерьевич Лабазанов, 1993 г.р. Он сообщил, что 10 февраля 2012 года в 13:25 он выехал из г. Нальчик в Пятигорск на маршрутном такси. Выходя из маршрутного такси на вокзале в г. Пятигорск, примерно в 14:40, его схватили неизвестные люди. Один из них подошел к нему и показал удостоверение, которое Казбулат не успел рассмотреть. Они насильно заставили его сесть в их автомобиль серого цвета, марку которого он также не успел определить, и не сказали, куда увозят. Ему на лицо натянули его же шапку, надели на голову пакет. При этом похитители избивали его, оскорбляли, угрожали сфабриковать против него, матери и тёти, уголовное дело. Он отмечает, что похитители обещали найти в доме его тёти в г. Нальчик оружие, боеприпасы, если он не откажется от данных ранее показаний в качестве свидетеля по делу В.П. Двораковского, и не подпишет новые показания, которые ему представят. По словам Лабазанова, опасаясь за свою жизнь и здоровье, а также своих близких, он согласился подписать нужные похитителям показания. Лабазанов утверждает, что он оговорил себя.
Казбулат сообщил, что его привезли в центр «Э», где он под угрозами применения силы взял в руки неизвестный ему предмет, похожий на кусок мыла, обмотанный скотчем и дюбелями. Лабазанова заставили поцарапать этот предмет ногтями. Затем его отвезли на пустырь в микрорайон Вольный Аул г. Нальчика, куда приехал дознаватель Хитиков и другие сотрудники силовых структур. Казбулат утверждает, что они пригласили понятых и инсценировали его задержание, а также изъятие у него самодельного взрывного устройства.
Адвокат, с которым родители Казбулата заключили соглашение, сообщил, что по состоянию на 20 февраля подзащитный находится в ИВС г. Нальчик и обвиняется по ч. 1 ст. 222 (незаконное приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение огнестрельного оружия, его основных частей, боеприпасов (за исключением гражданского гладкоствольного, его основных частей и боеприпасов к нему), взрывчатых веществ или взрывных устройств) УК РФ.
С письменными заявлениями Лабазанов обратился в прокуратуру Кабардино-Балкарии, правозащитные организации с просьбой восстановить его нарушенные права. Он опасается мести похитителей и не исключает, что они могут посещать его в ИВС и оказывать давление.

В своем заявлении Казбулат также сообщает, что 6 марта 2011 года, примерно около 5:40, позвонила супруга его знакомого Эмма Садулоева. Она сообщила, что в доме, в котором она проживает со своим супругом Виктором Двораковским (ул. Шоссейная, 18-а), лопнула батарея, она не может находиться со своим маленьким ребёнком в холодной квартире. Эмма просила разрешить пожить ей в доме Лабазановых до устранения неполадок с отоплением. Семья согласилась принять Эмму и в 6:30 Казбулат встретил ее во дворе дома и проводил в квартиру. Во второй половине того же дня он узнал от Эммы, что в ее доме находятся сотрудники правоохранительных органов, и вызывают ее на допрос. Лабазанов предложил ей пойти е на допрос на следующий деньвмест. Сотрудники правоохранительных органов продолжали звонить Эмме и требовать явиться. Эмма согласилась на встречу с сотрудниками правоохранительных органов в кафе «Рома-Пицца» на ул. Кирова. Они обещали, что на встречу приедет следователь и допросит ее на месте, но этого не произошло. Казбулат отправился на встречу вместе с Эммой, её матерью, однако вместо следователя их встретил уже знакомый им сотрудник ФСБ, который представился Валерием Сергеевичем. Как поясняет Лабазанов, знакомство с Валерием Сергеевичем состоялась полгода назад. Казбулат и его беременная супруга возвращались из поликлиники г. Пятигорск. По дороге супруги встретили Эмму Садулоеву и вместе направились домой к Лабазановым. Проходя мимо трамвайной остановки, к ним подъехал автомобиль BMW-X5 с номерным знаком 111 26-й регион. Из него вышли четверо мужчин и окружили их. Они представились, и упомянутый Валерий Сергеевич показал удостоверение. Сотрудники силовых структур попросили поехать с ними для обыска в доме у Эммы. На просьбу предъявить постановление на обыск, они пояснили, что наличие их служебных удостоверений достаточно для его проведения. Лабазанов отказался ехать с ними и тогда они схватили его за шею, ударили коленом в живот и бросили в кусты, после чего уехали.
