24-30 октября 2000 г., Версия

Британский след

Английские спецслужбы причастны к терактам в Москве и Волгодонске

Вадим Владимиров

Скандальную историю вокруг гуманитарной организации НАLO-ТRAST [так в тексте] поглотила череда августовских событий, и эта история не вызвала широкого резонанса в прессе. Информационные агентства ограничились коротким заявлением Центра общественных связей ФСБ: “Федеральная служба безопасности располагает достоверной информацией о том, что сотрудники международной неправительственной организации НАLO-ТRAST под видом организации работ по разминированию на территории Чеченской Республики организовали курсы по подготовке специалистов миннно-взрывного дела, провели полномасштабную топографическую разведку всей территории ЧР с привязкой к натовской системе координат”. В заявлении ФСБ была и такая фраза: “Данная организация действовала в интересах иностранных спецслужб”. О том, каких именно, - ни слова.

В распоряжении “Версии” оказались служебные материалы ФСБ, которые могут пролить свет на эту тёмную историю.

Филантропы

НАLORAST была создана в Великобритании в конце 80-х годов как благотворительная некоммерческая организация со штаб-квартирой в Лондоне. Согласно уставу, её основная задача - оказание помощи в проведении работ по разминированию территорий стран, пострадавших от вооружённых конфликтов. Располагает сетью филиалов в Анголе, Мозамбике, Камбодже, Афганистане, странах СНГ.

В числе официальных спонсоров — государственный департамент США, министерство международного развития Великобритании, правительства ряда европейских государств.

В 1997 году сотрудники абхазского филиала НАLORAST Чарли Эмме, Николае Ноббс и Томас Дибб прибыли в Чечню без соответствующего разрешения российских властей. Первым делом они занялись операцией по нелегальной переброске необходимого им оборудования на территорию республики. В марте 1998 года Эмме сообщает в Лондон: “Я намерен обратиться за помощью в поставках оборудования к Басаеву”. В конечном итоге оно было доставлено в Чечню. Вот как описывает эту операцию директор НАLORAST Гай Уиллоуби: “До Тбилиси самолётом, затем на частном грузовике оборудование доставили на перевалочный пункт. Потом на вертолёте было переброшено в одно из высокогорных селений в Кавказских горах. Затем его погрузили на вьючных лошадей, и оно пошло дальше по маршруту. Караван опять встретил частный автомобиль, груз прошёл чеченскую таможню и только после этого оказался у дверей нашего офиса”. В перечень оборудования вошли средства связи, стрелковое вооружение, взрывчатка.

Также нелегально в Чечню ввозили деньги. Из отчёта Чарли Эммса перед центром: “В марте я получил три упаковки запечатанных в банке банкнот по 10 тыс. долларов из Тбилиси”.

Несмотря на то что оборудование было доставлено, сотрудники НАLORAST не спешили приступать к разминированию. За всё время работы в Чечне при участии сотрудников британской организации было обезврежено не более тысячи мин. Такой результат можно назвать ничтожным. Впрочем, это нисколько не отразилось на тёплых отношениях, установившихся с окружением Масхадова. Из доклада Чарльза Эммса: “26.04.98 г. я встречался с Масхадовым у него дома. Он не выразил озабоченности по поводу медленных темпов разминирования. Сказал, что по всем проблемам безопасности мы можем обращаться к нему лично”.

Юстас — Алексу

Чарли Эмме, Томас Дибб и Николае Ноббс активно занимались сбором информации по социально-политическим, экономическим и военным вопросам. Для этого они поддерживали контакты с руководством Ичкерии, службой национальной безопасности и наиболее влиятельными полевыми командирами. Кроме этого сотрудники чеченского филиала НАLORAST создали законспирированную сеть местных осведомителей. Этих людей использовали для получения развединформации, заказы на которую поступали из Лондона: “Имеются некоторые свидетельства, позволяющие полагать, что за нападением на Шеварднадзе стоят русские. Русские могли этой акцией попытаться нанести удар по действующему в настоящее время Транскавказскому нефтепроводу в пользу северного маршрута. Ваше мнение об этом?”

