В последние несколько лет большое
количество свидетельств о применении пыток было зафиксировано в отношении
деятельности сотрудников Оперативно-розыскного бюро №2 Северо-Кавказского
оперативного управления Главного управления МВД России в Южном федеральном
округе (ОРБ-2). В помещении ОРБ-2 располагается незаконное с точки зрения
российского законодательства место для содержания задержанных и арестованных[1].
К находящимся там людям систематически применяются незаконные методы
воздействия с целью добиться от них признания в совершении преступлений.
ОРБ-2
расположено в здании, где раньше располагалось Региональное Управление МВД по
борьбе с организованной преступностью (РУБОП) в Старопромысловском районе,
недалеко от центра Грозного и от комплекса правительственных зданий. В этой
структуре служат преимущественно постоянные жители Чечни, однако здесь работает
и немало милиционеров, командированных из других регионов России. Как уже
упоминалось, эта структура неподконтрольна нынешнему правительству ЧР, и именно
этим объясняется возобновляющаяся критика Рамзаном Кадыровым используемых там
методов – мало, чем отличающихся, при этом, от действий подконтрольных ему
групп.
Оперативно-розыскные
бюро возникли в 2001 году при различных, прежде всего региональных, управлениях
МВД РФ в результате реорганизации ликвидируемой системы Региональных управлений
МВД по борьбе с организованной преступностью, а сотрудники этих структур чаще
всего переходили на работу в ОРБ. Реорганизация объяснялась, среди прочего,
тем, что РУБОПы не подчинялись территориальным управлениям МВД, в силу чего
была потеряна управляемость этими структурами; поступали многочисленные жалобы
о незаконном насилии со стороны сотрудников РУБОПов; были вскрыты
многочисленные факты смыкания сотрудников РУБОПов с криминалитетом.
ОРБ и теперь по
традиции нередко называют или старым названием РУБОП, или ещё более старым –
«шестой отдел», поскольку именно так назывались создававшиеся в конце 1980-х
годов отделения по борьбе с организованной преступностью в составе МВД.
ОРБ (как
явствует из названия) призваны заниматься только оперативной и розыскной
работой, а не проведением следственных действий. В соответствии с
законодательством РФ, задержанные и арестованные граждане не могут содержаться
в ОРБ, что открыто и систематически практикуется в ОРБ-2 в Грозном.[2]
Подозреваемые и
обвиняемые, в отношении которых в качестве меры пресечения избрано заключение
под стражу, содержатся в Следственных изоляторах (СИЗО). В России эти
учреждения были переданы в ведение Министерства юстиции в 1998 году из подчинения МВД, а в 2005-2006 годах и из
подчинения ФСБ. Эта мера была
призвана уменьшить возможность незаконного давления на подследственных
сотрудниками органов, которые расследуют преступления.
Согласно нормам УПК РФ, задержанные лица, в отношении
которых не вынесено постановление суда о заключении их под стражу, содержатся в
изоляторах временного содержания (ИВС) до трех суток. Обвиняемые и подозреваемые, в
отношении которых избрана мера пресечения в виде содержания под стражей, могут
переводиться из СИЗО в ИВС в тех случаях, когда это необходимо для выполнения
следственных действий или судебного рассмотрения дел за пределами населенных
пунктов, где находится СИЗО, если ежедневная доставка их невозможна. При этом
такой перевод обвиняемых и подозреваемых в ИВС возможен не более чем на десять
суток в течение месяца. Основанием для такого перевода является постановление
прокурора, следователя или лица, производящего дознание, либо решение суда.
Общая,
достаточно четко прослеживаемая на протяжении последних десятилетий линия
развития законодательства России заключается в том, что места содержания под стражей все более отделяются от
органов, занятых оперативно-розыскной деятельностью. Именно поэтому в органах
милиции, которые разделены на
криминальную милицию и милицию
общественной безопасности, ИВС структурно включены в милицию
общественной безопасности. Это опять же было сделано с целью уменьшить возможность оказания незаконного
давления на подследственных сотрудниками органов, которые расследуют
преступления.
Структура
органов милиции определяется законом РФ «О милиции».
