26 июня 2001 г., Коммерсантъ

Пермский ОМОН дожил до приговора

Бандиты получили от амнистии до 21 года

Юрий Сафронов

Вчера в Махачкале завершился суд над ваххабитами, участвовавшими в расстреле колонны пермского ОМОНа под чеченским селом Жани-Ведено в марте 2000 года. Четверо бандитов получили от 14 до 21 года заключения, двое других амнистированы, еще один направлен на принудительное лечение.

Колонна пермского ОМОНа была разгромлена 29 марта 2000 года. Тогда в засаду возле горного села Жани-Ведено попали 41 омоновец и семь бойцов внутренних войск. 32 милиционера погибли сразу, еще 11 были захвачены в плен и казнены после того, как власти отказались обменять их на полковника Юрия Буданова. Через несколько месяцев были задержаны двое участников нападения — черкес Шамиль Китов и татарин Эдуард Валиахметов. Позже сотрудники ФСБ Дагестана взяли еще пятерых. Это были жители Буйнакского района республики: находившийся в федеральном розыске Иманшамиль Атаев (родной брат лидера карамахинских ваххабитов Мухтара Атаева), Ата Мирзаев, Хайрулла Кузаалиев, Махди Магомедов и Гаджи Батиров. Еще пятеро дагестанцев до сих пор находятся в федеральном розыске.

Суд начался в мае этого года. Вчера был оглашен приговор. За полчаса до начала заседания усиленные наряды милиции и ОМОНа блокировали здание Верховного суда Дагестана. Журналистов, родственников подсудимых и даже адвокатов пускали в зал только после тщательного досмотра. Зато приехавшие на оглашение приговора сотрудники пермского ОМОНа этой процедуры избежали. Они ждали приглашения в зал в салоне своего автобуса без номерных знаков, пили воду и тоскливо поглядывали на лежавшие рядом автоматы.

Шестеро подсудимых уже находились в своей клетке, причем с Махди Магомедова, известного под прозвищем Палач, наручники решили не снимать. Зато Шамиля Китова в клетку сажать не стали. Он сидел рядом в тапочках на босу ногу, одной рукой прикованный к милиционеру.

Заседание началось с последнего слова Эдуарда Валиахметова. Как и остальные подсудимые, он свою вину не признал и попросил у суда справедливого решения. Оно было оглашено во второй половине дня: виновны все.

Больше всех получил Махди Магомедов. Правда, его участие в нападении на омоновцев суд счел недоказанным, зато признал виновным в создании незаконных вооруженных формирований в селении Карамахи в 1997-1999 годы и в участии в боях против федеральных сил. За это он получил 21 год строгого режима с конфискацией имущества и еще 12 тыс. рублей штрафа за использование поддельного загранпаспорта.

Ата Мирзоев признан виновным в участии в незаконных вооруженных формированиях, в расстреле колонны омоновцев, а также в угоне и уничтожении БТР. Ему дали 19 лет строгого режима с конфискацией имущества.

Хайрулла Кузаалиев виновен в том, что во время расстрела колонны вместе с группой карамахинцев прикрывал возможный обход омоновцами обороняемой высоты. В бой по независящим от него обстоятельствам не вступал. Приговорен к 16 годам строгого режима с конфискацией. 14 лет строго режима получил еще один участник нападения — Гаджи Батиров.

К Эдуарду Валиахметову и Шамилю Китову, чьи показания легли в основу обвинения других подсудимых, суд был снисходителен. Первый приговорен к двум с половиной годам, второй — к трем годам строгого режима. Оба тут же амнистированы и освобождены из-под стражи. Иманшамиль Атаев тоже признан виновным в нападении на пермских омоновцев. Но он оказался невменяемым, и суд отправил его на принудительное лечение. Родственники осужденных намерены оспорить приговор в Верховном суде РФ.

Сразу после приговора свое мнение высказал командир ОМОНа УВД Пермской области полковник Сергей Габа: “Суду виднее, но, на мой взгляд, они заслуживают более сурового наказания. А тех двоих я бы не отпускал”.

Махачкала