3.2.1 Официальные незаконные тюрьмы – механизм выбивания признаний

 

В последние несколько лет большое количество свидетельств о применении пыток было зафиксировано в отношении деятельности сотрудников Оперативно-розыскного бюро №2 Северо-Кавказского оперативного управления Главного управления МВД России в Южном федеральном округе (ОРБ-2). В помещении ОРБ-2 располагается незаконное с точки зрения российского законодательства место для содержания задержанных и арестованных[1]. К находящимся там людям систематически применяются незаконные методы воздействия с целью добиться от них признания в совершении преступлений.

ОРБ-2 расположено в здании, где раньше располагалось Региональное Управление МВД по борьбе с организованной преступностью (РУБОП) в Старопромысловском районе, недалеко от центра Грозного и от комплекса правительственных зданий. В этой структуре служат преимущественно постоянные жители Чечни, однако здесь работает и немало милиционеров, командированных из других регионов России. Как уже упоминалось, эта структура неподконтрольна нынешнему правительству ЧР, и именно этим объясняется возобновляющаяся критика Рамзаном Кадыровым используемых там методов – мало, чем отличающихся, при этом, от действий подконтрольных ему групп.

Оперативно-розыскные бюро возникли в 2001 году при различных, прежде всего региональных, управлениях МВД РФ в результате реорганизации ликвидируемой системы Региональных управлений МВД по борьбе с организованной преступностью, а сотрудники этих структур чаще всего переходили на работу в ОРБ. Реорганизация объяснялась, среди прочего, тем, что РУБОПы не подчинялись территориальным управлениям МВД, в силу чего была потеряна управляемость этими структурами; поступали многочисленные жалобы о незаконном насилии со стороны сотрудников РУБОПов; были вскрыты многочисленные факты смыкания сотрудников РУБОПов с криминалитетом.

ОРБ и теперь по традиции нередко называют или старым названием РУБОП, или ещё более старым – «шестой отдел», поскольку именно так назывались создававшиеся в конце 1980-х годов отделения по борьбе с организованной преступностью в составе МВД.

ОРБ (как явствует из названия) призваны заниматься только оперативной и розыскной работой, а не проведением следственных действий. В соответствии с законодательством РФ, задержанные и арестованные граждане не могут содержаться в ОРБ, что открыто и систематически практикуется в ОРБ-2 в Грозном.[2]

Подозреваемые и обвиняемые, в отношении которых в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу, содержатся в Следственных изоляторах (СИЗО). В России эти учреждения были переданы в ведение Министерства юстиции в 1998 году  из подчинения МВД, а в 2005-2006 годах и из подчинения ФСБ. Эта мера была призвана уменьшить возможность незаконного давления на подследственных сотрудниками органов, которые расследуют преступления.

Согласно нормам УПК РФ, задержанные лица, в отношении которых не вынесено постановление суда о заключении их под стражу, содержатся в изоляторах временного содержания (ИВС) до трех суток. Обвиняемые и подозреваемые, в отношении которых избрана мера пресечения в виде содержания под стражей, могут переводиться из СИЗО в ИВС в тех случаях, когда это необходимо для выполнения следственных действий или судебного рассмотрения дел за пределами населенных пунктов, где находится СИЗО, если ежедневная доставка их невозможна. При этом такой перевод обвиняемых и подозреваемых в ИВС возможен не более чем на десять суток в течение месяца. Основанием для такого перевода является постановление прокурора, следователя или лица, производящего дознание, либо решение суда.

Общая, достаточно четко прослеживаемая на протяжении последних десятилетий линия развития законодательства России заключается в том, что места содержания под стражей все более отделяются от органов, занятых оперативно-розыскной деятельностью. Именно поэтому в органах милиции, которые разделены на криминальную милицию и милицию общественной безопасности, ИВС структурно включены в милицию общественной безопасности. Это опять же было сделано с целью уменьшить возможность оказания незаконного давления на подследственных сотрудниками органов, которые расследуют преступления.

Структура органов милиции определяется законом РФ «О милиции». Частью 3 статьи 8 этого закона установлено, что состав и численность криминальной милиции определяются Правительством РФ. Постановлением Правительства РФ от 7 декабря 2000 года № 925 определено, что подразделения по борьбе с организованной преступностью и оперативно-поисковые подразделения входят в состав криминальной милиции. Постановлением Правительства РФ от 7 декабря 2000 года № 926 определено, что подразделения, ведущие оперативно-розыскную деятельность, не включены в состав милиции общественной безопасности.

Таким образом, содержание задержанных и арестованных граждан в помещении Оперативно-розыскных бюро противоречит нормам Федерального закона РФ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», закона РФ «О милиции»,  Постановлениям Правительства РФ.

