О ситуации в Пригородном районе Северная Осетия

01.10.2001

О ситуации в Пригородном районе Северная Осетия
2001 год.
1. Историческая справка

Осенью 1992 года, в ночь с 31.10 на 1.11, на территории Пригородного района Северной Осетии произошло вооружённое столкновение между осетинами и ингушами. До сих пор не дана государственная юридическая оценка тем трагическим событиям, названным впоследствии осетино-ингушским конфликтом. До сих пор обе конфликтующие стороны обвиняют друг друга в инициировании данного конфликта. Ингушская сторона в качестве примера приводит факты убийства осетинами мирных граждан Пригородного района ингушской национальности, в период с января 1991 года и до момента конфликта. Эти преступления, за которыми не последовало расследования и наказания виновных, не прекращающиеся провокации со стороны официальной власти Северной Осетии вынудили ингушей использовать силовые методы в решении данной проблемы. Достаточно привести три примера убийств, совершённых сотрудниками осетинского МВД накануне конфликта. 20.10.92 г. мчавшийся по сельской улице БТР задавил девочку-ингушку. Водителя следствие сочло невиновным. Через день работники МВД Северной Осетии застрелил двух ингушей, жителей п. Южный, Пригородного района, Хаутиева Ибрагима Магамедовича, 1962 г.р. и Пугиева Умара Исаевича, 1960 г.р.. Имена убийц известны. Все они сотрудники ГАИ МВД Северной Осетии - Плиев, Каболов, Сагалаев, и Сюсин. На место преступления приехало практический всё руководство МВД Северной Осетии, которое пообещало родственникам убитых, что данное преступление будет раскрыто. Даже был задержан, один из убийц, Сюсин В.В.. Но он впоследствии был отпущен из СИЗО г. Владикавказа во время конфликта и возглавил бандитскую группу, занимавшуюся убийствами и захватам в заложники мирных жителей ингушской национальности на территории Пригородного района. И, наконец, 30.10.92г, днём, на автобусной остановке, выстрелом с крыши был убит житель с. Дачное, молодой парень Яндиев, а вечером, того же дня, начался обстрел ингушских кварталов с.с. Камбилеевка и Октябрьское. Стреляли из крупнокалиберных пулемётов. Вечером 31.10.92г. стало известно: на Черменском перекрёстке толпа разъярённых ингушей разоружила подразделения патрульно-постовой службы, а в самом селе Чермен ингуши вступили в бой с осетинской милицией, есть жертвы с той и с другой стороны.
Перед прибывшими в зону конфликта российскими миротворческими войсками была поставлена задача - разъединить противоборствующие стороны. Однако командование, прибывших в зону конфликта российских войск, и представитель Президента РФ, фактический заняли проосетинскую позицию. И об этом явно свидетельствуют их выступления по осетинскому телевиденью. Все сёла ингушей и места их компактного проживания были окружены войсками, местными осетинскими ополченцами и боевиками из Южной Осетии (Грузия), прибывших на территорию сопредельного иностранного государства на собственной бронетехники и в полной боевой экипировке. При этом СМИ Российской Федерации, в репортажах из зоны конфликта и не скрывали факт присутствия на территории России вооружённых банд из сопредельного государства. Под прикрытием "миротворцев" в ингушские сёла входили осетинские ополченцы и мародёры. Это привело к большому количеству жертв среди мирного населения Северной Осетии ингушской национальности. Именно после того, как российские военные "развели" конфликтующие стороны, установив границу раздела по ныне существующей границе между Ингушетией и Осетией, за этой границей, непосредственно в самом Пригородном районе и г. Владикавказ, начались массовые убийства и захват в заложники ингушей, жителей этого района. При этом их имущество разворовывалось, а дома уничтожались. В результате такой политики, по официальным данным со стороны ингушей погибло 407 человек мирных жителей, из них женщин 33 детей до 15 лет-12. 185 ингушей до сих пор числится как пропавшие без вести. Есть свидетельства, что непосредственно за 6 дней конфликта погибло чуть более 30 человек, тогда как остальные были убиты впоследствии, из числа тех, кого брали в заложники. За 9 лет постконфликтного периода разграблено и разрушено 3200 домовладения, принадлежащих ингушам. Полностью разрушены 9 из 16 населённых пунктов компактного проживания ингушей. Около 60 тысяч жителей Пригородного района ингушской национальности оказались изгнанными из своих домов. Большая часть из этих людей, вот уже в течение 9 лет, в качестве вынужденных переселенцев проживает на территории Ингушетии.
Совсем по иному представляет события тех дней осетинская сторона. В качестве примера достаточно привести выдержку из книги доктора исторических наук Р. Бзарова " Рассказы по истории Северной Осетии" (1994г.): "Ночью 31 октября 1992 года ингушские отряды вторглись на землю Северной Осетии. Ингуши начали войну, чтобы захватить часть Пригородного района.
Пять дней продолжались бои в Пригородном районе и на окраинах Владикавказа. На защиту Осетии встали тысячи добровольцев. Люди разных национальностей вышли защищать свои дома, свою общую родину. Через перевал бросились на помощь закалённые в боях югоосетинские отряды. Враг был разбит и отброшен на свою территорию. Осетинский народ доказал всему миру своё единство и готовность защищать свою родину. Год Отечественной войны на Юге и Севере ещё раз показал, что главная цель самая короткая дорога к миру – объединение Осетии". И это книга является учебным пособием в осетинских школах. Это уже не мнение отдельных политиков – это государственная идеология. А чтобы у историков будущего не возникла желания дать истинную картину недавнего прошлого, из государственных архивов Северной Осетии десятками тысяч стали исчезать оригинальные документы по истории Терского края, истории соседних народов. Об этом не раз писала газета "Северная Осетия" (" Не частное архивное дело", газета "Северная Осетия" от 21 октября 2001 года, "Северная Осетия" от 15 августа 2001года.). Среди исчезнувших дел такие, как " Дело о проверке количества земель земледельцев Терской области. 1891 год", "Переписка с сословно-поземельной комиссией о сословных правах горцев Северного Кавказа", " Материалы расследования нападения на Военно-грузинской дороге" и другие. Как пишет газета, исчезло много материалов, касающихся земельных отношений Терского края. И при этом не зафиксировано ни одной кражи, ни одного взлома строго охраняемого архива. Что это, как не попытка уничтожить исторические факты каким-либо образом упоминающие о проживании на территории Пригородного района ингушей.

