ПУБЛИКАЦИИ О КОНФЛИКТЕ В ЧЕЧНЕ

14 января 2000 г., Новые Известия

Подозреваются все

Валерий Яков

Российские генералы, покоряющие Чечню, снова всполошили весь мир. На этот раз, едва придя в себя от удара в спину, нанесенного коварными боевиками, они заявили, что отныне будут считать беженцами лишь женщин, детей до 10 лет и мужчин старше 60. Все остальные граждане республики становятся потенциально подозреваемыми в связях с боевиками, поэтому подлежат тотальной углубленной проверке. А чтобы никто не сомневался в генеральской решимости, уже на следующий день после исторического заявления на КПП “Кавказ” и “Адлер-20” перед всеми мужчинами чеченской национальности в возрасте старше 10 лет опустился шлагбаум. Созданный здесь же фильтрационный пункт приступил к проверке с пристрастием, выясняя на глазок причастность всех мужчин к террористам. Но так как живых мужчин в Чечне еще много, то усилиями лишь отдельных КПП их не проверишь. Придется бросать на это все имеющиеся средства и создавать все необходимые условия. То есть те самые фильтрационные лагеря, в которых на минувшей войне стали инвалидами или бесследно исчезли многие жители Чечни.

Заместитель министра внутренних дел Петр Латышев заявил, что все органы внутренних дел на территории республики приведены в состояние повышенной готовности, а все операции по зачистке будут проводиться более последовательно и тщательно. Причем во всех населенных пунктах вне зависимости от заверений старейшин о том, что в селении боевиков нет. По каким критериям зачищающие станут определять причастность живого чеченского мужчины к террористам, заместитель министра не объяснил. Нам пока достоверно известны лишь два решающих признака, по которым федералы зачисляют в боевики попавшихся граждан, - синяк на плече (якобы от автоматного приклада) и свежебритое лицо (след от ваххабитской бороды). Удобство этих доказательств заключается в том, что по ним можно бросать в “фильтр” практически любого человека. Поставить недостающий синяк непривлекательному гражданину проще простого, благо автоматный приклад всегда под рукой. Нет проблем в Чечне пока и со свежепобритыми. Так что вал разоблаченных пособников на ближайшие дни обеспечен. А подозреваются все.

Мировую общественность, следящую за событиями на Кавказе, эта генеральская инициатива не на шутку встревожила. России снова напомнили о Европейской конвенции по правам человека, которая нарушается самым грубым образом.

Федеральные силы на территории целой республики фактически без суда и следствия объявляют подозреваемыми в самом тяжком преступлении (терроризме) все мужское население- от детского возраста до старческого. Между тем конвенция гласит: “Каждый обвиняемый в совершении уголовного преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в соответствии с законом”. Практически то же самое гарантирует и российская Конституция статьей 49 “Презумпция невиновности”. Причем в этой же статье утверждается, что “обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность”.

На деле же решение генерала Казанцева становится более весомым, чем Конституция и конвенция, вместе взятые. Генерал превращает одним махом целую республику в фильтрационный лагерь, подкладывая очередную “свинью” своему верховному главнокомандующему. По странному стечению обстоятельств именно в то время, когда Владимир Путин куда-нибудь уезжает, его полководцы выкидывают на Кавказе новый фортель. То не заметили бомбежки грузинского села, то запретили выход беженцев в Ингушетию, то объявили ультиматум мирному населению Грозного... И всякий раз премьеру приходилось демонстрировать миру свою находчивость в объяснениях случившегося так, чтобы и недоверчивый мир не насмешить, и распоясавшихся генералов не обидеть.

Мы связались с МЧС России, в ведении которого находятся все лагеря чеченских беженцев, и попытались выяснить, какая судьба ожидает теперь мужское население этих лагерей. В МЧС постарались скрыть обескураженность, вызванную генеральскими заявлениями, и с явной осторожностью сообщили, что в лагерях “зачистки” не планируются. Но повторной “углубленной проверки паспортного режима” никто не исключает. Тем более что побритых мужчин в лагерях хватает, а детей старше десяти лет и вовсе пруд пруди.

