Эксклюзивное интервью к. юр.н., доцента Московской государственной юридической академии, Виля Алексеевича Кикотя газете "За права человека"

Некоторое время назад, после ужасных событий, потрясших Москву бессмысленными смертями, на город обрушилось новое бедствие - беспрецедентная антиконституционная кампания по паспортной "зачистке". Оказывается (по Лужкову) граждане Российской Федерации не имеют права в Москве на свободное перемещение и на определения места жительства.

Прокомментировать данный произвол и дать более подробные разъяснения на противоправные действия московских органов правопорядка мы попросили кандидата юридических наук, доцента Московской государственной юридической академии, Виля Алексеевича Кикотя. С ним беседует наш обозреватель Владимир Степанов.

Сейчас в г. Москве применяется разрешительный порядок регистрации приезжающих граждан, введённый Юрием Лужковым. Ведёт ли это к нарушениям прав граждан?

Я не видел этого постановления. Думаю, что Вы его тоже не видели. В ст. 15 Конституции РФ, установлена такая основа конституционного строя: любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применятся, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения . Если же это постановление не опубликовано и не доведено для сведения граждан, никто не имеет право его исполнять. Это первое. Второе состоит в том, что согласно ст. 19 Конституции РФ все граждане России равноправны перед законом и судом, независимо от национальности, языка, религии и т.д. Сейчас делается попытка, по крайней мере частью наших С М И и некоторой частью политиков, направить весь страх, всё возмущение ужасными террористическими актами в одну сторону - к кавказцам, южным брюнетам и т.д. без разбора - кто они: террористы или нет, дети, женщины, старики, лояльные или воинствующие против России мужчины. И в результате удар направляется уже не на любых террористов: русских, чеченских и иных. А он направляется на некоторые этнические группы населения в полном составе.. Борьба против террора необходима, террор должен быть подавлен. Это тем более нужно, что террор имеет некоторую тенденцию к расширению: от индивидуального террора( убийство десятков журналистов, отдельных общественных , религиозных деятелей и бизнесменов) до массовых убийств "рядовых" граждан, ни в чём не повинных, в результате новых взрывов жилых домов и т.д. Все террористы любого происхождения являются нашими врагами. Победить террор нужно и можно только объединенными усилиями государства и общества. Это должно быть сделано цивилизованным, культурным образом. Наш аппарат в этом смысле не достаточно эффективен. Должны быть приняты меры, чтобы он действовал более культурно, цивилизованно и в тоже время наступательно. Стремясь к созданию безальтернативной целостности России, следует помнить, что эпоха насильственной интеграции проходит. Современные интеграционные процессы (в Западной Европе и других регионах мира ) приняли подлинно добровольный характер, поэтому хотя террористов надо разгромить, с народами надо находить общий язык. Вот пример. Франция воевала 9 лет, пытаясь удержать Алжир и иные колонии в своей власти. Объявили, что Алжир - это Франция, а не колония, перевели его из ведения министерства колонии в ведение министерства внутренних дел, на три департамента разделили. И когда империя всё же распалась, когда колонии, на референдумах выразившие стремление к независимости, её получили, их дружба с Францией сохранилась, но алжирские террористы ещё долго кроваво мстили Франции. Другой пример. В Швейцарии, три языковых группы населения . Более 70 % населения говорят по-немецки, 20 % по-французски, 10 % по-итальянски. Я спрашиваю, у швейцарских коллег, что держит вместе, эти три части населения и территории страны уже века? Ведь рядом Германия, Франция, Италия. Почему нет у Вас этнических сепаратизмов и т.п. Они отвечают: мы дружно живём, мы привыкли, доверяем друг другу, мы хотим жить вместе, мы не чувствуем себя ни немцами, ни французами, ни итальянцами. Мы швейцарцы. Таков этот европейски цивилизованный народ. Таково состояние, которое позволяет народам, языковым и религиозным группам населения чувствовать себя единой нацией.

По Вашему мнению, имеет ли право Ю.М. Лужков устанавливать паспортный режим?

Конечно нет. Конституция России это запрещает.

Входит ли в его функции установление паспортного режима?

Вовсе нет. Многое, что сделано в этом смысле, прямо противоречит Конституции. Конституция вообще запрещает систему прописки и разрешительной регистрации. Регистрация, просто как учёт, возможна. Но разрешительная регистрация противопоказана. Граждане имеют право на свободное перемещение, выбор места жительства и т.д. Это во-первых.

Во-вторых, если вводится чрезвычайное положение, некоторые права граждан могут быть ограничены. Это сказано в 56 статье Конституции. Чрезвычайное положение для обеспечения безопасности граждан, защиты конституционного строя в соответствии со специальным законом может быть введено на всей территории России или в отдельных местностях только при наличии обстоятельств, установленных федеральным конституционным законом. В третьей части этой статьи есть перечень тех статей Конституции о правах граждан, которые не могут быть ограничены даже при чрезвычайном положении. Это не значит, что все остальные права граждан непременно подлежат отмене. Перечень тех статей, действие которых ограничивается, может быть и не полным. Но для всего этого должно быть законно введено чрезвычайное положение. Как минимум это должен быть Указ Президента. Введение же каких то элементов чрезвычайного положения без чрезвычайного положения явно незаконно.

