Министру иностранных дел Российской Федерации
Иванову И.С.

Уважаемый Игорь Сергеевич!

Правозащитный центр “Мемориал” обращается к Вам в связи с тем, что власти Туркменистана на протяжении последнего года систематически и грубо нарушали права российских граждан. Причем эти недружественные шаги, в большинстве случаев санкционированные на самом высоком уровне, не получали должной оценки со стороны возглавляемого Вами ведомства.

В настоящем письме мы ограничились перечислением наиболее серьезных и достоверно установленных фактов.

1) 17 апреля 1998 года прилетевший в Туркменистан российский гражданин, журналист Виталий Анатольевич Пономарев был задержан при прохождении паспортного контроля в аэропорту города Ашхабада сотрудниками Комитета национальной безопасности (КНБ) Туркменистана, отказавшимися назвать свои имена. Ему было объявлено, что он будет депортирован из страны за свои публикации о Туркменистане в российских изданиях. Неоднократные требования Пономарева о вызове к месту инцидента представителей консульского отдела посольства РФ и МИД Туркменистана были отклонены, в течение десяти часов он незаконно содержался под стражей и позднее с применением физической силы был доставлен на борт самолета, вылетающего в Москву. Факт этой незаконной депортации (без оформления каких-либо документов) подтверждается справкой, выданной журналисту начальником КПП ФПС РФ В.Киселевым в аэропорту Домодедово. Несмотря на письменное обращение В.Пономарева в Посольство РФ в Туркменистане, МИД РФ не выразил протест туркменским властям и, в нарушении требований законодательства РФ, не ответил на два письменных запроса журналиста, направленных в российское посольство.

2) 17 апреля 1998 г. в Ашхабадском международном аэропорту был задержан бывший министр иностранных дел Туркменистана, российский гражданин Авды Овезович Кулиев. Спустя несколько дней Президент Туркменистана, выступая в США, публично заявил, что Кулиев является преступником и террористом, связанным с российскими спецслужбами. После того, как инцидент с Кулиевым приобрел характер международного скандала, сотрудники российского посольства оказали содействие в освобождении Кулиева из-под стражи и в его выезде в Россию. Отъезд Кулиева в Москву был согласован по дипломатическим каналам с МИД Туркменистана. Однако уже в мае-июне 1998 года руководители правоохранительных органов Туркменистана в своих телевыступлениях обвинили Кулиева в нарушении подписки о невыезде, тайном бегстве из страны и заявили, что этот российский гражданин находится в розыске как уголовный преступник. Ссылаясь на это обстоятельство, КНБ Туркменистана до сих пор отказывается вернуть А.Кулиеву российский заграничный паспорт, являющийся собственностью РФ. Обращения, направленные Кулиевым по этому поводу в российское посольство, остались без ответа.

3) Несколько лет МИД и Генеральная прокуратура РФ ведут переписку с туркменской стороной по делу гражданина РФ Хошалы Джораевича Гараева и гражданина Туркменистана Мухамметкули Аймурадова, осужденных в Туркменистане по обвинению в антигосударственной деятельности и других преступлениях, якобы совершенных ими на территории России. Указанные лица на протяжении нескольких лет фигурируют в документах российских и международных правозащитных организаций как политические заключенные.

Все обвинения в отношении Гараева и Аймурадова и связанных с ними лиц еще в 1994-1995 годах по запросу туркменских правоохранительных органов расследовались органами прокуратуры РФ и были отклонены за отсутствием состава преступления. Тем не менее, в октябре 1994 г. туркменские спецслужбы незаконно задержали Гараева и Аймурадова в Ташкенте и вывезли их в Туркменистан, где они были осуждены на длительные сроки лишения свободы. Несмотря на то, что в июне 1995 г. министр иностранных дел Туркменистана Борис Шихмурадов лично обещал российскому послу В.Черепову, что после суда указанные лица будут переданы в Россию, на протяжении четырех лет Генеральная прокуратура Туркменистана отказывала в их выдаче, ссылаясь на основания, не предусмотренные соответствующим межгосударственным соглашением.

Более того, в октябре 1998 г. в отношении Гараева и Аймурадова было возбуждено новое уголовное дело якобы по факту их участия во внутритюремном бунте. Первоначально среди наиболее тяжких обвинений по этому делу фигурировали также организация заговора с целью захвата власти, разжигание межнациональной розни и др. После того, как благодаря правозащитным организациям дело получило международную огласку, политические обвинения были сняты, что не помешало осуждению Гараева и Аймурадова на 18 лет лишения свободы по обвинению в дезорганизации работы исправительного учреждения.

Отметим парадоксальность ситуации, когда наибольшую заинтересованность в деле российского гражданина Гараева проявил Госдепартамент США, а не МИД РФ. Посольство США в Ашхабаде направило для участия в процессе секретаря посольства, в то время как ответственный работник МИД РФ заявил нашему представителю, что дело не представляет интереса для МИД, поскольку оно якобы носит исключительно уголовный характер, рассматривается в открытом порядке, и к тому же у посольства РФ нет денежных средств на проезд до Красноводска (для справки: билет на экспресс до Красноводска стоит около 5 долларов). Утверждению об открытом характере процесса противоречит то, что судебные слушания проходили в закрытом для посещения здании местной тюрьмы, а член Совета соотечественников при Государственной Думе РФ Вячеслав Мамедов без объяснения причин не был допущен в зал заседаний.

