27 сентября 2002 г., Коммерсантъ

Своевременная вылазка Руслана Гелаева

Бои в Ингушетии

Муса Мурадов, Максим Варывдин

Уже сегодня Россия может начать боевые действия в Грузии. Повод для этого дал отряд чеченских боевиков, пришедший из Грузии и атаковавший ингушское село Галашки. Командует отрядом уроженец Чечни Виталий Смирнов, принявший ислам, а вместе с ним и имя Абдул Малик. А общее руководство операцией осуществляет Руслан Гелаев — бывший бригадный генерал ичкерийских вооруженных сил, разжалованный Асланом Масхадовым в рядовые. Министр обороны России Сергей Иванов назвал вылазку гелаевцев “последней каплей, которая переполнит чашу терпения российского руководства”.

Столкновение на границе

Отряд боевиков, который, по разным данным, насчитывал 100-150 человек, появился на окраине селения Галашки около четырех утра. Нападать на село боевики не собирались. И, по по словам местных жителей, вначале вели себя довольно мирно. Отрядив несколько человек в Галашки на разведку, а заодно и за продуктами, основная группа направилась в сторону реки Асса, отделяющей Ингушетию от Чечни. Сразу за рекой — село Бамут, основательно разбитое еще во время первой чеченской кампании. Тогда там шли ожесточенные бои. И сейчас, по данным ФСБ, вокруг Бамута действуют крупные формирования боевиков.

Обнаружив отряд, ингушские милиционеры, пост которых находится на въезде в село, вступать в бой не стали. Предупредив подразделение внутренних войск, позиции которых располагаются на высотке, милиционеры отступили. Федера-лы, вызвав вертолеты для огневой поддержки, решили блокировать отряд. Первое огневое столкновение произошло около шести утра.

- Обнаружив засаду, боевики рассредоточились и открыли огонь из автоматов и подствольников,— рассказали „Ъ" в администрации Сунженского района.— Потом, когда подошла бронетехника, стреляли уже из гранатометов. Один из бэтээров был подбит и сгорел. Как раз в это время над селом появились боевые вертолеты.

Ми-24 начали обстреливать ракетами лес, в котором засели боевики. Однако сломить таким образом сопротивление боевиков не удалось. Один из вертолетов был подбит из переносного зенитно-ракетного комплекса. Оба его пилота погибли.

Бой возле села Галашки завершился уже во второй половине дня. Командующий 58-й армией генерал-лейтенант Валерий Герасимов заявил, что федеральная сторона потеряла 14 человек убитыми, еще 15 военнослужащих ранены. Потери боевиков, по данным российского командования, составили не менее сотни человек; лишь небольшой группе удалось прорваться сквозь заслоны и уйти в сторону Бамута. Правда, милиционеры, вернувшиеся в село, горы трупов боевиков не обнаружили.

— Уже после обеда, когда я приехала в Галашки, здесь все было тихо,— рассказала „Ъ" сотрудница пресс-службы МВД Ингушетии Мадина Кодзоева.— У въезда в село был усиленный пост республиканского ОМОНа, а на всех ближайших высотках находились позиции военных. В небе на малой высоте барражировали несколько боевых вертолетов. На небольшой поляне у въезда в село в ряд лежали трупы четырех боевиков. Это были молодые люди в новой камуфляжной форме с отличной экипировкой. Еще один тяжелораненый боевик чуть в стороне лежал на брезентовых носилках. Но шансов выжить у него, по всей видимости, не было: ему перебили позвоночник. Трое из этих пяти, судя по лицам, были арабы: темнокожие, с черными бородами. Неподалеку лежали и четыре ручных пулемета, которыми были вооружены убитые.

По словам Мадины Кодзоевой, в самом селе никаких разрушений не было, и штурмовики, как поторопились сообщить инфор-магентства, в боях не использовались. “Все жители Галашек остаются в своих домах,— сказала она.— Идет проверка паспортного режима. Одна местная жительница Ма-рем Арапханова погибла. По словам военных, ее застрелил боевик, который ходил в село за провизией,— женщина якобы отказалась давать ему продовольствие. Сейчас наши сотрудники проверяют эту информацию”.

Одного из погибших боевиков в камуфляжной натовской форме федералы уже опознали. Им оказался гражданин Великобритании Гервейз Скотт (см. справку). Командование 58-й армии даже поспешило обвинить власти Великобритании в том, что их подданные воюют на стороне незаконных вооруженных формирований. Однако оказалось, что это был не боевик, а журналист, работающий в телекомпании Frontline News.

Боевиков ждали с 20 сентября

По данным ФСБ и объединенной группировки войск в Чечне, отрядом руководил уроженец Чечни Виталий Смирнов, еще в 1997 году принявший ислам, а вместе с ним и имя Абдул-Малик. Он прошел диверсионную подготовку в лагере Хаттаба, а в самом начале второй чеченской кампании возглавил группировку, действовавшую в северных районах республики. Именно его люди в августе 2001 года вырезали милиционеров вместе с их семьями в станице Шелковская и селе Старощедринское, а потом устроили засаду на оперативно-следственную группу. Еще одним громким преступлением Абдул-Малика стало убийство главы администрации станицы Калиновская Наурского района Хизира Дунаева, совершенное 19 августа этого года.

