РЕГИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

“НЕЗАВИСИМЫЙ ЭКСПЕРТНО - ПРАВОВОЙ СОВЕТ”

107045, Москва, Большой Головин пер., д.22, стр.1, к.1 тел.177-20-38 тел./факс 207-87-88 e-mail: cile@rc.msu. ru

Заключение специалиста

Мне, члену Независимого экспертно-правового совета Костанову Юрию Артемьевичу, Государственному советнику юстиции 2-го класса, имеющему ученую степень кандидата юридических наук и ученое звание доцента, стаж работы по юридической специальности 42 года, в том числе в органах прокуратуры – 24 года 8 месяцев, включая работу в Генеральной прокуратуре РФ и заведование кафедрой Института повышения квалификации руководящих кадров Генеральной прокуратуры РФ; а также в органах юстиции – 5 лет 8 месяцев в должности начальника Управления юстиции г. Москвы, предложено высказать мнение о законности и обоснованности постановки вопроса о признании экстремистскими материалами пресс-релизов, распространяемых Региональным общественным движением “Чеченский комитет национального спасения”.

Поводом для обращения послужило внесение в Назрановский районный суд Республики Ингушетия заместителем прокурора Республики Ингушетия представления о признании распространяемых указанной общественной организацией информационных материалов экстремистскими.

На исследование представлены следующие документы:

информационных материалов экстремистскими от 02 августа 2004 года № 7-135-04;

национального спасения” № 550 от 1 апреля 2004 года;

национального спасения”№ 553 от 7 апреля 2004 года;

национального спасения” № 557 от 17 апреля 2004 года;

национального спасения” № 559 от 20 апреля 2004 года;

национального спасения” № 560 от 23 апреля 2004 года;

национального спасения” № 562 от 26 апреля 2004 года;

национального спасения” № 563 от 29 апреля 2004 года;

национального спасения” № 564 от 1 мая 2004 года;

национального спасения”№ 566 от 3 мая 2004 года;

национального спасения” № 567 от 5 мая 2004 года;

национального спасения” № 568 от 6 мая 2004 года;

национального спасения” № 570 от 8 мая 2004 года.

Во всех перечисленных пресс-релизах содержится информация о похищениях и убийствах жителей Чеченской республики – главным образом чеченцах, - о незаконных обысках, иных насильственных действиях. В пресс-релизах, изданных до 1 мая 2004 года (№№ 550, 553, 557, 559, 560, 562 и 563) сообщается, что упомянутые в них деяния совершены российскими военнослужащими либо российскими силовыми ведомствами, при этом название ведомств и структур не сообщается (“неизвестные российские силовые ведомства”). В пресс-релизах, выпущенных в мае 2004 года (№№ 564, 566, 567, 568 и 570) лица и структуры, совершавшие преступления, не идентифицируются (за исключением “кадыровцев”) как принадлежащие российским вооруженным силам либо спецслужбам. Принадлежность этих неназванных структур и формирований к федеральным вооруженным формированиям МВД либо Российской армии может подразумеваться, однако это всего лишь предположение, напрямую из текста не вытекающее. “Кадыровцы” - сотрудники “кадыровской” службы безопасности. О злоупотреблениях “кадыровской” службы безопасности в российской прессе сообщалось неоднократно, информация, содержащаяся в пресс-релизах не является в этом смысле существенно новой – она лишь более конкретна. “Кадыровская” служба безопасности по определению не относится к федеральным структурам, не наделена полномочиями по проведению “спецопераций” (помимо охранной службы по защите руководства Чеченской Республики).

Каких либо призывов к осуществлению экстремистской деятельности - как и к оказанию сопротивления либо неповиновения действиям власти, захвату властных полномочий, совершению насильственных действий, пропаганды исключительности либо неполноценности групп населения по национальному или иному признаку (т. е. призывов, направленных на достижение целей, квалифицируемых как экстремистские в ч. 1. ст. 1 Федерального закона “О противодействии экстремистской деятельности”), пресс-релизы не содержат.

В представлении, со ссылкой на ст. 13 Федерального закона “О противодействии экстремистской деятельности” суду предлагается признать все указанные пресс-релизы экстремистскими.

В соответствии со ст. 13 Федерального закона “О противодействии экстремистской деятельности” от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ “На территории Российской Федерации запрещаются издание и распространение печатных, аудио-, аудиовизуальных и иных материалов, содержащих хотя бы один из признаков, предусмотренных частью первой статьи 1 настоящего Федерального закона”. В силу прямого указания о том в законе к таким материалам относятся:

а) официальные материалы запрещенных экстремистских организаций;

б) материалы, авторами которых являются лица, осужденные в соответствии с международно-правовыми актами за преступления против мира и человечества и содержащие признаки, предусмотренные частью первой статьи 1 настоящего Федерального закона;

в) любые иные, в том числе анонимные, материалы, содержащие признаки, предусмотренные частью первой статьи 1 настоящего Федерального закона”.