Последнее обстоятельство нас особенно волнует, так как через две недели редакция планирует с помощью спонсоров и сотрудников МЧС отправить на отдых в Анапу очередную группу маленьких беженцев в рамках нашей акции “Дети войны”. Теперь получается, что мальчишек в возрасте от десяти нам придется брать в состав группы лишь после того, как они пройдут “зачистку” и докажут свою лояльность новому строю.

Слова “зачистка” и “фильтр”, кстати, в Чечне давно и хорошо известны даже тем, кто с трудом говорит на русском. Но здесь никто не догадывается, что таких санкций, таких понятий ни в одном российском кодексе не существует. Впрочем, об этом явно не догадываются ни генералы, “зачищающие” Чечню, ни заместитель министра внутренних дел, ни высшее руководство страны, если судить по той частоте и легкости, с которыми они эти понятия претворяют в жизнь. Пока на территории одной отдельно взятой республики.

День назад ко мне в редакцию зашел давний товарищ и коллега -чеченский журналист, вынужденный бежать из Грозного и временно осевший в Назрани. Заявление генерала Казанцева привело его в ужас. “Завтра возвращаюсь в Ингушетию и впервые еду туда со страхом. У меня же нет никакой справки, что я никогда не поддерживал боевиков. По паспорту - чеченец, значит, потенциально опасен. Но я-то ладно, хотя бы уже на этой стороне буду оправдываться. А что делать тем мужикам и подросткам, которых заперли в Чечне и подозревают поголовно? У них же теперь нет особого выбора: или иди в фильтр, или берись за оружие. Но фильтр хуже тюрьмы. Значит, оружие?”

**********

Комментирует заслуженный юрист РФ Александр Яковлев

Статья 55, пункт 3 Конституции РФ гласит: “Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства”.

В следующей статье - 56, п.1 - говорится: “В условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с федеральным конституционным законом могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и сроков их действия”.

Таким образом, сама основа ограничения прав граждан Конституцией предусмотрена.

В какой мере это положение Конституции применимо к нынешнему положению в Чеченской Республике - это вопрос факта. Командующий, установив, что “беженцами будут считаться дети в возрасте до 10 лет, мужчины старше 60 лет и женщины, а остальные задержаны и подвергнуты проверке”, взял на себя ответственность за этот факт.

Далее возникают вопросы, связанные с тем, что основа заложена в Конституции. А детальная регламентация отсутствует.

В Конституции говорится об “условиях чрезвычайного положения”. Но формально оно не объявлено. И ввести его может только Совет Федерации. К сожалению, наши законодатели не приняли целый ряд нужных законов. Мы совершенно напрасно скрываем от самих себя, что идет настоящая война. Если бы это было признано и введен закон о чрезвычайном (или военном) положении, многие бы вопросы прояснились.

Командующий действует в условиях конкретной ситуации ведения военных действий, когда целый ряд действий неизбежно связан с ограничением гражданских прав.

Вот сейчас вводится комендантский час по всей территории Чеченской Республики - это очень серьезное ограничение прав граждан.

Отказ пропускать мужчин на КПП Чечня-Ингушетия - тоже нарушает право гражданина на свободное передвижение по стране.

Разряжение ситуации, с которой мы сейчас столкнулись, выход из нее, по моему мнению, должен быть найден, во-первых, в максимальном учете соблюдения базисных правил граждан в Чечне; во-вторых, необходимость ограничения должна быть строго доказана фактическими обстоятельствами дела.

Есть законные способы поставить вопрос о правомерности решений командующего, если такие сомнения есть.

Но и ответственность здесь должна быть общая в том смысле, что Законодательное собрание обязано обеспечить обществу законодательную базу. Особенно по такому важному вопросу, как права и свободы человека и гражданина.