К предыдущей главе... К следующей главе...



4.
КРАТКИЙ ОЧЕРК О НАСЕЛЕНИИ, ТЕРРИТОРИИ КОНФЛИКТА, ИСТОРИИ

4.1. РЕСПУБЛИКА СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ И ИНГУШСКАЯ РЕСПУБЛИКА

Обе Республики входят в состав Российской Федерации. Расположены на Северном Кавказе, занимая как высокогорные области Кавказа, так и предгорную равнину.

Площадь Республики Северная Осетия (РСО) составляет 8000 кв.км. Пахотные земли — около 2000 кв.км. Население — 632428 чел. (результаты переписи 1989 года), в том числе осетины 334876. Столица — город Владикавказ. Горожане составляют 71% от всего населения (данные 1985 г.).

Республика обладает значительным промышленным потенциалом. С юга Республика Северная Осетия граничит с Республикой Грузия, в состав которой входит территория Южной Осетии, где, начиная с 1989 г., шла гражданская война.

Территория Ингушской Республики (ИР) точно не определена, так как после распада Чечено-Ингушской АССР в 1991 г. и создания ИР в 1992 г. ее границы не были точно определены. По данным, представленным нам в Представительстве Президента России в ИР, всего в составе ИР было 2682 кв.км, в том числе пашни — 550 кв.км.

Население Ингушской Республики составляет 180-190 тыс.человек (точных данных нет; в 1979 г. в ЧИАССР проживало 134.7 тыс. ингушей). Большинство населения составляют ингуши.

Столица — город Назрань.

Промышленных предприятий на территории Республики мало, инфраструктура не развита.

4.2. ТЕРРИТОРИЯ КОНФЛИКТА

Конфликтом затронута часть равнины и предгорий Республики Северная Осетия (РСО) и Ингушской Республики (ИР). В меньшей степени конфликтом затронута горная часть этих республик.

Основная территория конфликта — это часть нынешнего Пригородного района РСО и ряд населенных пунктов, административно входящих в черту г.Владикавказа. Здесь в 1992 г. происходили вооруженные действия, отсюда были вынуждены бежать десятки тысяч людей, здесь же в настоящий момент продолжают совершаться диверсионные и террористические акты.

Площадь этой территории — 742 кв.км, в том числе пашни 569 кв.км.

На территории ИР расположена основная масса лагерей вынужденных переселенцев; в районах, прилегающих к территории РСО, также совершаются террористические и диверсионные акты.

karta2.JPG

4.3. КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ТЕРРИТОРИИ КОНФЛИКТА

В период после монгольского нашествия равнинная и предгорная части нынешней Северной Осетии и Ингушетии были заняты ногайцами и кабардинцами. Ингушские и осетинские поселения на этой территории известны уже с конца XVII века, однако лишь с присоединением к России Осетии (1774 г.) и Ингушетии (1810 г.) горцы смогли беспрепятственно переселяться с гор на равнину. На территории, примыкающей к Владикавказу (в том числе на территории нынешнего Пригородного района РСО), в XXVIII-начале XIX вв. существовали как чисто ингушские и осетинские, так и смешанные поселения. Русская крепость Владикавказ была основана в 1784 г. в зоне смешанных поселений. С 1860 года Владикавказ получил статус города (административный центр Терской области). К концу XIX в. в городе, кроме русских, жили осетины (около 3 тыс. человек), ингуши (около 400 человек) и др.

В результате политики правительства Российской Империи на Северном Кавказе, направленной на депортацию горцев из части равнинных и предгорных поселений и создание на их месте казачьих станиц, ингуши в середине XIX в. были выселены из ряда сел, расположенных на территории нынешнего Пригородного района, после чего на месте села Ангушт была построена казачья станица Тарская, на месте села Акхи-Юрт — станица Сунженская, на месте аула Алхасте — станица Фельдмаршальская, на месте аула Таузен-Юрт — станица Воронцовско-Дашковская, на месте аула Шолхи — хутор Тарский.

Гражданская война, в которой большинство ингушей выступило на стороне большевиков, привела к тому, что казачье население из вышеперечисленных станиц было депортировано, и они были заселены ингушами.