Ещё одно задание. “Какими данными вы располагаете относительно московской политической линии? Что вам известно относительно отставки Куликова применительно к Чечне?”

В июле 1999 года ФСБ решило пресечь деятельность НАLORAST в Чечне. Сотрудникам организации закрыли въезд на территорию Российской Федерации сроком на пять лет. МИД России сделал официальное представление посольству Великобритании в Москве. Ответной реакции не последовало.

То, что под прикрытием НАLORAST действовали английские спецслужбы, стало окончательно ясно во время второй чеченской кампании. В ноябре 1999 года на подконтрольной боевикам территории в Старом Ачхое находились пятнадцать сотрудников НАLORAST. Руководили ими из филиала организации в Абхазии. Большинство сотрудников абхазского офиса причастны к различным военным ведомствам Великобритании, а руководитель — Мэтью Мидлмис — кадровый офицер британской разведки МИ-6.

Один из инструкторов чеченского филиала НАLORAST - Томас Дибб -гражданин Зимбабве (бывшая Южная Родезия). По версии ФСБ, прошёл диверсионную подготовку на базах Родезии.

Группа собирала, классифицировала и описывала фрагменты вооружения и боеприпасов, используемых федеральными войсками. Добытая информация после соответствующей обработки направлялась в штаб-квартиру в Лондон.

Из донесений сотрудников НАLORAST в центр: “Коллин Кинг только что сообщил г. Уиллоуби о том, что существует несколько новых моделей ракет “Скат”, не известных на Западе. Он считает, что все ракеты “Скат” работают на жидком, а не на твёрдом топливе”.

“Скат” — так называют их русские. Вчера по Шатою был нанесён удар очень крупной ракетой, несущей вспомогательное боевое снаряжение.

На боковой поверхности нижней секции (четыре стабилизатора и одна трубка вентуре) имелась маркировка... Боезаряды такого типа никто из нас раньше не видел. По-видимому, они приходят в небольших бочкообразных контейнерах, две полусекции которого соединены обручем”.

“При осмотре места нанесения одного из ударов мы обнаружили такую же “шоколадную” блочную осколочную гранату и то, что на вид могло быть стимером (нераскрывшимся парашютом)”.

Для связи с центром британцы использовали спутниковую телефонно-факсовую станцию "2000". Несмотря на повышенные меры конспирации во время сеансов радиосвязи, практически все переговоры были перехвачены и расшифрованы.

Димайнеры

Уже после Хасавюртовских соглашений руководство Ичкерии начало подготовку к новой войне. Это должна была быть затяжная партизанская война. Ключевая тактика партизан — минирование коммуникаций и объектов противника. Для этого, понятно, нужны высококлассные специалисты минно-взрывного дела.

За время работы в Чечне инструкторы НАLORAST подготовили более ста так называемых димайнеров из числа чеченцев. Димайнер — значит “разминирователь”. При содействии НАLORAST и по инициативе “Германо-кавказского общества” чеченские разминирователи проходили подготовку и на территории Германии.

Конечно, можно предположить, что ФСБ попросту раздуло дело НАLORAST , чтобы направить общественное мнение по новому, чеченско-британскому, следу. ФСБ подозревает, что подготовленные британцами чеченские специалисты принимали участие в терактах в Москве, Волгодонске и других городах России. Увы, подозрения имеют под собой почву, ибо димайнер не может быть только разминирователем. Это всё равно, как если профессию хирурга разделить на “вскрывателя” и “сшивателя”. Любой димайнер должен как свои пять пальцев знать устройство мин и снарядов, способы установки и маскировки фугасов.

На самые ответственные задания отправляют лучших специалистов. Британская школа — лучшая.