К предыдущей главе... К следующей главе...

ВВЕДЕНИЕ

В Германии многие думают, что война в Югославии — это первая война внутри социалистического блока после его распада, после распада СССР. На самом деле на территории бывшего Советского Союза в процессе и после распада СССР образовалось шесть очагов военных конфликтов (Таджикистан, Нагорный Карабах, Приднестровье, Южная Осетия, Абхазия, Чечня). Так что СНГ не удалось избежать судьбы Югославии. Немецкую общественность и немецких политиков, исключая немногих, никогда серьезно не интересовал ни один из этих конфликтов, кроме чеченского. Правозащитный центр «Мемориал» (Москва), напротив, начиная с весны 1990 года, когда он был образован (а отдельные его члены с конца 80-х годов), неоднократно организовывал наблюдательные и посреднические миссии в так называемые горячие точки в СССР/СНГ. Цель этих миссий в первую очередь состоит в наблюдении развития конфликта, положения в гуманитарной области и в области прав человека. Иногда ПЦ «Мемориал» играет роль посредника между конфликтующими сторонами. Первые неформальные контакты между азербайджанской и армянской интеллигенцией после начала карабахского конфликта установила в январе 1992 года Светлана Ганнушкина (тогда в личном качестве), организовавшая встречу известнейших представителей армянской и азербайджанской интеллигенции на границе Казахского района Азербайджана и Иджеванского района Армении. ПЦ «Мемориал» дважды удавалось организовать в Москве армяно-азербайджанские переговоры: по политическим вопросам между землячествами (1991 г.) и по гуманитарным проблемам между представителями политических партий Азербайджана и Армении (конец 1992 г.).

С начала Карабахского конфликта ПЦ «Мемориал» по мере сил способствовал обмену пленными и заложниками в этом регионе. ПЦ «Мемориал» документирует нарушения прав человека в зонах конфликтов и публикует информацию об этих нарушениях.

В любом конфликте каждая из сторон всегда стремится показать общественности, что права человека нарушаются в первую очередь на другой стороне, что именно там совершаются жестокости и преступаются международные нормы. Поскольку успех в противоборстве во многом зависит от поддержки международной общественности, правозащитные организации могут надеяться изменить к лучшему ситуацию в гуманитарной области и в области прав человека. Влияние таких миссий еще мощнее, когда стороны конфликта понимают, что не только общественность СНГ, но и страны Запада узнают о нарушениях. Опыт ПЦ «Мемориал» и желание немецких «зеленых» в Бундестаге обратить большее внимание на эти конфликты привели к мысли о возможности совместно совершить поездку по Закавказью. Первая совместная экспедиция такого рода состоялась в марте 1995 года (в Ингушетию и Северную Осетию). Закавказье представляет особый интерес для немецких «Зеленых», поскольку участник экспедиции депутат Бундестага Хельмут Липпельт входит в рабочую группу немецкого парламента по Кавказу и Бернхард Клазен, другой участник со стороны немецких «зеленых», два года поддерживает контакты с Армянским и Азербайджанским (ХГА) национальными комитетами Хельсинкской Гражданской Ассамблеи и с группой «Хельсинкская инициатива-92" в Нагорном Карабахе. В прошлом году Бернхард Клазен был в Азербайджане, где посетил палаточные городки азербайджанских беженцев, а также лагерь армянских военнопленных в Азербайджане. От ПЦ »Мемориал" в экспедиции приняла участие Светлана Ганнушкина. Четвертый участник экспедиции, Дмитрий Леонов, был рекомендован для участия в экспедиции ПЦ «Мемориал» в качестве независимого эксперта по Закавказью. Дмитрий Леонов был одним из организаторов армяно-азербайджанских встреч 1991 и 1992 годов. Ганнушкина и Леонов неоднократно бывали в Армении и Азербайджане, а также на обеих сторонах конфликта в Нагорном Карабахе.

Изначально мы планировали посвятить нашу поездку гуманитарным проблемам: положению заложников, пленных, беженцев. Однако в ходе подготовки экспедиции в результате обсуждения было принято решение уделить больше внимания проблемам соблюдения прав человека внутри самих регионов. Мы считаем, что только демократизация общества конфликтующих сторон может привести к его стабильности и оказать положительное влияние на процесс разрешения карабахского конфликта. В открытых и демократических обществах легче создается климат доверия, без которого урегулирование конфликта невозможно. Нам кажется также, что общественные структуры и правительства западных стран уделяют недостаточно внимания проблемам соблюдения прав человека в государствах бывшего Советского Союза, сосредоточивая внимание исключительно на проблеме стабильности ситуации и не замечая того, насколько эти проблемы связаны между собой. Однако соблюдение прав человека и развитие демократических институтов есть условия, без которых в современном мире не может быть никаких гарантий сохранения стабильности.

Мы хотим выразить благодарность за содействие в организации поездки организации «Хельсинкская инициатива-92", Информационно-аналитическому центру (ИАЦ) »Азри", Армянскому и Азербайджанскому национальным комитетам ХГА.

Хотим отметить, что мы нигде не касаемся вопроса о статусе Нагорного Карабаха, и, говоря о властях Нагорного Карабаха, имеем в виду людей, реально ответственных за положение с правами человека в этом регионе. Кроме того, мы не присваиваем себе право судить о виновности или невиновности упоминаемых нами лиц, находящихся под следствием, за исключением таких очевидных случаев, как, например, арест журналистов. Однако мы описываем дела, в которых видны процессуальные нарушения или представляются реальными политические мотивы.

К предыдущей главе... К следующей главе...