ЭТАПЫ УРЕГУЛИРОВАНИЯ В ЧЕЧНЕ

ОСОБОЕ МНЕНИЕ ГРУППЫ ЧЛЕНОВ ОБЩЕСТВА "МЕМОРИАЛ"

Причиной написания этого текста стала неудовлетворенность наиболее известными и обсуждаемыми подходами к политическому урегулированию в Чечне: официальной российской позицией и альтернативой, предложенной рядом известных общественных организаций. Недостатки и пороки официального подхода широко известны и неоднократно фиксировались и обсуждались в СМИ и представителями общественности. Задачей авторов было, отталкиваясь от некоторой легковесности подхода правозащитников, учитывая чрезвычайную сложность задачи, выработать адекватный алгоритм действий.

НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ

Работа должна проводиться одновременно по всем направлениям.

Политическое: переговоры с целью прекращения сопротивления военно-политических групп, противостоящих федеральной группировке в Чечне; меры, направленные на завоевание доверия местного населения.
Экономическое: восстановительные работы; создание рабочих мест; возвращение беженцев.
Юридическое: создание четкой правовой базы деятельности силовых структур на территории конфликта; жесткая регламентация порядка проведения операций; незамедлительное и жесткое наказание военнослужащих, нарушивших закон; создание механизма возвращения к мирной жизни участников НВФ, за которыми нет тяжких преступлений (амнистия, помилование).
Военное: продолжение борьбы с непримиримыми вооруженными группами, использование отработанной на опыте многочисленных локальных вооруженных конфликтов XX в. контрпартизанской тактики (точечные спецоперации, изоляция района боевых действий, сокращение подпитки НВФ материальными, финансовыми и людскими ресурсами со стороны местного населения, инициирование раскола среди непримиримых, создание контрпартизанских и милиционных формирований из местного населения и бывших боевиков). Без силового давления, жесткости и уверенности в себе умиротворение региона невозможно.

ОЧЕРЕДНОСТЬ ИЛИ ПРИОРИТЕТЫ

Необходимо отметить 2 ключевых элемента реализации начального (первого) этапа. Первым и важнейшим является прекращение грубейших нарушений представителями и подразделениями группировки федеральных сил в Чечне федерального законодательства, международных стандартов в области прав человека и гуманитарного права, другими словами - обеспечение гарантий безопасности мирного населения (1). Пока убийства, похищения, насилия, пытки, грабежи со стороны военнослужащих группировки будут продолжаться, конфликт будет воспроизводить сам себя. Второй важнейший фактор - восстановление экономики региона (2). Успешное решение этих проблем должно, в свою очередь, способствовать возвращению беженцев.

Без серьезного продвижения на этих 2-х направлениях первого этапа невозможно создать почву для инициирования действительного переговорного процесса. Это не значит, что до какого-то момента необходимо отложить любые переговорные предложения, в т.ч. - к Масхадову. Работа с представителями воюющей стороны, подготовка и предложение разумных вариантов прекращения вооруженной борьбы для готовых или склонных к этому группировок или отдельных персонажей, должна идти в непрерывном режиме. Однако, очевидно, что действительно крупные подвижки, договоренности с людьми типа Масхадова, Гелаева, за которыми стоят большие вооруженные группы, договоренности, радикально приближающие конец войны, невозможны без достижения определенного, достаточно высокого уровня реализации первого этапа.

На первом этапе основным пунктом приложения работы неправительственных организаций должно стать максимально возможное активирование направления (1) - обеспечение гарантий безопасности мирного населения. Работа неправительственных организаций на этом направлении должна включать следующие элементы: мониторинг фактов нарушений ПЧ со стороны представителей и подразделений федеральной группировки, представление этих фактов общественности; выработка рекомендаций по прекращению подобной преступной практики; апелляция к соответствующим госструктурам относительно конкретных фактов противоправных действий; совместная работа в ходе различных переговорных площадок по расследованию конкретных фактов и выработке процедур (законы, положения, приказы, распоряжения), воспрещающих возможность повторения подобных нарушений. Какие-либо заведомо нереалистичные предложения неправительственных организаций, в т.ч. -многочисленные "мирные планы" типа "немедленное прекращение огня и переговоры с Масхадовым без предварительных условий", "ввод международных миротворческих сил" будут лишь усложнять отношения с властями (и без того напряженные), вызывать их оправданное раздражение. В этих условиях решение главной задачи неправительственных организаций на начальном этапе будет затруднено.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Почему не реальны предложения типа "прекращение огня, переговоры с Масхадовым"?