Однако Абдул-Малик был лишь командиром отряда, а планировал операцию и руководил ею, как утверждают в ФСБ и МВД Ингушетии,

Руслан Гелаев, подразделение которого в начале сентября перешло из Панкисского ущелья Грузии в Россию. Как удалось отряду из 150 человек миновать усиленную группировку войск на чеченском участке российско-грузинской границе, до сих пор неизвестно. Однако 20 сентября гелаевцы неожиданно появились почти за 200 км от Панкиси — у селения Тарское в Северной Осетии. Правда, в осетинской милиции утверждают, что боевиков было не 150, а всего 40.

Возможно, гелаевцы планировали захватить бронетехнику на военном полигоне 58-й армии в Тарском и устроить еще более масштабную вылазку, но их планы сорвались. Дозорную группу боевиков обнаружили прапорщик и солдат, ехавшие на “уазике” с полигона в часть. Военнослужащих, успевших передать в радиоэфир сигнал тревоги, боевики расстреляли. Однако вступать в бой с подоспевшими войсками они не стали. Преследуемые военными, они скрылись в густом лесу, который начинается сразу за Тарским. Возможно, группу удалось бы догнать и уничтожить, но помешала стихия. Как раз в ту ночь с пятницы на субботу в Осетии сошел ледник, и военные части пришлось перебросить на помощь спасателям.

В лесу группа гелаевцев находилась почти неделю. Почему, воспользовавшись передышкой, боевики сразу не ушли в Чечню, также остается вопросом (от Тарского до Галашек, где вчера были бои, километров 10-12).

Чужой среди своих

Возможно, это связано с нелогичными на первый взгляд действиями Руслана Гелаева во время всей второй чеченской кампании. Впрочем, уже после первой войны известный полевой командир и трижды судимый рецидивист Гелаев через посредников стал сотрудничать с представителями ГУ-БОП МВД России, Во многом благодаря его помощи свободу получили десятки захваченных в Чечне заложников. Среди них самарская коммунистка Светлана Кузьмина и сын бывшего вице-премьера Чечни Рауль Чагучиев („Ъ" подробно рассказывал о том, как это происходило). Когда началась новая война, бригадный генерал Гелаев вопреки приказу Аслана Масхадова внезапно оставил позиции на площади Минутка в Грозной, что облегчило Федеральным силам захват чеченской столицы. Свой же отряд из почти полутора тысяч человек он почему-то увел не в горы, а в село Комсомольское, где он попал в западню. Сам Гелаев из села выбрался, а войско его было уничтожено.

С весны 2000 года Гелаев в боевых действиях поучаствовал, Ахмат Кадыров даже ходатайствовал перед федеральным командованием и прокуратурой, чтобы те простили Руслану былые грехи:

“Перейдя на нашу сторону, он внесет коренной перелом в ситуацию в Чечне”. Гарантий безопасности генерал не получил, а вскоре появился и знаменитый указ Масхадова о его разжаловании в рядовые “за трусость и самоустранение от боевых действий”. Предателем президент Масхадов бывшего генерала так и не назвал. Хотя его дальнейшие действия многие сторонники ичкерийского лидера считали предательскими и провокационными.

Именно гелаевский абсолютно бессмысленный с точки зрения военных интересов Ичкерии рейд из Грузии в Абхазию в конце августа прошлого года (гелаевцев блокировали в горах и перебили те самые абхазские ополченцы, с которыми он бок о бок в 1992 году воевал с грузинами) стал поводом для первого серьезного обострения отношений между Россией и Грузией. Преследовать гелаевцев в Грузии абхазцы не стали, зато Россия всерьез озаботилась проблемой находящихся в Панкисском ущелье чеченцев.

Вначале МЧС затеяло переписку беженцев якобы с целью вернуть их на родину. Потом Генпрокуратура России стала бомбить прокуратуру Грузии запросами об аресте и выдаче Гелаева и других террористов. Но этого для решения стратегического плана по блокаде Чечни (помощь сепаратисты получают в основном через Грузию — ингушский канал закрыт с тех пор, как президентом Ингушетии стал генерал ФСБ Мурат Зязиков) оказалось недостаточно.

И тут опять "помог" Гелаев. В июле его заместитель Хасан привел из Панкиси в Итум-Калинский район Чечни отряд из 60 боевиков, с которыми почти две недели воевали пограничники. Что было дальше, известно всем — Россия заявила об агрессии с территории Грузии. Эдуард Шеварднадзе провел формальную зачистку Панкиси. Часть боевиков ушла в Чечню, а большинство, отсидевшись в горах, вернулось на базы.

11 сентября президент Путин выдвинул Тбилиси ультиматум:

или Грузия выдает находящихся на ее территории чеченских боевиков, или Россия нанесет удары по базам террористов. Вчерашний рейд гелаевцев министр обороны Сергей Иванов назвал “последней каплей, которая переполнит чашу терпения российского руководства”. Не исключено, что уже сегодня могут быть нанесены удары по Панкиси. Причем самому Гелаеву они ничем не грозят. По сведениям чеченских и ингушских источников, разжалованный генерал сейчас находится в горах в районе Бамута. Ответить на вопрос, какая польза от всего этого Руслану Гелаеву, вчера не смог ни один из опрошенных „Ъ" чеченских политиков и авторитетов,

— А зачем, по-вашему, Басаев и Хаттаб в 1999 году отправились в Дагестан? — спрашивали, в свою очередь, они,— Неужели Шамиль всерьез рассчитывал на то, что Дагестан станет второй Чечней?