Скажите, ведь регулирование прав граждан относится к компетенции федеральных органов власти? Это вопрос Федеральных органов власти согласно 71 статьи Конституции.

Регулирование этих прав, ознакомление граждан с их правами - да. Но защита относится и к федеральным органам власти, и к органам власти субъектов федерации согласно 71 и 72 статьям Конституции. Это их совместная компетенция.

А регулирование?

Регулирование исключительная компетенция федеральных органов власти.

Тогда получается, что Юрий Лужков не имеет права регулировать, а только защищать.

Регулирование прав граждан не находится в ведении субъектов РФ.

Таким образом, он не может устанавливать паспортный режим?

Ю.М. Лужков не очень сильно считается с Конституцией и её требованиями. Ведь он же говорил: "в Конституции написано, что прописки нельзя. Но в Москве её хотят, и у нас она будет. И всё". Когда федеральные власти, стали требовать отмены прописки, она была заменена требованием бешеных денег, от тех, кто купил квартиру и переехал в Москву. Это создавало новое препятствие свободе граждан в выборе места жительства. Хотя Ю.М. Лужков часто произносит речи, в защиту Конституции, но и самому ему не следует нарушать. Помните его запрет прописывать чеченцев в гостиницах?. Именно всех чеченцев. Ведь это не совместимо с равноправием граждан, несовместимо с Конституцией. Так действовать нельзя.

Но в то же время, нужно, конечно резко повысить эффективность законной работы всех правоохранительных органов. Большой опыт этого рода имеют власти Лондона, Парижа, Мадрида и других крупных городов Европы.

Но ведь данное решение мэра может вести чиновников власти, в особенности правоохранительные органы, к взяточничеству, к мародёрству в конце концов?

У них же появляется возможность действовать по своему усмотрению, решать, кто подозрительный человек, кто не подозрительный. Если такое то правомочие попадает в руки человека, который действует не по закону, а по своему свободному усмотрению и не очень строго связан общественным контролем, бдительным начальством и т.д., то, конечно, создаётся возможность к злоупотреблениям.

Давайте сменим тему. Каково Ваше отношение к местному самоуправлению. Есть ли в Москве вообще местное самоуправление?

Это один из тех вопросов, по которому внутренняя московская политика не вполне точно соответствует тому, что есть в Конституции. Между прочим в связи с террористическими актами потребность в местном самоуправлении возросла. И она проявилась стихийно в том, что население само в домах устраивает дежурства, формирует дружины охраны, собирает средства для помощи жертвам террора. Ведь местное самоуправление - это управление местного населения своими делами. Оно иногда действует само, иногда выбирает кого-то для этой деятельности, создает специальные органы. Потребность в самоуправлении, в самоорганизации населения велика. В громадном городе как Москва, без такой самоорганизации населения, без опоры правоохранительных органов на население, очень трудно решать многие задачи, в частности бороться против терроризма, довольно опытного, организованного, снабженного материальными средствами и т.д. Вспышка террора поставила перед нами непосредственно задачу, сплотить народ и власти, чтобы покончить с терроризмом и террористами. Эти события должны послужить толчком и для возрождения местного самоуправления в Москве, потому что много вопросов и охрана домов и проверка, что происходит на чердаках, в подвалах и т.д. увидеть. Вот это - бдительность населения и организованность. Это касается не только борьбы против терроризма, но, и очистки территории, благоустройства и т.д., которые при активном местном самоуправлении могут быть сделаны намного более эффективно.

Это права граждан на свою самореализацию.

Конечно. Граждане живут не все время в атмосфере проблем общегосударственной и международной политики. Они большую часть жизни проводят в своей бытовой среде, у себя на месте работы, в предприятиях, учреждениях бытового обслуживания, но прежде всего - в своём жилище . И там множество таких вещей, по которым просто нелепо, смешно обращаться к российским депутатам, к президенту, правительству. Мирные вопросы надо решать на месте, на уровне своего дома, квартала, городского района. Если этот уровень будет функционировать хорошо, обращаться к высшим органам власти можно будет только по более сложным вопросам их ведения.

В Завершение нашего разговора давайте коснемся следующего. Мы сейчас столкнулись с несколькими серьезными проблемами. Все это сказывается на недоработке, присутствия серьезных нарушений со стороны Ю.М. Лужкова. Как вы думаете, кто именно не дорабатывает в этой ситуации. Я имею ввиду то, что мы не можем получить распоряжение, где сказано о том, что , приехавшие из Чечни, из Дагестана граждане обязаны пройти паспортный режим. Но мы не видим документов. Кто-то должен в государстве наблюдать, следить, реагировать за действиями мэра в том числе?