В 1921 г. декретом ВЦИК РСФСР была создана автономная Горская Социалистическая Республика со столицей во Владикавказе, делящаяся на шесть административных округов, в том числе Ингушский и Осетинский. Территория правобережья Терека, ныне составляющая основу Пригородного района РСО, относилась к Ингушскому округу.

В 1924 г. были образованы Ингушская и Северо-Осетинская автономные области, причем административные центры обеих этих областей располагались в г.Владикавказе.

Постановлением ВЦИК РСФСР в 1933 г. Орджоникидзе (Владикавказ) был передан Северной Осетии, а в 1934 г. была образована объединенная Чечено-Ингушская автономная область (затем Чечено-Ингушская АССР) со столицей в г. Грозном.

В феврале 1944 г. все чеченцы и ингуши, проживающие в ЧИАССР и прилегающих к ней территориях, были насильственно выселены в Казахстан и Среднюю Азию. Поводом для этого стало обвинение этих народов в борьбе против Советской власти и сотрудничестве с немецко-фашистскими агрессорами. Последствия этой преступной акции сталинского режима стали одним из основных источников нынешнего конфликта. Указом Президиума ВС СССР ЧИАССР была ликвидирована, а на ее территориях создана Грозненская область, часть же районов отошла к Дагестану, Грузии и Северной Осетии. На освободившиеся земли завозились переселенцы из близлежащих регионов, нередко против их воли.

Указами Президиума ВС СССР и Президиума ВС РСФСР в 1957 г. ЧИАССР была восстановлена, однако Пригородный район и часть Малгобекского района остались в составе Северной Осетии. В состав ЧИАССР были включены 3 новых района, ранее принадлежавшие Ставропольскому краю. Депортированные жители возвращались в места своего прежнего проживания. В Пригородном районе дома и имущество им возвращены не были, секретные нормативные акты, запрещающие продажу домов или сдачу жилплощади ингушам, остались в силе.

В 70-80-х годах во Владикавказе и Пригородном районе имели место межнациональные столкновения, наиболее острыми из которых были события во Владикавказе в 1981 г. После этого в 1982 г. Советом Министров СССР было принято постановление об ограничении прописки и купли-продажи домов в Пригородном районе. Аналогичное постановление в 1990 г. принял ВС Северной Осетии. При том, что в этих постановлениях не шла речь об ограничении по национальному признаку, реально они были направлены на уменьшение притока ингушей. Несмотря на это, возвращение ингушского населения в Пригородный район Северной Осетии продолжалось вплоть до осени 1992 г. Многие ингуши селились или покупали дома, не прописываясь при этом.

До 1944 г. численность населения Пригородного района составляла более 34 тыс. человек, из них 31 тыс. ингушей; в 1990 г. на данной территории было прописано около 40 тыс. человек, из них 17,5 тыс. ингушей.1

В 1963 г. руководство Северной Осетии отчасти изменило границы Пригородного района, убрав из его пределов некоторые населенные пункты с ингушским населением и присоединив к нему территории по левому берегу Терека.

Часть ингушского населения остро ставила вопрос о возвращении территории Пригородного района в его прежних границах в состав Чечено-Ингушетии. На волне осуждения преступлений тоталитарного режима во второй половине 80-х годов этот лозунг получил широкое распространение, его использовали политики, под этим лозунгом создавались общественные организации (например, Ингушский народный союз «Нийсхо»), что вызывало дальнейший рост напряженности в осетино-ингушских отношениях.

20 апреля 1991 г. ВС Северо-Осетинской АССР ввел в Пригородном районе и Владикавказе чрезвычайное положение, которое затем вплоть до осени 1992 г. регулярно продлялось Верховным Советом России.

26 апреля 1991 г. ВС РСФСР принял Закон «О реабилитации репрессированных народов», в статьях 3 и 6 которого говорится о территориальной реабилитации. При этом конкретных механизмов, позволяющих осуществить процесс изменения нынешних границ между субъектами Федерации, предложено не было. В процессе обсуждения этого законопроекта раздавались голоса (отнюдь не только депутатов от Северной Осетии) о том, что принятие данного закона в таком виде неизбежно приведет к территориальным спорам, а значит — к кровопролитию. Принятие закона дало новый толчок эскалации напряженности в регионе.