В кафе «Рома-Пицца» Валерий Сергеевич потребовал проехать с ним в отдел полиции. Мать Эммы стала возмущаться, на что сотрудник ФСБ пояснил о необходимости подробного допроса в кабинете у начальника уголовного розыска, поскольку у Эммы в доме произошел взрыв. Они отправились в здание ФСБ на ул. Козлова. Там с ними никаких бесед не проводили, и они поехали в отдел полиции (ул. Рубина, 2). В нем у Лабазанова в присутствии матери взяли объяснения, сняли отпечатки пальцев и сфотографировали. Этой же ночью сотрудники полиции поехали в дом к Лабазановым и провели в нем обыск. После обыска они забрали ноутбук и сумку Эммы, которую она забыла в доме Лабазановых. Сотрудники силовых структур заявили, что не вернут вещи до тех пор, пока не поймают мужа Эммы Садулоевой Виктора Петровича Двораковского. После обыска они снова вернулись в отдел полиции и дали письменные объяснения. Отпустили их только утром.
Примерно через три дня Казбулата вызвали в Следственное управление СК РФ по КБР (ул. Первомайская), где он подтвердил данные ранее объяснения. По его словам, беседа была снята на видео камеру. «У меня спрашивали о моих религиозных убеждениях, почему я являюсь мусульманином, по какой причине, на мой взгляд, столь большое количество русских ребят принимают ислам. Также прозвучал вопрос: «Все ли в вашей общине, придерживаются ислама салафитского толка?», - на что я ответил утвердительно. Также спрашивали про некого Юрия Сардарова или Сайдарова. Утверждали, что якобы с его телефона мне был звонок 6 марта 2011 года, в день взрыва в доме Э. Садулоевой. Однако мне об этом ничего не известно. Я посоветовал провести детализацию звонков и прояснить, состоялось ли соединение абонентов. После того, как сотрудники ФСБ выключили видео камеру, они стали склонять меня к внештатному сотрудничеству с ними. Уточнили, что приходить и докладывать не придется, а достаточно только позвонить им, также сказали, что «где надо, мы тебе поможем», «среди своих поднимем», на что я не дал определенного ответа. В впоследствии отказался, пояснив, что все равно я ничего не знаю о религиозном бандподполье, и не хочу с этим связываться и подставлять свою семью», - отметил в своем заявлении Лабазанов. После беседы его отпустили.
Кроме того, Лабазанов сообщил, что знаком с Виктором Двораковским. Весной 2010 года он, Двораковский и Владимиром Скирко отправились в г. Карабулак Республики Ингушетия. Двораковский и Скирко хотели переехать на туда постоянное местожительство, а Лабазанов - на некоторое время. По его словам, причиной отъезда послужило притеснение со стороны сотрудников правоохранительных органов в г. Пятигорск (постоянные обыски, задержания и избиения некоторых мусульман). В Карабулаке их должны были встретить знакомые в мечети. Однако, по словам Лабазанова, на встречу явились сотрудники полиции и доставили всех в отдел милиции для выяснения цели приезда. Затем отвели в камеру и избили, не задавая никаких вопросов. Лабазанов утверждает, что их избивали в течение четырех дней резиновыми дубинками по ребрам и ногам, в пах и живот. Продержали мужчин семь дней, после чего отпустили. Они вернулись домой. Как сообщил Лабазанов, Скирко находится под следствием и содержится в следственном изоляторе города г. Пятигорск «Белый лебедь».
В своем заявлении Лабазанов просит восстановить его нарушенные права.