Частью 3 статьи 8 этого закона установлено, что состав и численность
криминальной милиции определяются Правительством
РФ. Постановлением Правительства РФ от 7 декабря 2000 года № 925 определено,
что подразделения по борьбе с организованной
преступностью и оперативно-поисковые подразделения входят в состав криминальной
милиции. Постановлением Правительства РФ
от 7 декабря 2000 года № 926 определено, что подразделения, ведущие
оперативно-розыскную деятельность, не
включены в состав милиции общественной безопасности.
Таким
образом, содержание задержанных и арестованных граждан в помещении
Оперативно-розыскных бюро противоречит нормам Федерального закона
РФ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении
преступлений», закона РФ «О милиции», Постановлениям Правительства РФ.
Между
тем, с момента образования в 2002 году в Грозном ОРБ-2 в его помещениях
постоянно содержались подозреваемые и обвиняемые.
10 июля 2003 года Европейский
комитет по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство
обращения или наказания (ЕКПП) выпустил «Публичное заявление относительно
Чеченской Республики Российской Федерации». В заявлении были даны весьма резкие
оценки практики обращения с задержанными и арестованными людьми на территории
ЧР. В этом заявлении отдельно говорилось об ОРБ-2.
«Одно учреждение выделяется особо, как с точки зрения
частоты, так и тяжести предполагаемых случаев жестокого обращения. Речь идет об
ОРБ-2 (Оперативно-розыскное бюро Северо-Кавказского оперативного управления
Главного управления МВД России в Южном федеральном округе) в Грозном.
ОРБ-2 никогда не было включено в какой-либо из
официальных списков мест лишения свободы, представленных ЕКПП. Однако лица там,
несомненно, содержатся, в некоторых случаях в течении очень продолжительного
времени. Во время своих посещений в
Во время повторного посещения ЕКПП ОРБ-2 в мае
ЕКПП неоднократно рекомендовал провести тщательную
независимую проверку методов ведения допроса задержанных лиц персоналом ОРБ-2.
Данная рекомендация так никогда по существу и не была выполнена. Аргументы,
согласно которым "для принятия мер, необходимо подать жалобу в письменном
виде", неприемлемы и представляют собой уход от ответственности, если
учитывать ту атмосферу страха и недоверия, которая в настоящее время царит в
Чеченской Республике. ЕКПП призывает российские власти положить конец жестокому
обращению в ОРБ-2 в Грозном».
Рекомендации Европейского
комитета были проигнорированы, незаконное содержание задержанных и арестованных
в помещении ОРБ-2 продолжалось. Более того, сюда привозили похищенных людей,
содержание которых не было оформлено никакими документами. В ОРБ-2 проводилась
«интенсивная обработка» этих людей с целью получить у них признание в
пособничестве боевикам, в участии в нападениях и диверсиях, добиться
соответствующих показаний на соседей, знакомых, родственников.
Известны случаи, когда похищенных
таким образом людей затем «легализовывали» в ОРБ-2. Через определенное время, – день, два, несколько недель, – исчезнувшие вдруг появлялись там в качестве
официально арестованных. Сотрудники МВД и прокуратуры в таких случаях либо
вообще отрицали факт похищения, либо утверждали, что «неизвестные похитители»
освободили похищенного, а сразу после освобождения он был арестован
сотрудниками ОРБ-2.
То, что в ОРБ-2 функционирует
незаконное место содержания под стражей, официально признала прокуратура ЧР.
Еще в октябре 2003 года заместитель прокурора ЧР А.В.Никитин в ответе на запрос
депутату Государственной Думы РФ В.В.Игрунову даже упомянул якобы имевшие место
проверки этого места заключения официальной комиссией МВД, а также фактически
признал полную несостоятельность прокуратуры как органа, наблюдающего за
соблюдением законности.[3]
«Санитарно-гигиенические условия соответствуют
установленным нормам, что было отмечено комиссией СКОУ ГУ МВД РФ. (...)
Прокуратура республики обращала внимание руководства МВД РФ на необходимость
ведомственного нормативного оформления работы ИВС в помещении ОРБ-2 (письма
начальнику ОРБ СКОУ ГУ МВД, командующему ВОГОиП МВД РФ, Министру внутренних дел
РФ, Министру по делам Чеченской Республики). Последнее обращение направлено в
феврале 2003 года по итогам заседания оперативного штаба по управлению
контртеррористическими операциями на территории Северо-Кавказского региона РФ»[4].
