Правозащитный Центр “Мемориал” - Memorial Human Rights Center

103051 Россия Москва Малый Каретный пер. дом 12 т.(095)-200-65-06

Комитет “Гражданское содействие” - Civic Assistance Committee

127006 Россия Москва ул.Долгоруковская, д.33 стр.6 т.(095)-973-54-74

04.11.2005 г.

ДЕЛО ИВАНОВСКИХ УЗБЕКОВ:
ГРАЖДАНИН РОССИИ ХАДЖИМАТОВ ПОПРОСИЛ
УБЕЖИЩА В УКРАИНЕ

4 ноября 2005 г. в миграционную службу Украины обратился с ходатайством о признании его беженцем российский гражданин Хатам Хаджиматов – один из задержанных в г. Иваново 14 этнических узбеков, выдачи которых по ложным обвинениям в причастности к событиям 13 мая в Андижане требуют Генеральная прокуратура Узбекистана (см. пресс-релизы ПЦ “Мемориал” от 30.06.2005, 05.07.2005, 15.07.2005, 27.09.2005, 05.10.2005, 11.10.2005, 28.10.2005 и Комитета “Гражданское содействие от 23.07.2005, 27.07.2005 и 29.07.2005).

Хатам Хаджиматов – единственный среди задержанных гражданин России. Он провел в заключении почти 4 месяца, 3 из которых – без судебного решения, и 11 октября был освобожден из-под стражи в связи с тем, что Ивановский областной суд в кассационном порядке отменил постановление Советского районного суда г. Иваново о его заключении под стражу “для обеспечения возможности этапирования в Республику Узбекистан” и направил дело на новое рассмотрение (см. пресс-релиз ПЦ “Мемориал” от 11.10.2005). При освобождении никаких ограничений на свободу передвижения Хаджиматова установлено не было, однако за ним и его женой осуществлялась слежка. “У нашего дома постоянно дежурила машина, которая следовала за нами, куда бы мы ни направлялись” - сообщил Хаджиматов Комитету “Гражданское содействие” и ПЦ “Мемориал”.

Мы уже сообщали, что 27 октября Ханты-Мансийский районный суд удовлетворил иск прокуратуры Ханты-Мансийского автономного округа – Югра об установлении в отношении Хаджиматова “факта предоставления заведомо подложных сведений о личности при получении паспорта” (см. пресс-релиз ПЦ “Мемориал” от 28.10.2005). Указанное решение базировалось на полученных от правоохранительных органов Узбекистана материалах, которые, по утверждению Хаджиматова, были сфабрикованы. “Это сделано для того, чтобы под любым предлогом лишить меня российского гражданства и устранить препятствие для моей экстрадиции в Узбекистан, где меня пытками заставят признаться в преступлениях, которых я не совершал” - прокомментировал Хаджиматов решение суда. Конституция РФ (ст.61 часть1) не допускает экстрадиции российского гражданина.

Решение Ханты-Мансийского суда было принято в отсутствие Хаджиматова, несмотря на то, что им было направлено ходатайство о переносе слушаний по уважительным причинам: паспорт Хаджиматова был изъят сотрудниками УБОП при его задержании и бесследно исчез, поэтому он не мог ни прибыть в Ханты-Мансийск, ни нотариально уполномочить своих адвокатов на представление его интересов в суде.

Убедившись, что звучавшие при задержании угрозы сотрудников узбекских спецслужб добиться его экстрадиции, несмотря на его российское гражданство (“Мы тебе сделаем гражданство Узбекистана, отсидишь лет 10-15, договоренность об этом есть на самом верху”) начинают реализовываться, Хатам Хаджиматов счел, что далее оставаться в России для него опасно.

1 ноября он прибыл в Киев, где сразу же обратился в УВКБ ООН с просьбой о признании его нуждающимся в международной защите и в миграционную службу Украины с ходатайством о предоставлении статуса беженца.

В интервью журналистам ряда ведущих украинских СМИ Хаджиматов заявил, что, оказавшись в безопасности, считает своим долгом обратить внимание общественности на угрозу выдачи Узбекистану своих 13 товарищей, остающихся в Ивановском СИЗО. “Ни один из нас не имел никакого отношения к трагическим событиям в Андижане. Мы хотим, чтобы предъявленные нам обвинения были рассмотрены беспристрастным и независимым судом, и уверены, что будем полностью оправданы” - сказал Хаджиматов, - но в Узбекистане на такой суд надеяться невозможно. Я думал, что Россия защитит меня как своего гражданина, но теперь вижу, что ошибался”.

8 ноября истекает срок рассмотрения ходатайств 13 ивановских узбеков о предоставлении им статуса беженцев в России. Адвокаты заключенных сообщили нам, что если решение окажется отрицательным, оно будет немедленно обжаловано в судебном порядке. Также они намерены в этом случае использовать возможность обращения в Европейский суд по срочной процедуре в связи с угрозой экстрадиции в страну, где применяются пытки и смертная казнь.

Елена Рябинина, руководитель программы “Помощь
политическим беженцам из Центральной Азии”
Комитета “Гражданское содействие”