Осенью этого же года в Чечено-Ингушетии произошли события, приведшие к самопровозглашению независимого Чеченского государства. На территории же Ингушетии вплоть до декабря 1992 г. практически отсутствовала единая государственная власть.

В ноябре 1991 г. решением Верховного Совета Северной Осетии были созданы незаконные вооруженные формирования — республиканская гвардия и народное ополчение.

В течение 1991 г. и вплоть до конца октября 1992 г. на территории конфликта совершались многочисленные, явно провокационного характера акты насилия: убийства осетин и ингушей, взрывы ингушских домов. Обеими сторонами в регионе накапливалось оружие.

4 июня 1992 г. ВС России принял Закон об образовании Ингушской Республики без определения границ этой Республики, что привело к обострению территориальных споров в регионе: между Чечней и Ингушетией по поводу Сунженского района и между Ингушетией и Северной Осетией по поводу Пригородного района.

24 октября 1992 г. в столице Ингушетии Назрани объединенная сессия трех райсоветов Ингушетии и депутатской группы Пригородного района Северной Осетии «выражая волю ингушского народа и в целях защиты своих родственников, проживающих в Северной Осетии» приняла противоречащее законодательству России решение «объединить добровольцев в отряды самообороны и организовать их дежурство во всех населенных пунктах Пригородного района Северной Осетии, где проживают ингуши. Дежурство отрядов осуществлять до передачи под юрисдикцию Ингушской Республики всех отторгнутых сталинским режимом земель». Это постановление возлагало руководство отрядами на отделы внутренних дел трех районов Ингушетии; для обеспечения безопасности добровольцам и ингушам, проживающим в Пригородном районе, разрешалось «использование личного огнестрельного и другого оружия...».

В ответ ВС Северной Осетии обратился с ультимативным требованием о разоружении ингушских отрядов и разблокировании всех населенных пунктов, угрожая в противном случае провести боевую операцию с использованием республиканской гвардии и отрядов народного ополчения. При этом руководство внутренних войск России уклонилось от активных действий в районе чрезвычайного положения, считая, что образ действий, предложенный североосетинским руководством, ведет к крупному кровопролитию.

26 октября после ряда обсуждений Президиум ВС России предложил смешанной комиссии с участием осетинских и ингушских представителей подготовить проект решения спорных ингушско-осетинских вопросов.

В ночь с 30 на 31 октября в селах Дачное, Октябрьское, Камбилеевское, Куртат произошли столкновения между осетинскими и ингушскими вооруженными формированиями. В 6 часов 30 минут 31 октября вооруженные отряды, вошедшие на территорию Пригородного района из Ингушетии, у села Чермен разоружили пост внутренних войск МВД РФ, напали на пост ГАИ и поселковое отделение милиции.

В течение нескольких дней после этого в Пригородном районе РСО, в г.Владикавказе и прилегающих поселках произошли вооруженные столкновения, в которых участвовали осетинские и ингушские вооруженные формирования (в том числе — пришедшие сюда из Ингушетии), а затем — подразделения Российской армии и внутренних войск МВД РФ. В результате боевых действий имеется большое количество погибших и раненых (в том числе среди мирного населения) с обеих сторон, громадные разрушения жилого фонда, десятки тысяч вынужденных переселенцев.

По данным Прокуратуры РФ в период вооруженного конфликта с 31 октября по 5 ноября 1992 г. в результате конфликта погибло 583 человека, в том числе 350 ингушей и 192 осетина, было ранено 939 человек, в том числе 457 ингушей и 379 осетин, пропал без вести 261 человек, в том числе 208 ингушей и 37 осетин, подверглись незаконному лишению свободы в качестве заложников 1093 человека, в том числе 708 ингушей и 289 осетин.

Местные жители называют эти трагические события войной.

2 ноября 1992 г. в ряде районов РСО и ИР Указом Президента РФ было объявлено чрезвычайное положение (ЧП), которое с тех пор периодически продлевается. Руководство по осуществлению режима ЧП было возложено на Временную администрацию, глава которой назначается из Москвы (о Временной администрации см. в соответствующем разделе).