Таким образом, прокуратуре ЧР
было известно, что в Грозном людей насильно содержат в месте, не имеющем
никакого официального статуса и не определенном никакими нормами закона. Вместо
того, чтобы немедленно пресечь беззаконие, прокуратура раз за разом просила
органы внутренних дел хотя бы как-то оформить юридически это место, назвав его
изолятором временного содержания. Но представители МВД длительное время
игнорировали эти просьбы, поскольку оформление этого места содержания в ИВС
также являлось нарушением закона.
Парадоксально, что значительная
часть содержавшихся в ОРБ-2 людей содержалась в этом незаконном месте
«полуофициально» – во всяком случае, там регулярно
проводились допросы с составлением протоколов, к заключенным (далеко не всегда
и с нарушениями, о которых будет сказано ниже) допускались адвокаты. Многие
адвокаты, защищавшие лиц, содержавшихся в ОРБ-2, неоднократно жаловались на то,
что сотрудники этой структуры сознательно чинят им препятствия в работе, не
дают оставаться наедине с подзащитными, стараются открыто влиять на их
показания. Адвокаты неоднократно направляли жалобы на применение к
подследственным пыток в органы прокуратуры, однако последние либо игнорировали
жалобы, затягивали проведение экспертиз, либо стандартно отвечали, что факты не
подтверждаются. Наконец, в июле 2004 года палата адвокатов ЧР приняла решение,
в соответствии с которым, в связи с невозможностью полноценно выполнять
обязанности защитника по отношению к лицам, содержащимся в ОРБ-2, адвокатам не
рекомендовалось участвовать в любых следственных действиях, проводимых в
помещении ОРБ-2. Адвокатская палата ЧР направила на имя Уполномоченного по правам
человека в РФ обращение с просьбой предпринять все возможные действия для закрытия этого незаконного места
содержания людей под стражей. К сожалению, Уполномоченный по правам человека
уклонился от каких-либо активных действий в этом направлении.
В сентябре
2004 года ОРБ-2 посетил Комиссар по правам человека Совета Европы Альваро
Хиль-Роблес. Однако и он не пытался прояснить статус этого учреждения и даже
назвал соответствующий раздел своего доклада «Посещение ИВС OРБ-2»
(в то время как ОРБ-2 статуса ИВС не имело, как было показано выше).
В этом разделе доклада г-на
Хиль-Роблеса необходимо отметить и несколько других очень важных неточностей.
Так, Комиссар по правам человека пишет, что «…представители
НПО сообщили мне о своих опасениях в отношении положения в изоляторе временного
содержания, в котором находятся на первом этапе после ареста лица,
подозреваемые в преступлениях, связанных с терроризмом». Однако в ОРБ-2
люди содержатся не только на первом этапе.
«Речь идет об ОРБ-2, которое относится к ведению антитеррористических
подразделений министерства внутренних дел Российской Федерации. По сообщениям
моих собеседников, те лица, которые находились в этом изоляторе, подвергались
жестокому обращению, и условия содержания там были очень тяжелые; помимо этого,
эти лица содержались там в течение очень длительного времени, превышающего
сроки, разрешенные законом.
Меня обеспокоила эта информация, и я попросил власти
предоставить мне возможность посетить это учреждение. Такая возможность мне
была предоставлена без особых проблем. На следующий день я побывал в этом
учреждении, в сопровождении госпожи Памфиловой и господина Лукина.
Нас встретил начальник ОРБ-2, сказавший, что может
представить нам дела на 15 человек, которые содержались в то время в данном
учреждении, и что мы могли бы с ними встретиться, если того пожелаем. Мне были
представлены эти дела, но я решил с ними не знакомиться, поскольку в мои
функции не входит вмешиваться в ход следствия». Именно из этих дел очевидно, что
многие из содержащихся в ОРБ-2 людей содержатся здесь не на «первом этапе после
ареста», а переведены сюда из СИЗО. «Мы
сразу же прошли в помещение, где содержатся задержанные.