2. Процесс возвращения вынужденных переселенцев.

Среди вынужденных переселенцев ингушской национальности, проживающих на территории Республики Ингушетия до сих пор актуальна проблема возвращения в места постоянного проживания в Пригородный район и г. Владикавказ РСО-А. Так, по данным Спецпредставительства Президента РФ в РСО-А и РИ, в 1993 –1995 годах заявление на возвращение домой, в Осетию подали 7287 семей вынужденных переселенцев ингушской национальности (40953чел.), проживающих в 27 населённых пунктах, из них прописка и факт проживания подтверждены у 5516 семей (31 224 чел.). К 2000 году количество желающих вернуться увеличилось и составляет в настоящее время 7582 семьи (42297 чел.). Как уже говорилось, первоначально ингушская сторона сообщала о 60 тысячах вынужденных переселенцев из Пригородного района Северной Осетии. Большинство из этих людей не могут восстановить утерянные документы, так как все инстанции Северной Осетии отказывают им в выдаче документов, как удостоверяющих личность, так и правоустанавливающих на жильё и другое имущество. В результате официальная цифра желающих вернуться резко расходится с цифрой вынужденных переселенцев представляемой Республикой Ингушетия в первые постконфликтные годы. Есть ещё причина, по которой появляется такая разноголосица в цифрах. В Пригородном районе до конфликта некоторая часть ингушей проживала без местной прописки. Это было вызвано тем, что в 1982 году Совмин ССР издал постановление №183 " Об ограничении прописки граждан в Пригородном районе Северо-Осетинской АССР". Постановление не упоминала лиц ингушской национальности, но осетинское руководство умело использовало это распоряжение для ограничения прописки для лиц ингушской национальности. Тем не менее, ингуши продолжали выкупать дома, строить новые и давать за это взятки.
Но, даже имея на руках правоустанавливающие документы, ингуши, годами вынуждены через суды доказывать право на владение своим имуществом, доказывать право на проживание на территории Пригородного района в своих собственных домах и сёлах. Суды и прокуратуры РСО-А в решении таких дел занимают одностороннюю позицию и при этом ссылаются на сроки исковой давности. Суды, прокуратура и руководство других официальных структур РСО-А полностью игнорируют законы и Конституцию Российской Федерации, распоряжения, постановления, указы Президента РФ и др. документы, принятые в частности и на межреспубликанском уровне. За прошедшее время на федеральном и межреспубликанском уровне принято и подписано 177 документов, из них документов подписанных федеральными органами государственной власти – 159, межреспубликанскими –18. В частности с осени 1992 года издано: Указов Президента РФ-41, Распоряжений Президента РФ - 5, Поручений Президента РФ – 6, заявлений и обращений Президента РФ – 4, Постановлений Правительства РФ – 21, Распоряжений Правительства РФ – 15, протоколов совещаний у Председателя Правительства и заместителя Председателя Правительства РФ – 10, постановления Съезда народных депутатов РСФСР –3, Постановления Президиума Верховного Совета РФ – 9, Постановления Совета Федерации РФ-12, Постановления Государственной Думы РФ-13, Постановления Конституционного суда РФ – 2, рабочие планы и программы, подписанные руководством РСО-А и РИ и представителями федеральных органов власти – 19. Только за период с 1999 по 2001 г.г. между Правительством РСО-А и РИ при посредничестве Полномочного Представителя Президента РФ в РСО-А и РИ подписано 7 соглашений, протоколов и рабочих планов, в которых обозначены конкретные мероприятия направленные на ликвидацию последствий конфликта осени 1992 года, с определением сроков их исполнения. На уровне министерств и ведомств, общественных объединений, старейшин, ветеранов, женских, молодёжных и творческих союзов, на сходах односельчан обеих национальностей проведено более 150 встреч, на которых также принимали решения и обращения. Но, к сожалению, подавляющее большинство из них так и остаются на бумаге, не претворяясь в жизнь. Так, например, один из первых указов Президента Российской Федерации " О порядке возвращения в места постоянного