Из перечисленных в ст. 13 упомянутого Федерального закона оснований отнесения информационных материалов к категории экстремистских основания, указанные в пп. “а” и “б” к настоящему случаю заведомо не имеют отношения.

По основанию, указанному в п. “в” ст. 13 информационные материалы могут быть признаны экстремистскими, если они содержат признаки, предусмотренные ч. 1 ст. 1 Федерального закона “О противодействии экстремистской деятельности”, т. е. если они направлены на:

“насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;

подрыв безопасности Российской Федерации;

захват или присвоение властных полномочий;

создание незаконных вооруженных формирований;

осуществление террористической деятельности;

возбуждение расовой, национальной или религиозной розни, а также социальной розни, связанной с насилием или призывами к насилию;

унижение национального достоинства;

осуществление массовых беспорядков, хулиганских действий и актов вандализма по мотивам идеологической, политической, расовой, национальной или религиозной ненависти либо вражды, а равно по мотивам ненависти либо вражды в отношении какой-либо социальной группы;

пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности”.

Как указано выше, ни в одном из упомянутых в представлении пресс-релизах перечисленных в законе признаков не усматривается, в связи с чем постановка вопроса о признании этих пресс-релизов экстремистскими законных оснований не имеет.

В представлении заместителя прокурора Республики Ингушетия требование о признании экстремистскими пресс-релизов, распространенных Региональным общественным движением “Чеченский комитет национального спасения”, мотивируется тем, что, по мнению автора представления, “вся указанная информация либо бездоказательна и основана на слухах либо выводит из единичных фактов видимость их системности”. Как утверждается в представлении, “содержащиеся в перечисленных документах сведения наводят читателей на мысль о массовых преступлениях со стороны российских вооруженных сил и правоохранительных органов, что вызывает крайне неприязненное отношение населения к представителям государственной власти и побуждает граждан к оказанию сопротивления властям”.

Из этой формулировки может быть усмотрено намерение прокуратуры Республики Ингушетия отнести информацию, опубликованную в пресс-релизах, к экстремистской в связи с тем, что в соответствии с ч. 1 Федерального закона “О противодействии экстремистской деятельности” к экстремистским материалам могут быть отнесены также и материалы, обосновывающие или оправдывающие необходимость осуществления экстремистской деятельности. Однако никаких призывов к осуществлению экстремистской деятельности пресс-релизы не содержат. “Крайне неприязненное отношение” к лицам, о чьих деяниях сообщается в пресс-релизах, возникает у любого непредвзятого читателя в связи с характером самих деяний – это, однако, надо отнести на совесть виновных, а не ставить в вину людям, обнародовавшим информацию об этих деяниях.

Наведение “читателей на мысль о массовых преступлениях со стороны российских вооруженных сил и правоохранительных органов, что вызывает крайне неприязненное отношение населения к представителям государственной власти и побуждает граждан к оказанию сопротивления властям”, как якобы предвидимое и желаемое авторами последствие публикаций в пресс-релизах, является предположением автора представления. С не меньшим основанием эти публикации можно признать призывом соответствующих органов к совершению предусмотренных законом действий - в частности, в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 140 УПК РФ опубликованные в пресс-релизах сведения следует рассматривать как повод к возбуждению уголовных дел. Из представления заместителя прокурора Республики Ингушетия не следует, что вопрос о возбуждении уголовных дел прокуратурой рассматривался (хотя и должен был рассматриваться). Обнародование объективной информации о преступлениях и других правонарушениях способствует формированию негативного отношения к этим преступлениям и правонарушениям и служит одним из средств достижения конституционно-значимых целей защиты прав человека:

- права на жизнь,

(ст. ст. 20, 21, 22, 23, 25, 35 Конституции Российской Федерации).

Информация о применении насилия является практически значимой для населения местностей, в которых такие явления распространены. Поэтому ограничение в обнародовании такой информации противоречит положениям ч. 2 ст. 24 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой “органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом”.

В соответствии с ч. 4 ст. 29 Конституции Российской Федерации “каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом”. Сведения, опубликованные в пресс-релизах Регионального общественного движения “Чеченский комитет национального спасения”, в упомянутый “Перечень” не включены.

Право на “свободу придерживаться своего мнения и свободу получать и распространять информацию и идеи без какого-либо вмешательства со стороны государственных органов и независимо от государственных границ” Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 ноября 1950 года), ратифицированной Российской Федерацией в 1998 году ( ФЗ от 30 марта 1998 года № 54-ФЗ) отнесено к основным правам человека.

Права человека могут быть ограничены только федеральным законом и только при наличии оснований, указанных в ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации. Однако ни такого федерального закона, ни таких обстоятельств, на основании которых правомерно было бы ограничение права Регионального общественного движения “Чеченский комитет национального спасения” на распространение информации, в том числе, содержащейся в представленных на исследование пресс-релизах, нет. Нельзя ограничивать это право Регионального общественного движения “Чеченский комитет национального спасения” по основаниям ч. 1 ст. 56 Конституции Российской Федерации, поскольку в Республике Ингушетия чрезвычайное положение не объявлялось.