4) С 1992 г. безуспешно идут переговоры с туркменским властями по поводу регистрации Русской общины Туркменистана. По сути, Туркменистан является единственной страной СНГ, где формально не разрешена деятельность национально-культурных организаций, что является грубым нарушением прав этнических меньшинств, в частности многочисленной русскоязычной диаспоры.

Осенью 1997 г. устав национально-культурной организации русскоязычного населения был согласован между министерствами иностранных дел обоих стран и руководством Русской общины Туркменистана. Несмотря на это, вопрос до сих пор не решен. Более того, во время визита в Туркменистан в ноябре 1998 года парламентской делегации Госдумы РФ президент Туркменистана дал ясно понять, что национально-культурная организация русскоязычного населения не будет зарегистрирована, что является грубым нарушением положений двустороннего правительственного договора о гарантиях прав русского меньшинства в Туркменистане и туркменского - в России.

Более того, после отъезда парламентской делегации РФ, туркменские власти начали преследование активистов Русской общины Туркменистана.

5) 21 января 1999 г. сотрудниками КНБ Туркменистана был арестован член Совета соотечественников при Государственной думе РФ, гражданин России и Туркменистана Вячеслав Ташлиевич Мамедов.

19 декабря 1998 года Президент Туркменистана, выступая на втором съезде Демократической партии Туркменистана, обвинил Мамедова в клевете на Туркменистан и разжигании эмиграционных настроений. Поводом для обвинения стало переданное в эфир 18 декабря 1998 года 30-секундное интервью Мамедова радиостанции “Маяк”, выдержанное в исключительно корректных тонах. 21 декабря прилетевший из Москвы Мамедов был задержан сотрудниками КНБ и на протяжении нескольких дней допрашивался ими.

12-13 января 1999 года Мамедов пытался обратиться за помощью в российское посольство, однако, посол г-н Щелкунов несколько раз не только демонстративно отказывался принять Мамедова, но и “рекомендовал” ограничить контакты с ним другим сотрудникам посольства РФ. Не исключено, что именно вследствие пассивной позиции посольства 21 января Мамедов был задержан сотрудниками КНБ. Хотя спустя 10 дней Мамедову было предъявлено обвинение в... мошенничестве, за два дня до ареста начальник туркменской контрразведки А.Караджаев в ходе многочасового допроса обвинял Мамедова не в экономических преступлениях, а в клевете на Туркменистан со стороны Русской общины и в передаче “клеветнической информации” в посольство США. После многочисленных протестов 3 февраля 1999 года Мамедов был освобожден из-под стражи, однако сам факт его преследования по политическим мотивам не получил должной оценки со стороны МИД РФ.

По неподтвержденным данным, в случае возвращения в Ашхабад за “клевету на Туркменистан” может быть арестован и председатель Русской общины Туркменистана, гражданин России и Туркменистана Анатолий Петрович Фомин, с декабря прошлого года находящийся на территории РФ.

6) Очередным случаем незаконных действий со стороны туркменских властей стала 8-часовое содержание под стражей и депортация из Туркменистана 3 февраля 1999 года российского гражданина Александра Борисовича Петрова – сотрудника московского представительства международной правозащитной организации “Хьюман Райтс Вотч”. Сотрудники КНБ Туркменистана, осуществлявшие депортацию, отказались объяснить правовые основания своих действий и пригласить представителя консульского отдела посольства РФ. В устной форме ими было заявлено, что А.Петров депортируется за передачу двум частным лицам правозащитных документов, “подрывающих стабильность в Туркменистане”.


Изложенные выше факты свидетельствуют о том, что нарушения прав российских граждан на территории Туркменистана носят политически мотивированный характер, при этом власти этой страны грубо игнорируют нормы международного и национального права. Во всех перечисленных случаях речь идет о незаконных действиях должностных лиц, санкционированных на уровне правительства Туркменистана или руководства правоохранительных органов этой страны. К сожалению, существующая в Туркменистане судебно-правовая система не обеспечивает должной защиты гражданских и политических прав в случае попыток обжалования незаконных действий государственных должностных лиц в рамках общепринятого правового механизма.

В связи с вышесказанным мы обращаемся к Вам с убедительной просьбой обратить особое внимание на описанные выше случаи и отдать указания соответствующим должностным лицам о принятии действенных мер по защите прав российских граждан в Туркменистане. Кроме того, по нашему мнению, проблема требует обсуждения на уровне высших должностных лиц наших государств, поскольку рутинная переписка на уровне посольства или консульской службы в сложившейся ситуации едва ли может дать должный эффект.

Председатель Совета
Правозащитного Центра “Мемориал”                          
Олег Орлов

9 февраля 1999 года