Между тем, с момента образования в 2002 году в Грозном ОРБ-2 в его помещениях постоянно содержались подозреваемые и обвиняемые.

10 июля 2003 года Европейский комитет по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания (ЕКПП) выпустил «Публичное заявление относительно Чеченской Республики Российской Федерации». В заявлении были даны весьма резкие оценки практики обращения с задержанными и арестованными людьми на территории ЧР. В этом заявлении отдельно говорилось об ОРБ-2.

«Одно учреждение выделяется особо, как с точки зрения частоты, так и тяжести предполагаемых случаев жестокого обращения. Речь идет об ОРБ-2 (Оперативно-розыскное бюро Северо-Кавказского оперативного управления Главного управления МВД России в Южном федеральном округе) в Грозном.

ОРБ-2 никогда не было включено в какой-либо из официальных списков мест лишения свободы, представленных ЕКПП. Однако лица там, несомненно, содержатся, в некоторых случаях в течении очень продолжительного времени. Во время своих посещений в 2002 г. ЕКПП получил значительное количество утверждений о жестоком обращении с лицами, задержанными в этом учреждении. По некоторым из этих случаев делегация получила медицинские подтверждения, не вызывающие сомнения. В ходе самого последнего посещения ЕКПП Чеченской Республики, в мае 2003 г. были получены исполнительные утверждения, отдельные из которых были снова подкреплены медицинскими данными.

Во время повторного посещения ЕКПП ОРБ-2 в мае 2003 г. там находилось 17 человек, отдельные из которых содержались в течение нескольких месяцев. Они очень неохотно шли на разговоры с делегацией и имели крайне запуганный вид. Из находящейся в его распоряжении информации, ЕКПП имеет все основания полагать, что эти лица были специально предупреждены о том, что они должны молчать. Наблюдения, сделанные в ОРБ-2, включая как общее отношение, так и поведение персонала, дают основания Комитету быть глубоко обеспокоенным судьбой лиц, содержащихся в ОРБ.

ЕКПП неоднократно рекомендовал провести тщательную независимую проверку методов ведения допроса задержанных лиц персоналом ОРБ-2. Данная рекомендация так никогда по существу и не была выполнена. Аргументы, согласно которым "для принятия мер, необходимо подать жалобу в письменном виде", неприемлемы и представляют собой уход от ответственности, если учитывать ту атмосферу страха и недоверия, которая в настоящее время царит в Чеченской Республике. ЕКПП призывает российские власти положить конец жестокому обращению в ОРБ-2 в Грозном».

 

Рекомендации Европейского комитета были проигнорированы, незаконное содержание задержанных и арестованных в помещении ОРБ-2 продолжалось. Более того, сюда привозили похищенных людей, содержание которых не было оформлено никакими документами. В ОРБ-2 проводилась «интенсивная обработка» этих людей с целью получить у них признание в пособничестве боевикам, в участии в нападениях и диверсиях, добиться соответствующих показаний на соседей, знакомых, родственников.

 

Известны случаи, когда похищенных таким образом людей затем «легализовывали» в ОРБ-2. Через определенное время, день, два, несколько недель, исчезнувшие вдруг появлялись там в качестве официально арестованных. Сотрудники МВД и прокуратуры в таких случаях либо вообще отрицали факт похищения, либо утверждали, что «неизвестные похитители» освободили похищенного, а сразу после освобождения он был арестован сотрудниками ОРБ-2.

 

То, что в ОРБ-2 функционирует незаконное место содержания под стражей, официально признала прокуратура ЧР. Еще в октябре 2003 года заместитель прокурора ЧР А.В.Никитин в ответе на запрос депутату Государственной Думы РФ В.В.Игрунову даже упомянул якобы имевшие место проверки этого места заключения официальной комиссией МВД, а также фактически признал полную несостоятельность прокуратуры как органа, наблюдающего за соблюдением законности.[3]

«Санитарно-гигиенические условия соответствуют установленным нормам, что было отмечено комиссией СКОУ ГУ МВД РФ. (...) Прокуратура республики обращала внимание руководства МВД РФ на необходимость ведомственного нормативного оформления работы ИВС в помещении ОРБ-2 (письма начальнику ОРБ СКОУ ГУ МВД, командующему ВОГОиП МВД РФ, Министру внутренних дел РФ, Министру по делам Чеченской Республики). Последнее обращение направлено в феврале 2003 года по итогам заседания оперативного штаба по управлению контртеррористическими операциями на территории Северо-Кавказского региона РФ»[4].