Делая, на первый взгляд, простые, понятные и теоретически осуществимые мирные предложения, как-то: "Необходимо остановить войну, сесть за стол переговоров, договориться с Масхадовым и другими о прекращении огня, разведении войск, затем о мирном политическом урегулировании конфликта, устраивающем все стороны с участием международных посредников", их авторы забывают о реалиях конкретного вооруженного конфликта. Неосуществимость, крайняя рискованность и авантюристичность подобных мирных предложений в условиях Чечни (алгоритм: военное соглашение, прекращение силовых операций, не санкционированных противоположной стороной, в условиях, когда ее представители не смогут контролировать непримиримых, в целом - срыв военной составляющей операции; параллельная подготовка политического соглашения, отложенный статус, резкое обострение внутричеченского конфликта при наличии нескольких параллельных администраций; нарастание военного и политического хаоса) была доказана еще в 1995 г. (Грозненские соглашения), а затем в 1996- гг. (Хасавюртовские соглашения). Снятие силового пресса и наличие нескольких параллельных администраций Чечни неизбежно будет культивировать новый всплеск насилия. Политическая непрочность подобной несущей конструкции мирного урегулирования в условиях данных конкретных реалий региона, в случае ее неизбежного провала, спровоцирует крупные политические катастрофы всероссийского масштаба. Любая политическая элита, в т.ч.- российская федеральная, не может себе позволить допустить такого самоубийственного решения одной из важнейших, если не важнейшей, политических проблем страны. Подобный план, по причине его нежизнеспособности, в течение достаточно короткого времени, провалится или будет сорван радикалами с обеих сторон (что, кстати, не является достоинством хорошего плана, любая схема должна иметь защиту от помех, быть устойчивой к внешним воздействиям). Поскольку, в результате, рейтинг президента РФ снизится за неделю в несколько раз, причем снизится необратимо (навсегда), у власти есть резонные основания не идти на поводу у "человеколюбивых и благородных", но непродуманных и непроработанных предложений правозащитников и некоторых политиков, преследующих свои цели. Власть будет рассматривать такой план, как попытку противостоящей военной и политической стороны - сепаратистов, руками правозащитников и недобросовестных политических конкурентов (в т.ч. - крайних либералов и подБерезовиков), обеспечить себе ресурс борьбы - необходимую военную передышку и преимущество в политической игре. В результате отсутствия рабочего контакта с властями, возможности позитивной работы НПО на главном направлении - жесткой гуманитарной критики гражданской и военной власти станут меньшими.

Предложения в вводе международных миротворческих сил просто нет нужды комментировать из-за их фантастичности.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Некоторые подробности к вопросу о переговорах с Масхадовым.

Казалось бы, простой и понятный план: прекращение огня, разведение враждующих сторон, совместные комендатуры, совместная борьба с преступностью и не подконтрольными боевыми группами при поиске путей политической развязки конфликта. Это стандартный рецепт. Однако, в чеченских условиях его реализация вызывает серьезные сомнения.

Наличие в регионе конфликта зарубежных "профессиональных исламских революционеров", связанных с ними групп ваххабитов - местных революционеров-фундаменталистов, отрицающих традиционный северокавказский Ислам, вместе делающих мировую революцию, групп традиционных сепаратистов, бандитов разных окрасок и т.п., состоящих друг с другом в сложных отношениях, иногда - отношениях войны, заставляет серьезно сомневаться в возможности их контролировать из какого-то единого центра. Тем более не контролирует и не сможет их контролировать Масхадов - слабый и безинициативный политик. Если он не мог взять под контроль страну в 1997 - 1998 гг., наоборот, все более и более теряя управление к середине 1999 г., не смог и не захотел повернуть оружие против криминальных и ваххабитских групп в период между войнами, например весной 1999 г., когда это было жизненно необходимо сделать (это был осознанный выбор - об этом он неоднократно заявлял в своих опубликованных интервью и заявлениях), если он не размежевался и не объявил войну участникам похода на Дагестан в августе - сентябре 1999 г., то почему мы рассчитываем, что дальше он изменит себе?

Масхадов никогда не признает Чечню частью РФ, не станет реально воевать с непримиримыми, своими бывшими соратниками; речь может идти лишь о нейтралитете, выходе из игры. Но зачем тогда он нужен в качестве гаранта мирных соглашений? С ним можно вести переговоры о прекращении борьбы, гарантиях и условиях лишь для его группы. Это - понятная осуществимая цель. Это можно и нужно делать. Правда, до перелома в настроениях чеченского общества, чеченского общественного мнения, которое может вынудить его это сделать, еще далеко.

Рассчитывать же, что Масхадов начнет гражданскую войну со своими союзниками, полностью теряя лицо, не стоит. А ведь именно это от него требуется, как от гаранта мирного процесса! Потерять лицо для него страшнее, чем потерять жизнь и власть. Что же Масхадов может и будет делать в случае попытки реализации рассматриваемого мирного плана? Опять будет говорить о выводе федеральных сил из Чечни, независимости чеченского государства и стремлении строить отношения с РФ на основе принципов международного права, попутно делая дежурные заявления о недопустимости терактов и нападений на подразделения федеральной группировки. Но обстрелы, подрывы, убийства будут продолжаться. Потери, а за ними - раздражение в армии и обществе будут расти. Неподвижная, бездействующая федеральная группировка будет как магнит притягивать пули, мины и т.п. Попытки совместных операций с представителями Масхадова при наличии такого его настроя и менталитета чеченского общества будут саботироваться, превратятся в фикцию, информация будет сдаваться, продаваться, перепродаваться. В результате, после особо крупной и громкой диверсии или теракта, Москва будет вновь поставлена перед выбором: с позором вывести войска, либо прервать перемирие и начать вновь давить всех без разбора.

