ПУБЛИКАЦИИ О КОНФЛИКТЕ В ЧЕЧНЕ

15 июня 2000 г., Московский Комсомолец

ПолКовой гигант

Как боевой офицер Буданов насиловал молоденькую чеченку

Виктор Сокирко

Эта дикая история всколыхнула всю страну: по словам начальника Генштаба Анатолия Квашнина, участвующий в проведении контртеррористической операции полковник Буданов изнасиловал и убил восемнадцатилетнюю девушку, жительницу села Танги. Говорят, что обнародовать этот факт и сурово наказать офицера распорядился сам Владимир Путин, и впервые военное командование поспешило вынести сор из избы. Впрочем, ход расследования этой варварской выходки был жутко засекречен - военная прокуратура будто воды в рот набрала. Появились версии: а может, не насиловал? а может, не он вовсе убивал? а может, это снайперша чеченская была? Кто-то оправдывал полковника, кто-то клеймил последними словами -что произошло на самом деле, не было известно. Сейчас "МК" стали известны все подробности того рокового дня. Мы возвращаемся к этой страшной теме, чтобы расставить точки над "i".

Воскресный денек 26 марта в штабе 160-го гвардейского танкового полка, расположившегося у селения Танги (в 4 км южнее Урус-Мартана), обещал быть веселым. Война для забайкальских танкистов заканчивалась вскоре они должны были вернуться на зимние квартиры.

Впрочем, основной повод был не в радости от предстоящего возвращения домой - ехать-то еще не завтра. 26-го командир полка Юрий Буданов праздновал двухлетие своей дочери. Пьянка, учитывая пристрастие к алкоголю молодого полковника (два месяца назад досрочно присвоили), обещала быть грандиозной.

За стол в полевой офицерской столовой сели в обед, в два пополудни. Собралось все командование полка: сам "кэп" и его замы - подполковник Арзуманян, начштаба подполковник Федоров, вооруженец подполковник Бобряков, воспитатель майор Силиванец, тыловик подполковник Селихов. Все свои. Присутствие четырех офицеров из управления Сибирского военного округа, приехавших в полк для инспекторской проверки, никого не смущало - все-таки на войне собрались, после боев, когда и выпить не грех. Опять-таки старое армейское правило: кто не пьет может заложить, а значит, пить должны все. Причем много. Темп задал Юрий Буданов, которого здоровьем бог не обидел бутылка командиру что слону дробина. Выпили за командирскую дочку, за самого командира, за погибших товарищей, чтобы за самих третий тост не поднимали. А дальше пошло-поехало.

Справедливости ради отметим, что от праздничного стола загулявшие офицеры иногда отрывались. Полковник Буданов дважды наведывался в соседнее Танги развлечься. Он врывался в село на трех боевых машинах и устраивал там "зачистки" с обысками домов и задержаниями местных жителей.Ни приказа из штаба, ни запроса у вышестоящего командования на проведение "операции" не было, Полковником двигал боевой пыл и жажда мести всем чеченцам без разбора. Заодно нужно было пополнить запасы быстро иссякавшего спиртного.

Искать водку у чеченцев бесполезно, законы шариата запрещают им употребление спиртного. Глава сельской администрации Шамиль Джамбулатов, попытавшийся было это объяснить, получил по физиономии. Командир полка, которому не понравилось, что "какой-то чеченец" пытается ему возражать, избил главу в присутствии жителей села и своей охраны из роты связи.

Веселье в штабе продолжалось. К семи вечера проснулся боевой зуд у начштаба. Подполковник Иван Федоров запросил у командира "добро" на огневой удар по селению Танги: "Дмитрич, давай нае...ем по "чехам", что они там выхлебываются? В целях, так сказать, проверки боевой готовности". Буданов был добр: "Мочи, Иваныч, че их жалеть!"

Пошатывающийся начштаба побрел выполнять боевую задачу.

3-з-залпом по противнику осколочными п-п-пли! Огонь, вашу мать! разбушевался подполковник Федоров в расположении разведроты, пушкам которой предстояло стереть обиду командира полка на непочтительных чеченцев.

Исполняющий обязанности командира разведчиков старший лейтенант Багреев, видя, в каком состоянии находится командование полка и какие приказы ему отдаются (разведчик лучше других знал, что вооруженных боевиков в Танги нет), распорядился произвести выстрелы не осколочными, а кумулятивными снарядами - чтобы избежать жертв со стороны местных жителей. Но Федоров хоть и был пьян, сообразил, какие снаряды полетели в село. Выхватив нож, он с руганью бросился на старшего лейтенанта. Тот благоразумно удалился с глаз начштаба, благо что в таком состоянии он не мог за ним гоняться.

