05.05.99 Известия


Взрывные выборы

Баллотироваться в президенты Карачаево-Черкесии опасно для жизни

Вячеслав Кузьмин

В ночь на 2 мая неизвестные злоумышленники забросали гранатами и бутылками с зажигательной смесью дома начальников избирательных штабов одного из кандидатов на пост президента КЧР — мэра Черкесска Станислава Дерева. Объектами нападения стали Василий Поляков(станица Кардоникская Зеленчукского района), Виктор Стрельников (станица Сторожевая Усть-Джигутинского района) и Асланбек Баскаев (село Коста-Хетагурово Карачаевского района). В ту же ночь в помещении избирательного штаба, расположенного в Зеленчукском районе, неизвестные взорвали гранату РПГД-5. По счастливой случайности никто не пострадал.

Многие наблюдатели напрямую связывают серию прокатившихся по республике терактов с накалом предвыборных страстей. В начале апреля неизвестные пытались взорвать бывшего главкома сухопутных войск генерала армии Владимира Семенова, также баллотирующегося на пост президента.

Скорее всего, теперь двум соискателям высокого поста, прошедшим во второй тур, придется прибыть в Москву и убедить первого вице-премьера правительства России Сергея Степашина в том, что они сумеют обеспечить порядок и спокойствие как до, так и после второго тура голосования, который состоится 16 мая. В противном случае, по словам С.Степашина, “федеральный центр вынужден будет ставить вопрос о дееспособности будущей республиканской власти”. Иными словами, речь идет о возможной отмене результатов выборов и управлении республикой непосредственно из Москвы.

Кавказский плавильный котел

Евгений Крутиков

Общественность этого не ожидала. Президентские выборы в Республике Карачаево-Черкесия (КЧР) заранее воспринимались в Москве как нечто совершенно рутинное и обычное. И даже покушение на генерала Владимира Семенова было оценено как нечто анекдотичное: заведомо несовершенную конструкцию взрывного устройства на пути следования кортежа кандидата в президенты расценили как инсценировку, рассмеялись и забыли. Многие специалисты продолжают оценивать и “ответные меры”, принятые конкурентом Семенова — Станиславом Деревым. Дело в том, что “покушения” совершены действительно на доверенных лиц Дерева (черкеса по национальности) в местах компактного проживания в КЧР национальных меньшинств: Зеленчукский и Усть-Джегутинский районы — это территория казаков, которая однажды даже была объявлена Зеленчукско-Урупской казачьей республикой, а селение Коста-Хетагурово Карачаевского района — территория осетинского меньшинства в КЧР которое исторически пользуется уважением и влиянием в республике. Уголовные дела расследуются, и соответственно сейчас трудно определить, были ли все эти взрывы инсценировкой или же действительно соперничество вышло на вооруженный уровень.

Особую пикантность происходящему придают и личности вышедших во второй тур кандидатов. Дело в том, что бывший главком сухопутных войск РФ генерал Владимир Семенов (карачаевец) в последние полтора года находился под информационным прессингом из Москвы. Против него велась целенаправленная кампания,связанная не столько с политическими воззрениями Семенова, сколько с его личными взаимоотношениями с высокопоставленными военными. Именно из Москвы исходила информация о Семенове как о якобы “новом Дудаеве” и о его “всекавказских амбициях”. Распространялись и прямые фальшивки, связанные с якобы участием Семенова в съездах экстремистских движений, руководимых Шамилем Басаевым и Салманом Радуевым. С другой стороны, еще один кандидат в президенты, Станислав Дерев, федеральным центром как бы не замечался, поскольку избрание на высший пост в республике человека, сделавшего карьеру на водочном бизнесе (водку “На троих” знаете?), выглядит полной дискредитацией идеи свободных выборов. Однако ситуация в республике еще сложнее. Черкес Дерев триумфально победил на выборах мэра столицы КЧР, несмотря на то, что преобладающее число избирателей — карачаевцы. Это полностью разрушило саму идею выборов по национальному признаку и заставило задуматься о Других мотивах избирателей. Теперь же наоборот — карачаевец Семенов постепенно отбирает себе голоса соплеменников, а Дерев делает ставку на неангажированных казаков, осетин, абазин и прочие меньшинства. Карачаево-Черкесия могла стать следующим за Осетией полигоном “европейского” варианта выборов на Северном Кавказе, но, похоже, общими усилиями обоих кандидатов постепенно возвращает в рамки обычного для региона национально-местнического менталитета.