И так забитая, пророссийская часть чеченского общества в очередной раз будет отодвинута в сторону, окончательно потеряет всякое влияние и уважение в обществе, будет предоставлена самой себе и, возможно, истреблена.

При любом исходе, разруливать этот хаос: группировки, ненавидящие друг друга, готовые разорвать противника, но не подчиниться, готовые в любой момент выплеснуться наружу и доехать до Буденновска или Ростова, вновь придется железным кулаком армии, т.е. - начнем сначала.

Отметим, что в Чечне нет и не может быть столь могучего и влиятельного мирного посредника, каким является на Ближнем Востоке американская администрация, своим финансово-экономическим и политическим потенциалом удерживающая на плаву корабль палестино-израильского урегулирования. Палестинская проблема в международно-правовом плане имеет существеннейшие отличия от чеченской. Поэтому ссылаться на ближневосточный опыт довольно рискованно.

В случае успешной реализации направлений первого этапа должны сложиться условия для старта второго этапа - подходов к более широкомасштабному мирному урегулированию в регионе. Главные задачи: постепенная передача местным властям зон ответственности - военных, политических и экономических (1); склонение воюющих сепаратистов к миру давлением чеченского общественного мнения (2). Главную роль в этом должно сыграть постепенное сокращение базы поддержки боевиков среди мирного населения, стимулируемое разумной политикой властей на первом этапе и усталостью населения от 10-летней становящейся все более бессмысленной войны и ваххабитов, формирование снизу, при поддержке сверху, новой, поствоенной политической элиты региона - Чечни в составе РФ. Подобное развитие событий неизбежно будет подталкивать группировки к прекращению боевых действий и реинтеграции в новые властные структуры. Возможны различные варианты склонения боевиков к прекращению вооруженной борьбы и адаптации к мирной жизни: предоставление возможности покинуть страну с гарантиями последующего непреследования, условные сроки заключения, амнистия, помилование, предложение постов в администрации и силовых структурах (МВД, комендантские роты МО), формирование отрядов самообороны, народных дружин, задействование местных властей, авторитета старейшин, в целом - влияния общественного мнения, настроенного на прекращение войны. Сочетание всех этих факторов должно способствовать раскручиванию процесса стабилизации и примирения в обществе.

ОГРАНИЧИТЕЛИ

Главное правило проведения мирного процесса - невозможность какого-либо подрыва или эрозии нынешней пророссийской администрации региона (речь - не о Кадырове лично). Любой намек или подозрение в неустойчивости пророссийской администрации, реанимация бывшей администрации ЧРИ неизбежно подорвет хрупкий и кропотливый процесс примирения и формирования новой поствоенной элиты региона, видящей Чечню в составе РФ, усилит хаос, затянет войну. По-моему, всем уже очевидно, что любая попытка существования независимой Чечни неизбежно будет приводить к войне, в т.ч. - гражданской, любая правящая элита антироссийского, сепаратистского толка неизбежно будет ходом вещей приведена к очередной, губительной для Чечни, войне с РФ. Следовательно, антироссийская элита, как целое, должна быть дезинтегрирована, существование ее в виде даже неких целостных фрагментов недопустимо (коалиционное правительство). В то же время, участие в новой администрации Чечни представителей бывшей администрации ЧРИ, известных командиров сепаратистов, в личном качестве - чрезвычайно важно и полезно.

Другой основной ограничитель мирного процесса - невозможность прекращения, приостановления или ограничения силовых операций. Очевидно, что ныне действующая практика проведения операций порочна, ведет, в т.ч. - к эскалации насилия. Порядок проведения операций нуждается в глубоких изменениях. Но в случае полного прекращения силовых акций мы не получим ничего, кроме хаоса и нового витка насилия. Ограничивать силовые операции должны лишь законы РФ и международные конвенции, а также, конечно - политическая и военная целесообразность. Наряду с ужесточением контроля над законностью проведения силовых операций, соблюдением прав человека и норм гуманитарного права, необходимо максимально возможное привлечение местного населения в качестве исполнителей и контролеров. Однако, в этом вопросе не должно быть торопливости и спешки - привлечение представителей местного населения, передача им зон ответственности должны происходить постепенно - по мере готовности подразделений и созревания ситуации в том или ином районе. При этом, в качестве элемента устойчивости и поддержки, необходимо постоянное присутствие в Чечне федеральной группировки МО, МВД, ФСБ и других спецслужб. Ее задачи: участие в качестве force in being - силового аргумента для сомневающихся, резерва, наконец - наиболее ответственные и профессионально тонкие моменты операций. По мере решения задач численность сотрудников и военнослужащих, командированных или переброшенных из других регионов РФ, должна сокращаться.

Шкапов Д.В., Лозован Д.А., Филиппов С.Г.