Наказывали строптивого старлея совместными усилиями. Багреева вызвали в штаб, где его жестоко избили сам командир полка и начальник штаба, Удовлетворившись, полковник Буданов приказал связать командира разведроты бойцам комендантского взвода и бросить непокорного старлея в зиндан глубокую яму, затянутую сверху колючей проволокой. Багреев просидел там около суток.

К ночи пьянка стала стихать - пить уже не могли и завалились спать. Командир полка продолжал бодрствовать. Спиртное всегда действовало на него возбуждающе, Буданов становился агрессивным и вспыльчивым, подчиненные старались в такие моменты (а в последнее время полковник пил практически ежедневно) не попадаться ему на глаза. Около часа ночи ему надоело сидеть в штабе, где похрапывали собутыльники и не было новых развлечений. Командир приказал "седлать" БМП: "Едем в Танги", - пояснил он экипажу боевой машины с бортовым номером 391, который уже привык к неожиданным пьяным выходкам Буданова. Визит в село был недолгим взяли девочку. Восемнадцатилетнюю Эльзу Кунгаеву Буданов заприметил еще во время предыдущих "зачисток". С "чеченской сучкой" не церемонились, ее выхватили из дома, бросили внутрь БМП и привезли прямо к командирскому вагончику.

Что творилось в вагоне командира полка в ту роковую ночь, описывать не стоит такие рассказы не для слабонервных. Говоря сухим языком расследования, "находясь в состоянии алкогольного опьянения. Буданов Ю.Д. изнасиловал и убил гражданку Э. Кунгаеву". Факт изнасилования подтвержден заключением судебно-медицинской экспертизы.

Все закончилось к четырем часам ночи. Буданов вызвал экипаж БМП номер 391 и приказал увезти труп подальше и закопать. "Концы в воду, и никому ни слова, а то..." дохнул он перегаром в лица обалдевших солдат. Тело девушки вывезли за три километра от расположения полка и зарыли в землю...

Бурный финал этой истории наступил на следующий день. Похмелье у участников застолья было тяжким все знали, что произошло что-то страшное, но боялись узнавать подробности. В это время в штабе группировки "Запад" уже узнали от местных жителей, что произошло в танковом полку полковника Буданова. Еще не веря в возможность такого дикого поступка и надеясь в душе, что все это окажется хотя бы наполовину неправдой, в Танги вылетел генерал-майор Герасимов, Первая же минута показала, что надежды генерала были напрасны. Находящийся в состоянии аффекта Буданов отрицал свою причастность к убийству девушки с,,, пистолетом в руке. Он направлял оружие на генерала Герасимова и грозил ему смертью -похоже, полковник боялся признаться самому себе в страшном преступлении.

Потом он неожиданно выстрелил из пистолета себе в ногу, Еще не протрезвевший начштаба Федоров воспринял выстрел как сигнал к действиям - он поднял по тревоге разведроту и приказал окружить и защищать грудью командира полка от офицеров из группы генерала Герасимова. Казалось, еще чуть-чуть и он отдаст приказ стрелять на поражение... Обошлось хоть с этим.

Полковника Юрия Буданова, начальника штаба подполковника Ивана Федорова и экипаж БМП арестовали. Заработала военная машина по расследованию, наказанию, предотвращению, доведению и успокоению. Проведены беседы с солдатами и офицерами, на собрании преступные действия командира и начштаба осуждены, организована работа по разминированию окрестных дорог и полей, местным жителям и семье погибшей оказана помощь продуктами питания (представляю. сколько отвалили муки и бензина!). В результате от имени жителей и администрации Танги министру обороны пошло письмо "с просьбой считать конфликт исчерпанным".

В общем, все закончилось, и теперь, надо полагать, подлежит забвению. До новой выходки какого-нибудь буданова. Так проще. Не нужно напрягаться и что-то делать с армией, воюющей в Чечне, Не нужно обращать внимание на физическую и психоэмоциональную усталость офицеров и солдат, на их психические травмы и реактивное состояние, которое может толкнуть на преступление. Не только в Чечне, но уже и после войны, по прошествии многих лет, как это было и до сих пор случается с "афганцами". Синдром комбатантачеловек не может выйти из войны.

...А полковник Буданов скорее всего попадет под амнистию ему как кавалеру ордена Мужества можно рассчитывать на милость государства.