проживания беженцев и вынужденных переселенцев на территориях Республики Северная Осетия и Ингушская Республика", от 13.12 1993 года за № 2131, нельзя считать выполненным до сих пор. В этом указе, в пункт 2 сказано: " Совету Министров, Правительству Российской Федерации, Временной администрации, Совету Министров Республики Северная Осетия, Совету Министров Ингушской республики осуществить, начиная с декабря 1993 года возвращение и расселение беженцев и вынужденных переселенцев в места их прежнего проживания. На первом этапе – в населённые пункты Чермен, Донгарон, Дачное, Куртат, Пригородного района. Принять меры по комплексному решению проблемы беженцев и вынужденных переселенцев на территориях Республики Северная Осетия и Ингушской Республики". Фактический, по состоянию на 1.01.2001 года в обозначенных в указе населённых пунктах ситуация складывается следующим образом: в с. Чермен до конфликта проживала 5895 вернулось 4203 человека, в с. Донгарон проживало 529, вернулось 48 человек, в с. Дачное проживало 3407, вернулось 1853 человека, в с. Куртат проживало 3478, вернулось 350 человек. Процесс возвращения в эти сёла, к сожалению не завершён и продолжается до сих пор. Не лучшим образом обстоят дела и по
угим населённым пунктам Пригородного района РСО-А, возвращение в которые согласовано на всех федеральных уровнях. При этом на территории Пригородного района остаются сёла въезд в которые ингушам вообще запрещён по различным надуманным предлогам. 25 июля 1996 года Правительство РСО-А приняло Постановление " О зоне санитарной охраны источников питьевого водоснабжения", согласно которому территории сёл Чернореченская, Терк, Редант-2, Балта, попадающих в эту самую водоохранную зону, определяются как запретными для расселения. Что парадоксально попали в зону в основном домовладения принадлежащие ингушам, а тех, немногих жителей осетинской национальности, проживающих в зоне, никто отселять не собирается. По этому же сценарию органами местного самоуправления РСО-А принято решение о невозможности возвращения вынужденных переселенцев ингушской национальности (150 семей) в район новостроек п. Карца по причине прохождения рядом газопровода высокого давления. Но на таком же расстоянии от этого газопровода расположен п. Спутник с жилыми многоэтажными домами.
м же где руководству Северной Осетии не удаётся придумать "законные" причины, по которым люди не могут вернуться домой, используется местное население осетинской национальности, которое якобы " не готово к совместному проживанию с ингушами" из-за " медленного потепления морального климата". Такой "климат" сложился в с. Октябрьское, п. Южный и с. Ир ( В. Камбилеевская). В результате при попустительстве правоохранительных органов РСО-А, экстремистский настроенная часть осетин, жителей этих населённых пунктов, регулярно устраивают провокации против возвращающихся ингушских семей. Камнями забрасываю автобусы с вынужденными переселенцами, устраиваются поджоги временного жилья переселенцев (вагончики), перекрываются дороги, с целью воспрепятствовать проезду колон с беженцами и их имуществом и т.д. Только за период с марта 1998 года зафиксировано около 120 подобных случаев, с начало 1993 года в отношении граждан ингушской национальности на территории Пригородного района Северной Осетии совершено 480 зафиксированных преступлений, в результате которых есть десятки убитых, сотни раненных, захваченных в заложники. Ни одно уголовное дело в отношении виновных в этих преступлениях не доведено до суда. В качестве примера можно привести случай с захватом заложников ингушской национальности работниками МВД Северной Осетии 19 мая 1994 года на въезде в п. Карца. Есть свидетели преступления, в частности зам. Руководителя Временной Администрации в зоне конфликта в то время, Горев Ю.П., который вместе с заложниками был доставлен в отделение милиции Ленинского района г. Владикавказ. Есть факты, есть виновные, но судьба людей взятых в заложники по настоящее время не установлена. Безнаказанность порождает новые преступления, что в свою очередь ведёт к затягиванию и обострению конфликта в данном регион.