Неосновательно и указание в представлении на то, что “вся указанная информация либо бездоказательна и основана на слухах либо выводит из единичных фактов видимость их системности”. Опубликованная в пресс-релизах информация конкретна, она носит адресный характер и вполне верифицируема; количество упоминаемых в пресс-релизах случаев не “создает видимость”, а с непреложностью свидетельствует о массовом характере нарушений прав человека в Республике. Обязанностью прокуратуры в этих условиях является тщательная проверка таких сведений и принятие мер к восстановлению нарушенного закона (ст. 1 Федерального закона “О прокуратуре Российской Федерации” от 17 января 1992 года № 2202-1). Из представления, однако, не следует, что такая проверка производилась.

Отнесение информации, опубликованной в пресс-релизах, выпущенных в мае 2004 года (№№ 564, 566, 567, 568 и 570), к информации о преступлениях, совершенных работниками российских силовых структур не основано на содержании пресс-релизов, поскольку в этих пресс-релизах лица и структуры, совершавшие преступления, не идентифицируются (за исключением “кадыровцев”) как принадлежащие российским вооруженным силам либо спецслужбам. Что касается информации о “кадыровской” службе безопасности, то эта служба к федеральным структурам не относится. Легитимность ее существования и функционирования вызывает сомнение. На территории Республики Ингушетия “кадыровская” служба безопасности вообще не вправе функционировать, любые действия ее сотрудников по задержанию кого-либо (тем более- похищение людей, производство обысков) являются незаконными.

В представлении справедливо выдвинут упрек к авторам пресс-релизов в неточности сообщения в пресс-релизе № 568 об условиях размещения 360 беженцев в 120 домах по 20 – 22 человека в каждом домике. Действительно, простой подсчет показывает, что 360 человек в 120 домиках должны разместиться по 3 человека в каждом домике (360 : 120 = 3). Ошибка столь очевидна, что вряд ли может быть расценена как способ умышленно исказить истинное положение дел.

В то же время в самом представлении допущен ряд неточностей:

- указание в абзаце 2-м на первой странице о категорическом характере утверждения в

пресс-релизе № 550 о “терроре, проводимом российскими спецслужбами” не соответствует действительности – в тексте говорится о предположительности этого утверждения;

- в абзаце четвертом на первой странице представления процитировано содержащееся в

пресс-релизе № 557 сообщение о том, “подобные акции (имеется в виду взрыв неподалеку от лагеря беженцев) не раз проводились и были направлены на то, чтобы запугать чеченских беженцев, проживающих в данном месте”. Во-первых, цитата приведена неточно – в цитате пропущены слова “по мнению беженцев”; во-вторых, в пресс-релизе не указано, кто именно подозревается в совершении этих актов – российские спецслужбы, осетинские националисты либо лица, принадлежащие к незаконным вооруженным формированиям так называемой Республики Ичкерия”. Все эти варианты возможны, но ни один из них в пресс-релизе не назван;

- вопреки тому, что утверждается в абзаце втором на второй странице представления,

в пресс-релизе № 562 “подобные вымогательства со стороны российских военнослужащих – обыденное явление”;

- вопреки тому, что указано во втором снизу абзаце на странице первой представления в пресс-релизе № 562 нет фразы “население республики по-прежнему вынуждено терпеть издевательства со стороны российских военнослужащих”, а в пресс-релизе № 566 нет фразы о зачистке, которая “началась с откровенного мародерства российских военнослужащих. Подобные мероприятия обыденны для жителей Чеченской Республики и проводятся они систематически”. Неясно также, кому в вину ставятся подобные мероприятия – жителям Чеченской Республики, для которых они, якобы, обыденны, либо кому-то другому, а жители Чеченской Республики являются потерпевшими.

Выводы:

Представленные на исследование пресс-релизы Регионального общественного движения “Чеченский комитет национального спасения” №№ 550 от 1 апреля 2004 года, 553 от 7 апреля 2004 года, 557 от 17 апреля 2004 года, 559 от 20 апреля 2004 года, 560 от 23 апреля 2004 года, 562 от 26 апреля 2004 года, 563 от 29 апреля 2004 года, 564 от 1 мая 2004 года, 566 от 3 мая 2004 года, 567 от 5 мая 2004 года, 568 от 6 мая 2004 года, 570 от 8 мая 2004 года экстремистскими материалами не являются.

Требование о признании указанных пресс-релизов экстремистскими не основано на действующем законодательстве.

 

Приложение: 1) Копия представления прокурора РИ на 2-х листах.

2) Копии пресс-релизов всего на 12-и листах.

 

Ю. А. Костанов