Правозащитный центр “Мемориал”
Информационный центр по правам человека в Центральной Азии

Самарканд: дело исламских учителей

4 января 2001 г. Самаркандский областной суд под председательством Н.С.Тухлиева вынес приговор по делу пяти преподавателей ислама из Самаркандской и Кашкадарьинской областей которых обвиняли по ст. ст.156 ч.2 п.“а” (возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды), 159 ч.3 п.“б” (посягательства на конституционный строй), 216 ч.4. (организация запрещенных общественных объединений и религиозных организаций), 242 ч.3 (организация преступного сообщества), 244-1 ч.3 п.“а” (изготовление или распространение материалов, содержащих угрозу общественной безопасности и общественному порядку), 244-2 ч.1 (создание, руководство, участие в религиозных экстремистских, сепаратистских, фундаменталистских или иных запрещенных организациях) и 248 ч.1 (незаконное владение огнестрельным оружием и боеприпасами) УК РУ.

Перед судом предстали:

Подсудимые обвинялись следствием в том, что получив в 1980-е годы образование в подпольных исламских школах на территории Андижанской и Кашкадарьинской областей Узбекистана, а также в Таджикистане, они обучали в период с 1990 по 1998 г. на территории Самаркандской области несколько десятков человек идеям “ваххабизма”. Часть своих учеников они возили в Андижан в медресе, организованное известным богословом и одним из руководителей т.н. “ваххабитов” Абдували-кори Юлдашевым.

Практика надомного обучения исламу чрезвычайно широко распространена в мусульманской общине Средней Азии. Каждый уважаемый “усто” (учитель религиозных дисциплин) или “кори” (чтец корана), а также более-менее известные имамы мечетей берут к себе в дом группу учеников. Именно во многом за счет этой практики исламская традиция в Средней Азии не прервалась за годы советской власти и это дало возможность обеспечить более-менее квалифицированными кадрами массово открывавшиеся в начале 1990-х годов мечети. С середины 1990-х годов власти начали преследовать тех учителей, кто принадлежал к “ваххабитскому” направлению в узбекском исламе. Одновременно, во второй половины 1990-х годов шло массовое закрытие всех легальных исламских учебных заведений (медресе), что все более усиливало диспропорцию между числом желающих изучать ислам и количеством мест где это можно сделать.

По мнению следствия, не подкрепленного, впрочем никакими доказательствами кроме признаний подсудимого, основной обвиняемый по этому делу Мухаммад Ибн Иброхим был связан с одним из организаторов взрывов в Ташкенте в феврале 1999 г. Б.Абдуллаевым и получал от него 800 долларов, которые он истратил на покупку дома. Кроме того он якобы был в Чечне и встречался с полевым командиром Хаттабом.

Из пяти подсудимых двое – И.Курбанов и Б.Шарипов – не признали своей вины. Б.Шарипов заявил, что показания были у него выбиты под пытками.

Поскольку Мухаммад Ибн Иброхим и И.Курбанов уже были ранее осуждены за подпольное обучение и следствию не удалось найти новых эпизодов “преступной деятельности”, то можно констатировать, что этим двум подсудимым был вынесен второй приговор за одно и то же преступление. На этот раз они получили по ст.159 ч.3 п.“б”, ч.4, 242 ч.1, 244-1 ч.3 п.“а” и 244-2 ч.1 УК РУ соответственно 17 и 15 лет строго режима с конфискацией имущества.

М.Базаров получил по тем же статьям 16 лет, О.Холмонов – тоже 16, Б.Шарипов – 14 лет. Все осужденные также приговорены к содержанию в колонии строгого режима и конфискации имущества.

Николай Митрохин