Экономические и социальные аспекты.

время конфликта осетинских домов сгорело не более 30. На сегодняшний день более 1000 домов считается восстановленными лицами осетинской национальности. За счёт федерального бюджета, разумеется. Есть основания предполагать, что расходование выделяемых федеральным центром средств на ликвидацию последствий осетино-ингушского конфликта проводится не по целевому назначению. Ежегодно в план строительно –восстановительных работ на территории Северной Осетии включаются и возводятся объекты жилья, соцбытучреждения, инженерные коммуникации, не пострадавшие в ходе конфликта. При этом, не встречая со стороны Специального Представительства Президента РФ в зоне конфликта никаких возражений. Замечания, высказываемые ингушской стороной специальному представителю Президента РФ при формировании плана строительно-восстановительных работ на очередной год, как правило, не учитываются, а вынужденным переселенцам, чьи дома действительно нуждаются в восстановлении (большинство домов были разрушены до основания), годами вынуждены собирать требуемые документы для получения необходимой им суммы, при чём в несколько этапов. Всего с 1994 года по 2001 государственная поддержка в возвращении оказана 18 тыс. вынужденных переселенцев ингушской национальности. В 1999 году эта цифра составляла 15 692 человека. И если в 1999 году такая помощь была оказана 2462 чел., то в 2000 помощь получило 2 208 человек. Как видно особой динамики к росту не наблюдается. Тем более, стоит отметить тот факт, что цифра 18 тыс. получивших помощь для возвращения, не означает, что 18 тыс. граждан вернулись в места прежнего проживания. Другими словами закрепление и адаптация возвратившихся вынужденных переселенцев происходит с трудом. По мнению спецпредставительства "основными причинами, сдерживающими процесс возвращения и обустройства вынужденных переселенцев, являются:
сравнительно слабая вовлечённость в работу по возвращению людей республиканских органов власти и управления, в том числе законодательных и представительных, некоторых категорий представителей общественности;
облемы обеспечения общественной и личной безопасности граждан в местах совместного проживания осетин и ингушей; обеспечение сохранности личного имущества граждан