Таким образом, прокуратуре ЧР было известно, что в Грозном людей насильно содержат в месте, не имеющем никакого официального статуса и не определенном никакими нормами закона. Вместо того, чтобы немедленно пресечь беззаконие, прокуратура раз за разом просила органы внутренних дел хотя бы как-то оформить юридически это место, назвав его изолятором временного содержания. Но представители МВД длительное время игнорировали эти просьбы, поскольку оформление этого места содержания в ИВС также являлось нарушением закона.

 

Парадоксально, что значительная часть содержавшихся в ОРБ-2 людей содержалась в этом незаконном месте «полуофициально» во всяком случае, там регулярно проводились допросы с составлением протоколов, к заключенным (далеко не всегда и с нарушениями, о которых будет сказано ниже) допускались адвокаты. Многие адвокаты, защищавшие лиц, содержавшихся в ОРБ-2, неоднократно жаловались на то, что сотрудники этой структуры сознательно чинят им препятствия в работе, не дают оставаться наедине с подзащитными, стараются открыто влиять на их показания. Адвокаты неоднократно направляли жалобы на применение к подследственным пыток в органы прокуратуры, однако последние либо игнорировали жалобы, затягивали проведение экспертиз, либо стандартно отвечали, что факты не подтверждаются. Наконец, в июле 2004 года палата адвокатов ЧР приняла решение, в соответствии с которым, в связи с невозможностью полноценно выполнять обязанности защитника по отношению к лицам, содержащимся в ОРБ-2, адвокатам не рекомендовалось участвовать в любых следственных действиях, проводимых в помещении ОРБ-2. Адвокатская палата ЧР направила на имя Уполномоченного по правам человека в РФ обращение с просьбой предпринять все возможные действия  для закрытия этого незаконного места содержания людей под стражей. К сожалению, Уполномоченный по правам человека уклонился от каких-либо активных действий в этом направлении.

В сентябре 2004 года ОРБ-2 посетил Комиссар по правам человека Совета Европы Альваро Хиль-Роблес. Однако и он не пытался прояснить статус этого учреждения и даже назвал соответствующий раздел своего доклада «Посещение ИВС OРБ-2» (в то время как ОРБ-2 статуса ИВС не имело, как было показано выше).

В этом разделе доклада г-на Хиль-Роблеса необходимо отметить и несколько других очень важных неточностей. Так, Комиссар по правам человека пишет, что «…представители НПО сообщили мне о своих опасениях в отношении положения в изоляторе временного содержания, в котором находятся на первом этапе после ареста лица, подозреваемые в преступлениях, связанных с терроризмом». Однако в ОРБ-2 люди содержатся не только на первом этапе. «Речь идет об ОРБ-2, которое относится к ведению антитеррористических подразделений министерства внутренних дел Российской Федерации. По сообщениям моих собеседников, те лица, которые находились в этом изоляторе, подвергались жестокому обращению, и условия содержания там были очень тяжелые; помимо этого, эти лица содержались там в течение очень длительного времени, превышающего сроки, разрешенные законом.

Меня обеспокоила эта информация, и я попросил власти предоставить мне возможность посетить это учреждение. Такая возможность мне была предоставлена без особых проблем. На следующий день я побывал в этом учреждении, в сопровождении госпожи Памфиловой и господина Лукина.

 

Нас встретил начальник ОРБ-2, сказавший, что может представить нам дела на 15 человек, которые содержались в то время в данном учреждении, и что мы могли бы с ними встретиться, если того пожелаем. Мне были представлены эти дела, но я решил с ними не знакомиться, поскольку в мои функции не входит вмешиваться в ход следствия». Именно из этих дел очевидно, что многие из содержащихся в ОРБ-2 людей содержатся здесь не на «первом этапе после ареста», а переведены сюда из СИЗО. «Мы сразу же прошли в помещение, где содержатся задержанные.

Я попросил, чтобы мне открыли некоторые камеры; смог посетить и поговорить с теми, кто там находился. Условия в камерах нельзя назвать хорошими, хотя они и не отличались от большинства других ИВС, которые я посетил и о которых я рассказывал выше. Лица, содержащиеся под стражей, с которыми я поговорил, сообщили мне, что у всех у них есть адвокат. С другой стороны, у них, как оказалось, нет возможности совершать прогулки, поэтому круглые сутки они находились в камерах. Я не получил жалоб на плохое обращение. Однако у меня сложилось впечатление, что те лица, с которыми я говорил, не выражали свободно свое мнение, хотя мы с ними и находились в камере без посторонних.

