Правозащитный ЦентрМемориал” - Memorial Human Rights Center

103051 Россия Москва Малый Каретный пер. дом 12

т.(095)-200-65-06 16.08.2003

РОССИЯ/УЗБЕКИСТАН: ДЕЛО БАХРОМА ХАМРОЕВА

ПО ПРЕЖНЕМУ ВЫЗЫВАЕТ ОЗАБОЧЕННОСТЬ

6 августа 2003 г. в Ташкенте возле здания посольства РФ в Узбекистане прошел пикет узбекских правозащитников и активистов оппозиционной партии “Бирлик”, требовавших освобождения арестованного в Москве узбекского диссидента Бахрома Хамроева (подробнее см. пресс-релиз ПЦ “Мемориал” от 20.07.2003). Пикет, участие в котором приняли более 30 чел., был приурочен к визиту в Узбекистан президента РФ Владимира Путина. Участники акции протеста держали плакаты: “Господин Путин! Не поддавайтесь провокациям узбекских спецслужб”, “Свободу демократу и правозащитнику Бахрому Хамроеву!”, “Российские правоохранители! Не берите пример с узбекских спецслужб!” После начала пикета к его участникам присоединились десятки посетителей посольства РФ. Информация о проведении пикета была опубликована 7 августа российской газетой “Коммерсантъ”.

Между тем 28 июля по указанию офицеров УБОП КМ ГУВД Московской области кафе “Узбекская кухня”, принадлежащее жене Б.Хамроева Асме Исмаиловой, было опечатано администрацией рынка без объяснения причин. Заместитель директора рынка ограничился словами о том, что таково “требование спецслужб”. Спустя 2 дня неожиданно был расторгнут договор об аренде и в другом кафе “Узбекская кухня” (на автозаправке в Марьино), ставшего 20 июля вторым объектом “атаки” спецслужб. В начале августа была закрыта небольшая торговая точка на Мытищинском рынке, арендованная Исмаиловой.

Асма Исмаилова сообщила ПЦ “Мемориал”, что за ней ведется открытая слежка, ее телефонные разговоры прослушиваются. После ареста Б.Хамроева сотовый (а позднее и домашний) телефоны Исмаиловой были по неизвестной причине заблокированы, вследствие чего ей пришлось сменить номер.

По информации ПЦ “Мемориал”, Хамроев содержится в Бутырском СИЗО, никакие следственные действия с его участием не проводятся. Несмотря на обвинение в “наркоторговле” в квартире, которую снимала семья Хамроева, обыск проведен не был. До сих пор отсутствуют и результаты анализа подногтевой ткани, сделанного по требованию адвоката в день задержания.

1 августа ПЦ “Мемориал” направил письмо Генеральному прокурору РФ Владимиру Устинову, в котором просил провести проверку законности действий сотрудников МВД РФ (по инцидентам 27 марта, 16 июня и 20 июля 2003 г.) и привлечь к ответственности лиц, виновных в нарушении закона.

В тот же день базирующийся в Лондоне Institute for war and peace reporting распространил статью корреспондента газеты "Московские новости" Санобар Шерматова, озаглавленную “Узбекский политический активист арестован по заказу”. “По странному совпадению – пишет автор статьи, - арест Хамроева совпал по времени с готовящимся визитом президента Владимира Путина в Узбекистан”. Шерматова ссылается на бывшего работника Генеральной прокуратуры РФ, который высказывает предположение, что в связи с подготовкой визита Путина спецслужбам, “видимо, поступил политический заказ на арест исламских активистов из Узбекистана. А поскольку искать настоящих исламистов нелегко, то берут тех, кто на виду”.

На днях ПЦ “Мемориал” получил письмо Б.Хамроева, адресованное СМИ и правозащитным организациям. Ниже приводятся отрывки из этого письма, датированного 7 августа 2003 г.:

Мне подбросили героин сотрудники РУБОП Московской области. Хочу особо подчеркнуть, что эти сотрудники РУБОП МО меня и мою семью постоянно преследовали. Несколько раз моих братьев принудительно доставляли в РУБОП МО, где подвергали незаконному многочасовому допросу с использованием “детектора лжи”, спрашивали о моих политических и религиозных взглядах. 24 июня 2003 г. на пресс-конференции ПЦ “Мемориал” в Институте развития прессы я как один из участников этой пресс-конференции … приводил несколько фактов дезинформации общественности и незаконных действий сотрудников российских спецслужб в отношении выходцев из Центральной Азии. Также критиковал власти Республики Узбекистан. Хочу подчеркнуть, что действительно узбекские власти обманывают мировую общественность /заявлениями/ типа “Если – не мы, то – радикальные исламисты” …

Когда 20 июля меня арестовали сотрудники спецслужб РФ, /которые/ нашли наркотики, после обнаружения улик включили видеоаппаратуру и у меня спросили: “Почему вы поддерживаете “Хизб-ут-Тахрир”? Я ответил: “Я – не адвокат “Хизб-ут-Тахрир”. Второй вопрос: “У нас есть информация, что вы, Бахром, один из организаторов террористического акта в 1999 году в Ташкенте”. Ответ: “Я – не террорист, как Ислам Каримов, который хуже любого террориста”. Также мне задавали многочисленные провокационные вопросы.

Эта операция - отмечает Б.Хамроев, - имеет политический подтекст борьбы с терроризмом… Под этим лозунгом постепенно власти будут репрессировать других пишущих и открыто выступающих людей. Я не являюсь членом других партий, кроме партии “Бирлик”… Такого рода провокации со стороны властей обязательно нужно разоблачать”.

Утверждение о том, что правозащитник якобы был одним из организаторов взрывов в Ташкенте в 1999 г., является наглядным свидетельством того, насколько абсурдной информацией о Б.Хамроеве располагали российские спецслужбы в момент его ареста. Едва ли можно сомневаться в том, что дезинформация такого рода исходила от официального Ташкента.

Весьма показательно в этой связи, что проживающий в Узбекистане “правозащитник” Марат Захидов, известный своими связями со спецслужбами этой страны, вскоре после ареста Хамроева не только публично поддержал обвинение, но, более того, выступил с утверждением, что движение “Бирлик” использовало неких “подчиненных Хамроеву” наркокурьеров для доставки журнала “Харакат” из России в Узбекистан (см. сообщение “Немецкой волны” от 29.07.2003). Впрочем, несмотря на просьбы журналистов, г-н Захидов не смог представить каких-либо доказательств своих фантастических предположений.

Виталий Пономарев,

директор Программы мониторинга

прав человека в Центральной Азии