Я попросил, чтобы мне открыли некоторые камеры; смог
посетить и поговорить с теми, кто там находился. Условия в камерах нельзя
назвать хорошими, хотя они и не отличались от большинства других ИВС, которые я
посетил и о которых я рассказывал выше. Лица, содержащиеся под стражей, с
которыми я поговорил, сообщили мне, что у всех у них есть адвокат. С другой
стороны, у них, как оказалось, нет возможности совершать прогулки, поэтому
круглые сутки они находились в камерах. Я не получил жалоб на плохое обращение.
Однако у меня сложилось впечатление, что те лица, с которыми я говорил, не
выражали свободно свое мнение, хотя мы с ними и находились в камере без
посторонних.
При этом я узнал, что все лица, содержащиеся в данном
ИВС, находились там более 10 дней, хотя это максимально разрешенный законом срок.
Некоторые находились там четыре месяца и более, что намного превышает законные
сроки. Начальник изолятора такой факт признал, но сослался на требования
следствия и особые обстоятельства. Я не намерен здесь выносить свое суждение по
существу данных дел, но полагаю, что закон должен соблюдаться, и процессуальные
нормы выполняться в отношении всех заключенных, независимо от того
преступления, в котором они обвиняются. И только так можно построить правовое
государство»[5].
Лишь после этого посещения, в
ноябре
«В соответствии с приказом МВД РФ № 709 дсп [для служебного пользования] от 3 ноября 2004 года на территории ОРБ-2
СКОУ ГУ МВД РФ по ЮФО создан и функционирует изолятор временного содержания
подозреваемых обвиняемых Временной оперативной группировки органов внутренних
дел и подразделений МВД России, где наряду с другими службами, сотрудниками
ОРБ-2 СКОУ ГУ МВД РФ по ЮФО проводятся оперативно-следственные мероприятия,
направленные на раскрытие преступлений, совершенных на территории ЧР»[6].
Однако и после такого
«оформления» существование этого места не стало более законным. Как выше уже
писалось, существование ИВС при ОРБ противоречит нормам законов «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в
совершении преступлений», «О милиции»,
Постановлениям Правительства РФ.
Смысл
существования этого незаконного ИВС нельзя объяснить никак иначе, кроме как
необходимостью создания специальных условий с целью оказания на задержанных и
арестованных людей давления (включая и пытки), чтобы вынудить их дать «нужные»
показания. В таких показаниях могут быть заинтересованы как следователи
прокуратуры, ведущие расследование уголовного дела, так и сотрудники ОРБ,
осуществляющие оперативную работу в рамках расследования того же уголовного
дела[7].
В
Грозном функционирует СИЗО, при районных УВД в соответствии с законом имеются
ИВС, и нет никаких законных оснований переводить арестованных людей из СИЗО в
ОРБ-2 для совершения следственных действий, поскольку такой перевод
подозреваемых и обвиняемых допускается лишь в тех случаях, когда ежедневная
доставка невозможна. В данном случае оба учреждения функционируют в пределах
одного города, который, по официальным заявлениям, вполне контролируется
российскими силовыми структурами.
Однако
отдельных людей, арестованных, в основном, по обвинению в преступлениях
связанных с террористической деятельностью[8],
участии в незаконных вооруженных формированиях и бандитизме, регулярно
переводят из СИЗО в ОРБ-2. Здесь арестованных обычно содержат более положенных
по закону 10 дней. Сюда приезжают на допросы следователи прокуратуры, ведущие
расследование соответствующих уголовных дел. Адвокаты, участвующие в этих
следственных действиях, часто жалуются на то, что при этом постоянно находятся
и сотрудники ОРБ-2. На просьбы адвокатов покинуть помещение, где проводится
допрос подследственного, эти сотрудники обычно отвечают грубым отказом.
Некоторые адвокаты сообщили так же, что после того, как следователь прокуратуры
уходил, сотрудники ОРБ-2 им прямо угрожали, напоминая о похищении и
исчезновении в Чеченской Республике в последние годы пяти адвокатов. Адвокаты
отмечали, что во время таких допросов, показания подследственных напоминают
повторение заученного текста, а присутствующие сотрудники ОРБ-2 внимательно следят
за словами допрашиваемого. Сотрудники ОРБ-2 всячески препятствуют встречам
подследственных со своими адвокатами наедине. После перевода арестованного
назад из ОРБ-2 в СИЗО Грозного тот обычно сообщает своему адвокату, что не мог
на допросах отклоняться в своих показаниях от версии, которая ему была
предложена под угрозой насилия сотрудниками ОРБ-2. Поскольку подследственный
после допроса остается на территории
ОРБ-2, то в случае «ненадлежащего» поведения во время допроса сотрудники
ОРБ, участвующие в расследовании этого преступления, имеют неограниченные
возможности для незаконного давления на него.
