Правозащитный Центр "Мемориал"

Краткая справка о нарушениях прав человека в Москве и Московской области в августе-сентябре 1999 г.

Сведения, которыми располагает Правозащитный Центр "Мемориал", позволяют утверждать, что начиная с августа 1999 г, то есть периода активизации боевых действий в Дагестане, и особенно после взрывов жилых домов в Москве 9 и 13 сентября, в Московском регионе с санкции и ведома региональных, а предположительно - и федеральных властей под предлогом поиска террористов и предотвращения новых актов происходят массовые и грубые нарушения прав граждан. Эти действия носят систематический и централизованный характер и не могут быть сведены к эксцессам исполнителей, они означают грубое нарушение действующего законодательства и являются открыто дискриминационными, то есть четко направленными на лиц определенной расовой и этнической принадлежности. Принимаемые властями меры по их характеру и направленности заведомо не ведут к обеспечению порядка и безопасности, а также поиску преступников, напротив, способствуют росту напряженности, нагнетанию этнической вражды, созданию обстановки неразберихи и паники.

Наиболее распространенные нарушения заключаются в следующем.

1) Фабрикация уголовных дел по Ст. 222 (Незаконное приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств) и 228 (Незаконное изготовление, приобретение, хранение, перевозка, пересылка либо сбыт наркотических средств или психотропных веществ) УК РФ.

Начиная с августа систематически проходят задержания граждан, чеченцев и дагестанцев по национальности, у которых в момент личного досмотра "находят" либо небольшую порцию героина, либо боеприпасы (ручную гранату, толовую шашку, либо несколько патронов от автомата). Задержания, как правило, проводят сотрудники УОП административных округов Москвы. По данным лидеров чеченской общины, к 14 сентября насчитывалось уже 529 человек, которым были предъявлены подобные обвинения.

2) Произвольные задержания.

В ходе проверок документов на улицах и в жилых помещениях сотрудники органов МВД задерживают и доставляют в отделения милиции лиц "кавказских" национальностей, прежде всего чеченцев, дагестанцев и азербайджанцев. По сообщениям средств массовой информации, к 14 сентября проверкам и задержаниям подверглись около 20 тыс. чел. Среди задержанных оказываются лица, постоянно живущие в Москве и имеющие регистрацию по месту жительства, постоянно живущие в Москве беженцы из Азербайджана и Абхазии, люди, живущие или временно работающие в Москве и имеющие регистрацию по месту пребывания. При задержании сотрудники милиции как правило уничтожают справки о регистрации по месту пребывания. У некоторых из задержанных (обычно при проверках жилых помещений) изымают паспорта. Некоторых из проверяемых задерживают на длительный срок (более двух суток), при этом многим из них не дают возможности сообщить о своем местонахождении родственникам и знакомым.

3) Нарушение неприкосновенности жилища.

Известны несколько десятков случаев, когда сотрудники милиции входили в жилые помещения без санкции прокуратуры, с применением силы и против воли живущих там лиц. Подобным проверкам подверглись только помещения, где живут чеченцы и дагестанцы. В ряде случаев живущие в этих помещениях лица были задержаны, им были вручены предписания о выдворении из Москвы, а их квартиры опечатаны.

4) Перерегистрация приезжих, отказы в регистрации и перерегистрации.

С 13 сентября проводится обязательная перерегистрация всех "приезжих", то есть лиц, не имеющих регистрации по месту жительства в Москве. Для "перерегистрации" отведен заведомо нереальный срок - до 21 сентября включительно. У проходящих перерегистрацию или регистрацию требуют документально подтвердить "основания для пребывания в Москве". Во многих ОВД и отделениях милиции Москвы для перерегистрации ставят заведомо нереальное условие - предъявление трудового соглашения или справки с места работы вместе с разрешением на трудовую деятельность, которого в принципе не может быть у рыночных торговцев. На практике приезжих перерегистрируют выборочно - регистрируют всех русских, отказывают в перерегистрации многим из азербайджанцев и отказывают всем чеченцам.

5) Выдворения за пределы Москвы.

Те, кому отказано в перерегистрации, получают предписания о выдворении их Москвы. Часть из задержанных во время проверок документов также содержится под стражей в ожидании депортации.

6) Действия, нарушающие личную неприкосновенность, унижающие личное достоинство граждан.

Задержанных во время проверок в отделениях милиции в ряде случаев избивают. В ходе проверок и задержаний сотрудники милиции допускают высказывания, унижающие национальное достоинство чеченцев, азербайджанцев и других выходцев с Кавказа. Практически всех живущих в Москве чеченцев (в том числе студентов, аспирантов и докторантов высших учебных и академических учреждений) заставляют не только получить новую временную регистрацию, но и оставить в службе криминальной милиции свои отпечатки пальцев и ладоней, образцы почерка и фотографии в фас, профиль и полный рост.

"Особые меры" в Москве формально принимаются во исполнение Распоряжения мэра Москвы № 1007-РМ "О неотложных мерах по обеспечению порядка регистрации граждан, временно пребывающих в г. Москве" от 13.09.99, которое предусматривает обязательную перерегистрацию "приезжих", требование выяснение при регистрации сотрудниками милиции цели и основания пребывания в Москве, выдворение не прошедших перерегистрацию. Очевидно, что Распоряжение № 1007-РМ грубо противоречит действующему законодательству: досрочная перерегистрация не предусмотрена Законом РФ "О праве граждан на свободу передвижения и выбор места жительства в пределах Российской Федерации" от 25.06.93 и общефедеральными "Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и месту жительства в пределах Российской Федерации" (Постановление Правительства РФ № 713 от 17.07.95 в редакции Постановления Правительства РФ № 172 от 14.02.97), эти же нормативные акты предусматривают уведомительный характер регистрации, и потому требование заявлять о цели и основаниях для пребывания является незаконным, такая санкция, как выдворение за пределы региона или "к месту постоянного проживания", не предусмотрено Кодексом об административных правонарушениях РСФСР. Абсурдным представляется требование к органам внутренних дел Москвы, содержащееся в Распоряжении № 1007-РМ, "принять исчерпывающие меры по недопущению въезда в город... граждан, не зарегистрировавших свое временное пребывание в Москве". Кроме того, в целом Распоряжением № 1007-РМ мэр Москвы явно превысил свои полномочия.

Фактически элементы чрезвычайного положения были введены в Москве явочным порядком и не были поставлены в какие-либо формальные рамки. Распоряжение мэра не было доведено до сотрудников милиции: им были даны в устном порядке инструкции общего характера, и многое, таким образом, оставлено на усмотрение исполнителей. Судя по заявлением ряда сотрудников милиции, в том числе патрульно-постовой службы и паспортно-визовых подразделений, им были даны устные распоряжения на основании телефонограмм начальника ГУВД Москвы задерживать и не регистрировать "кавказцев", в первую очередь чеченцев. "Свобода действий" для исполнителей и заведомо незаконные приказы руководства закономерно ведут к коррупции и к вымогательству денег с задержанных или с тех. кому отказывают в перерегистрации.

Очевидно, что описанные действия сотрудников милиции вне зависимости от того, санкционированы они вышестоящим руководством или нет, содержат признаки нескольких уголовных правонарушений.

Примечание. Правозащитный Центр "Мемориал" располагает конкретными примерами и свидетельствами по всем перечисленным выше нарушениям.