Я думаю, что с одной стороны ошибки такого рода отчасти являются неизбежными. Введение конституционной системы с местным самоуправлением, с нерушимыми правами человека и гражданина и т.д., дело в значительной степени новое. С одной стороны демократия как бы ослабляет органы власти, усиливает общественный контроль над ними, подчиняет их закону. С другой стороны, в таком городе как Москва, власть должна действовать энергично, твердо и поэтому не удивительно, что люди, которые несут за это ответственность несколько теряются и не всегда находят правильное сочетание верховной власти с законодательством. Но опыт жизни нас в этом смысле ведет вперед. Я думаю, что нынешние события, во-первых, показывают необходимость укрепления и восстановления, законности и защиты прав граждан, местного самоуправления, как его выборных органов, так и самоорганизации населения, которая иногда происходит стихийно. Надо эту волну подхватить и поддержать. Я не скажу, кто именно там не дорабатывает. Вероятно в какой-то степени мэру и правительству Москвы следовало бы навести порядок. У них есть службы, которые должны этим заниматься непосредственно, наряду с прокуратурой города. Скорей всего это не только чья - то личная вина, но и общая расслабленность, дезорганизация. Нынешнее положение с его острыми проблемами должно вести нас, город Москву, его население, его власти к решению, к тому чтобы навести более строгий порядок. И в смысле соблюдения конституционных предписаний, и в смысле должных публикаций к сведению народа тех правил, исполнение которых стало не правомерным.

Каково на Ваш взгляд действие прокуратуры в данном случае?

В Генеральной прокуратуре генерального прокурора нет. Исполняющий обязанности сменился и может быть возможны еще какие-то перемены. Все это ослабляет надзор городской прокуратуры. Но все эти организационные проблемы должны быть решены. Ситуация требует этого, федеральные органы власти обязаны влиять на неё более энергично и решительно. Лучше организуя работу, не только подавить террористов, но сделать так, чтобы права граждан были сохранены, а их неизбежные ограничения имели минимальный характер в пределах необходимого. не более того, без злоупотребления.

И разумеется много отдельных частных проблем. Потому что милицию нужно воспитать так, чтобы она не делала глупостей. Мне рассказывают, что иногда люди приходят перерегистрироваться, а милиционеры рвут их документы, и не регистрируют. Если это правда, то это недопустимо. Дело в том, что силовым структурам и их начальству всегда мало власти. Им хочется больше. Но они не очень склонны строго соблюдать законы. У нас такая традиция. В России так было давно и долго. Очень трудно достичь необходимой цивилизованности, чтобы и власти, и население реагировало на беззаконие более цивилизованным, более эффективным и решительным образом.

Основная функция органов государственной власти и должностных лиц - защита прав и свобод граждан. Кто по Вашему мнению должен защищать права граждан. Каковы ваши комментарии по этому вопросу?

Ведь прокуратура, милиция, Мэр г. Москвы - Юрий Лужков обязаны защищать права и свобод граждан, и т.д. Каково Ваше мнение?

С одной стороны требуемое положение очевидно. Согласно ст. 2 Конституции РФ человек его права и свободы - высшая ценность. Государство обязано признавать эти права и свободы, охранять их, обеспечивать их соблюдение, потому что эти права люди имеют от рождения, а не от государства. Но, с другой стороны, есть много препятствий. Известно затрудненное экономическое, финансовое положение, отчасти в Москве, ещё больше во многих регионах (затруднения с пенсиями, зарплатами, детскими пособиями и т.д.). Но многое зависит в известной степени от отношения людей к делу и к руководству. Если начальник допускает грубые ошибки, он должен нести ответственность. Но всегда ли те граждане, которых это затрагивает, находится на высоте? В ходе борьбы с терроризмом, нередко какие-то случаи действительно слышим по телевидению. Видим, что граждане заметили взрывчатку и обнаружили там тайные склады. А в других случаях, никто не заметил и внимание не обратил. Если дело дошло до такого, уже не одиночек убивают, а когда десятками и сотнями людей взрывают и губят. Вероятно, нужна другая степень организации самого населения и другой уровень эффективности работы правоохранительных органов. И чем хуже положение, чем оно опаснее, тем лучше должна быть организация, тем должно быть меньше злоупотреблений и халатности. Все необходимое должно быть сделано. Но это уже упирается иногда в эгоистические интересы каких-то должностных лиц. Может кто-то заинтересован в том, чтобы как можно меньше было порядка. А большая часть - это наша безалаберность, традиционное отсутствие привычки к дисциплине и порядку. Нужно аккуратно исполнять всякое дело, которое мы делаем. Тут очень много зависит от менталитета России. За некоторые отрицательные стороны нашего менталитета мы платим, и слишком дорого.