Если бы подследственного сразу
или даже через максимальный положенный по закону срок в десять дней после
допроса доставляли назад в СИЗО, то скрыть следы избиений и пыток было бы
значительно труднее. Однако людей нередко содержат в ОРБ-2 по нескольку
месяцев, – до тех пор, пока они не дадут
следствию все «нужные» показания, и пока не исчезнут заметные следы пыток.
В
2005 году в ряде районов ЧР (Шалинском, Урус-Мартановском, Наурском и др.)
начали работать отделения ОРБ-2, а при них – свои незаконные места содержания подозреваемых и обвиняемых (см. ниже дело Дзейтовых в
разделе 3.3).
Как уже упоминалось во вводной
части этого доклада, в апреле 2006 года Рамзан Кадыров заявлял о необходимости
вывести из Чечни эту неподконтрольную ему структуру. В мае 2006 года, когда
делегация Европейского комитета по предотвращению пыток не была допущена в
село, где также находится незаконное место принудительного содержания людей,
однако подконтрольное Р.Кадырову, им была развернута целая кампания по закрытию
ОРБ-2. Однако в обоих случаях речь не шла о расследовании фактов нарушения
законности сотрудниками этой структуры, наказании виновных и полном закрытии
этого незаконного места содержания под стражей. В любом случае, реального
результата эти действия не дали, и незаконные тюрьмы при ОРБ-2 по-прежнему
существует.
Кроме того, очевидно, что решить
проблему похищений и исчезновений людей, пыток задержанных и арестованных в Чеченской
Республике лишь пресечением незаконных действий сотрудников ОРБ-2 невозможно.
Как было показано выше, к этой повсеместно присутствующей в республике проблеме
имеют отношение и сотрудники подконтрольных Рамзану Кадырову силовых структур
(большая часть которых формально входит в систему МВД), и сотрудники упомянутых
выше батальонов Министерства Обороны РФ.
[1] Заключение эксперта Независимого
экспертно-правового совета Костанова (Приложение 2)
[2] Перечень мест содержания под
стражей содержится в Федеральном законе РФ «О содержании под стражей
подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» от 15 июля 1995 года, является исчерпывающим и распространительному
толкованию не подлежит.
[3]
Полный текст запроса и ответа см. в Приложениях 3 и 4 данного доклада
[4]
Письмо № 17-8-139-03 от 15.10.2003
[5]
Доклад Альваро Хиль-Роблеса, Комиссара по правам человека, о его визите в
Российскую Федерацию с 15 по 30 июля 2004 года, с 19 по 29 сентября 2004 года
Комитету Министров и Парламентской Ассамблее, Страсбург, 20 апреля 2005 года.
[6]
Из ответа начальника отдела по надзору за процессуальной деятельностью органов
внутренних дел, юстиции и Госнаркоконтроля прокуратуры ЧР И.Д.Хамидова
№16-39-2000-05 от 17.05.2005 г. руководителю юридического пункта ПЦ «Мемориал»
в г. Грозном Л.М.Юсуповой.
[7]
После возбуждения уголовного дела могут создаваться следственные группы, куда
помимо следователя включаются оперативные сотрудники МВД.
[8]
Согласно принятому в 1998 году закону «О борьбе с терроризмом», субъектами,
непосредственно осуществляющими борьбу с терроризмом, в России являются ФСБ,
МВД, Служба внешней разведки, Федеральная служба охраны и Министерство обороны.
Основная роль в борьбе с терроризмом принадлежит ФСБ. В августе 2003 года
в МВД был создан антитеррористический Центр «Т» (в составе Главного
управления по борьбе с организованной преступностью -- ГУБОП). Центр
сформировал региональные подразделения, которые стали проводить основную массу
задержаний по подозрению в терроризме. В частности, в Южном Федеральном округе
был создан региональный Центр "Т" на базе Северо-Кавказского
оперативного управления ГУ МВД РФ по ЮФО. В