При этом я узнал, что все лица, содержащиеся в данном ИВС, находились там более 10 дней, хотя это максимально разрешенный законом срок. Некоторые находились там четыре месяца и более, что намного превышает законные сроки. Начальник изолятора такой факт признал, но сослался на требования следствия и особые обстоятельства. Я не намерен здесь выносить свое суждение по существу данных дел, но полагаю, что закон должен соблюдаться, и процессуальные нормы выполняться в отношении всех заключенных, независимо от того преступления, в котором они обвиняются. И только так можно построить правовое государство»[5].

 

Лишь после этого посещения, в ноябре 2004 г., МВД, наконец, решилось официально как-то оформить это незаконное место содержания подозреваемых и обвиняемых.

«В соответствии с приказом МВД РФ № 709 дсп [для служебного пользования] от 3 ноября 2004 года на территории ОРБ-2 СКОУ ГУ МВД РФ по ЮФО создан и функционирует изолятор временного содержания подозреваемых обвиняемых Временной оперативной группировки органов внутренних дел и подразделений МВД России, где наряду с другими службами, сотрудниками ОРБ-2 СКОУ ГУ МВД РФ по ЮФО проводятся оперативно-следственные мероприятия, направленные на раскрытие преступлений, совершенных на территории ЧР»[6].

Однако и после такого «оформления» существование этого места не стало более законным. Как выше уже писалось, существование ИВС при ОРБ противоречит нормам законов «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», «О милиции», Постановлениям Правительства РФ.

Смысл существования этого незаконного ИВС нельзя объяснить никак иначе, кроме как необходимостью создания специальных условий с целью оказания на задержанных и арестованных людей давления (включая и пытки), чтобы вынудить их дать «нужные» показания. В таких показаниях могут быть заинтересованы как следователи прокуратуры, ведущие расследование уголовного дела, так и сотрудники ОРБ, осуществляющие оперативную работу в рамках расследования того же уголовного дела[7].

В Грозном функционирует СИЗО, при районных УВД в соответствии с законом имеются ИВС, и нет никаких законных оснований переводить арестованных людей из СИЗО в ОРБ-2 для совершения следственных действий, поскольку такой перевод подозреваемых и обвиняемых допускается лишь в тех случаях, когда ежедневная доставка невозможна. В данном случае оба учреждения функционируют в пределах одного города, который, по официальным заявлениям, вполне контролируется российскими силовыми структурами.

 

Однако отдельных людей, арестованных, в основном, по обвинению в преступлениях связанных с террористической деятельностью[8], участии в незаконных вооруженных формированиях и бандитизме, регулярно переводят из СИЗО в ОРБ-2. Здесь арестованных обычно содержат более положенных по закону 10 дней. Сюда приезжают на допросы следователи прокуратуры, ведущие расследование соответствующих уголовных дел. Адвокаты, участвующие в этих следственных действиях, часто жалуются на то, что при этом постоянно находятся и сотрудники ОРБ-2. На просьбы адвокатов покинуть помещение, где проводится допрос подследственного, эти сотрудники обычно отвечают грубым отказом. Некоторые адвокаты сообщили так же, что после того, как следователь прокуратуры уходил, сотрудники ОРБ-2 им прямо угрожали, напоминая о похищении и исчезновении в Чеченской Республике в последние годы пяти адвокатов. Адвокаты отмечали, что во время таких допросов, показания подследственных напоминают повторение заученного текста, а присутствующие сотрудники ОРБ-2 внимательно следят за словами допрашиваемого. Сотрудники ОРБ-2 всячески препятствуют встречам подследственных со своими адвокатами наедине. После перевода арестованного назад из ОРБ-2 в СИЗО Грозного тот обычно сообщает своему адвокату, что не мог на допросах отклоняться в своих показаниях от версии, которая ему была предложена под угрозой насилия сотрудниками ОРБ-2. Поскольку подследственный после допроса остается на территории  ОРБ-2, то в случае «ненадлежащего» поведения во время допроса сотрудники ОРБ, участвующие в расследовании этого преступления, имеют неограниченные возможности для незаконного давления на него.

Если бы подследственного сразу или даже через максимальный положенный по закону срок в десять дней после допроса доставляли назад в СИЗО, то скрыть следы избиений и пыток было бы значительно труднее. Однако людей нередко содержат в ОРБ-2 по нескольку месяцев, до тех пор, пока они не дадут следствию все «нужные» показания, и пока не исчезнут заметные следы пыток.

 

В 2005 году в ряде районов ЧР (Шалинском, Урус-Мартановском, Наурском и др.) начали работать отделения ОРБ-2, а при них свои незаконные места содержания подозреваемых и обвиняемых (см. ниже дело Дзейтовых в разделе 3.3).