всегда своевременная и адекватная реакция со стороны органов власти и местного самоуправления, правоохранительных органов по фактам явного и скрытого противодействия деструктивных сил возвращению людей и их обустройства;
риодическое обострение ситуации в Северо - Кавказском регионе, противоправные действия экстремистских и противоправных элементов; ситуация в Чеченской республике
но не достаточное финансирование мероприятии по ликвидации последствий конфликта из федерального бюджета; ограниченные возможности властей по приобретению, восстановлению и ремонту временного жилья;
сутствие необходимых социально-бытовых условий, неразвитость инфраструктур (неудовлетворительное состояние дорог, дефицит воды и газа, недостаток телефонной связи, радио и телеретрансляторов);
востребованность людских ресурсов (дефицит рабочих мест в постконфликтной зоне, где уровень безработицы доходит 70%);
деление жилого района бывшего проживания лиц ингушской национальности в СО под водоохранную зону, без проведения при этом независимой государственной юридической экспертизы.

удно не согласится с переведенными выше доводами. Однако в анализе спецпредстовительства не указывается на ком конкретно, прежде всего, отражаются эти объективные и субъективные причины. Все ингуши, работавшие в учреждениях, на заводах, и других предприятиях, расположенных на территории РСО-А, после конфликта были уволены без их на то согласия. В настоящее время в Северной Осетии приём ингушей по прежнему месту работы или на другие предприятия и учреждения не ведётся. На каждом шагу ингуши ощущают на себе ущемления во всех сферах жизнедеятельности, фактический являются гражданами "второго сорта".
09.2000 г. дети ингушских переселенцев, после восьмилетнего перерыва пришли в родную школу, расположенную в с. Куртат. Однако через несколько дней директор и преподаватели школы просто-напросто выпроводили ингушских детей, обучающихся в старших классах ( с 6-го по 11-ый), из школы, объясняя это тем, что осетинские дети ещё не готовы учится вместе с ингушскими детьми. Около 50 школьников оставались стоять вместе со своими родителями во дворе школы. Подошедшие к ним, через некоторое время, начальник участкового отдела сёл Куртат и Дачное, Константин Хампиев попросил всех покинуть двор школы и разойтись. На вопрос родителей, почему же их дети не допускаются в школу, получили короткий ответ: "Указ свыше". В представительстве РФ по вопросам урегулирования осетино-ингушского конфликта заявили, что ингушским школьникам достаточно написать заявление на имя директора школы с просьбой принять их в школу, так как они вернулись на прежнее место проживания. Но в течение недели, последовавшие за этим устным обещанием, ни один из учеников, пришедших с заявлениями, не был принят в школу. В течение месяца дети не могли ходить в школу. Решить проблему всё-таки удалось, но причины, которые порождают такие ситуации, не устранены. И этот случай с детьми не исключительный.
смотря на то, что президенты обеих республик, пришли к твёрдому убеждению в отношении приоритета Конституции и законов Российской Федерации в вопросах возвращения людей, тем не менее, этот процесс постоянно тормозится. Создаётся впечатление, что руководство Северной Осетии взяло на вооружение политику двойных стандартов. С одной стороны постоянно делаются заявление о необходимости возвращения граждан Северной Осетии ингушской национальности, с другой не принимается никаких мер, к тем, кто всяческий препятствует этому процессу на уровне местного самоуправления.
но дело когда ситуация обостряется деструктивными элементами, встречающиеся как с той так и с другой стороны, другое когда источниками дестабилизации являются представители властей, на которых собственно и лежит обязанность поддерживать порядок и законность на вверенной им территории.

тябрь 2001г. г. Назрань


Информация Представительства ПЦ "Мемориал" в Назрани.