Как уже упоминалось во вводной части этого доклада, в апреле 2006 года Рамзан Кадыров заявлял о необходимости вывести из Чечни эту неподконтрольную ему структуру. В мае 2006 года, когда делегация Европейского комитета по предотвращению пыток не была допущена в село, где также находится незаконное место принудительного содержания людей, однако подконтрольное Р.Кадырову, им была развернута целая кампания по закрытию ОРБ-2. Однако в обоих случаях речь не шла о расследовании фактов нарушения законности сотрудниками этой структуры, наказании виновных и полном закрытии этого незаконного места содержания под стражей. В любом случае, реального результата эти действия не дали, и незаконные тюрьмы при ОРБ-2 по-прежнему существует.

Кроме того, очевидно, что решить проблему похищений и исчезновений людей, пыток задержанных и арестованных в Чеченской Республике лишь пресечением незаконных действий сотрудников ОРБ-2 невозможно. Как было показано выше, к этой повсеместно присутствующей в республике проблеме имеют отношение и сотрудники подконтрольных Рамзану Кадырову силовых структур (большая часть которых формально входит в систему МВД), и сотрудники упомянутых выше батальонов Министерства Обороны РФ.

 



[1]           Заключение эксперта Независимого экспертно-правового совета Костанова (Приложение 2)

[2]               Перечень мест содержания под стражей содержится в Федеральном законе РФ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» от 15 июля 1995 года, является исчерпывающим и распространительному толкованию не подлежит.

[3]              Полный текст запроса и ответа см. в Приложениях 3 и 4 данного доклада

[4]              Письмо № 17-8-139-03 от 15.10.2003

[5]              Доклад Альваро Хиль-Роблеса, Комиссара по правам человека, о его визите в Российскую Федерацию с 15 по 30 июля 2004 года, с 19 по 29 сентября 2004 года Комитету Министров и Парламентской Ассамблее, Страсбург, 20 апреля 2005 года.

[6]              Из ответа начальника отдела по надзору за процессуальной деятельностью органов внутренних дел, юстиции и Госнаркоконтроля прокуратуры ЧР И.Д.Хамидова №16-39-2000-05 от 17.05.2005 г. руководителю юридического пункта ПЦ «Мемориал» в г. Грозном Л.М.Юсуповой.

[7]              После возбуждения уголовного дела могут создаваться следственные группы, куда помимо следователя включаются оперативные сотрудники МВД.

[8]              Согласно принятому в 1998 году закону «О борьбе с терроризмом», субъектами, непосредственно осуществляющими борьбу с терроризмом, в России являются ФСБ, МВД, Служба внешней разведки, Федеральная служба охраны и Министерство обороны. Основная роль в борьбе с терроризмом принадлежит ФСБ. В  августе 2003 года в МВД был создан антитеррористический Центр «Т»  (в составе Главного управления по борьбе с организованной преступностью -- ГУБОП). Центр сформировал региональные подразделения, которые стали проводить основную массу задержаний по подозрению в терроризме. В частности, в Южном Федеральном округе был создан региональный Центр "Т" на базе Северо-Кавказского оперативного управления ГУ МВД РФ по ЮФО. В 2004 г. Главное управление по борьбе с организованной преступностью МВД (ГУБОП) было преобразовано в Департамент по борьбе с организованной преступностью и терроризмом МВД России.                15.02.2006 г. Президент РФ издал Указ «О мерах по противодействию терроризму». 10.03.2006 г. вступил в силу новый Федеральный закон РФ  «О противодействии терроризму». Согласно данным Указу и Закону, учрежден новый государственный исполнительный орган – Национальный антитеррористический комитет и при нем Федеральный оперативный штаб. В состав этого Комитета входят: председатель – директор ФСБ, заместители и члены – руководители и заместители руководителей силовых ведомств, Государственной Думы и Совета Федерации, министры иностранных дел, информации и связи, промышленности и энергетики, транспорта, юстиции, начальник Генерального штаба Вооруженных Сил РФ, заместитель Секретаря Совета Безопасности РФ (всего 19 человек). Решения этого Комитета обязательны для исполнения тем государственным органам, чьи представители входят в Национальный антитеррористический Комитет. В субъектах РФ созданы аналогичные Антитеррористические комиссии.      Новым законом установлены «временные ограничения» прав граждан «на период проведения контртеррористической операции» (статья 11). Однако при этом не установлена максимально возможная продолжительность этого периода. Также законом значительно расширены полномочия силовых ведомств, в том числе прослушивание телефонных переговоров, отслеживание частной переписки, приостановление услуг связи (статья 11), но не предусмотрен контроль за их деятельностью.