Правозащитный центр “Мемориал”
Информационный центр по правам человека в Центральной Азии

Узбекистан: Амнистия 2001 и предшествующие события

22 августа 2001 г. в связи с десятилетием празднования независимости в Узбекистане была объявлена широкая амнистия, коснувшаяся, в первую очередь, лиц осужденных в первый срок за незначительные преступления. Однако являлась ли амнистия актом проявления гуманизма, или была вызвана стремлением решить более практические проблемы?

Как известно, и Информационный центр по правам человека сообщал об этом неоднократно, следственные изоляторы (СИЗО) и колонии исполнения наказания (КИН) в Узбекистане переполнены. Количество заключенных в них в три-четыре раза превышает нормативы советских времен, которые в свою очередь существенно отличались от стандартов принятых в европейских странах и США. Зимой заключенные в бараках спят в три смены, а в остальное время года часть из них ночует на земле, поскольку в помещениях находится невозможно из-за нехватки места, температуры и испарений. Все это приводит к широкому распространению инфекционных заболеваний и высокой смертности. Еще хуже ситуация в следственных изоляторах, где заключенные не имеют возможности выйти из камеры и, зачастую, месяцами лишены свежего воздуха. В Ташкентской тюрьме (СИ-1 или Таштюрьме), являющейся одновременно городским следственным изолятором, в мае 2001 г. находилось около 8 тысяч человек, при норме в 800.

Подобная ситуация вызывает систематическую критику со стороны международных правозащитных и гуманитарных организаций. Однако годами ситуация не менялась и малозначительные амнистии никак не облегчали положения людей остававшихся за решеткой.

Тем более неожиданными оказались действия властей в 2001 году. Только в два первых месяца деятельности амнистии 22 августа было освобождено 40-45% заключенных самой массовой категории – находящихся в колониях общего режима. Ожидается, что комиссии по пересмотру дел, работа которых продолжится до конца декабря выпустят на свободу еще 7-10% заключенных этой категории. В колониях строгого режима изменения менее значительны, но и там свободу получат 10-15% от всего количества заключенных. Всего по данным начальника штаба Главного управления исполнения наказания МВД РУз М.Гуревича будет освобождено около 25 тысяч заключенных1 - то есть, по нашим данным, примерно 35% от их общего количества.

А ведь амнистии предшествовала инициированная Генпрокуратурой РУз 1-10 июня кампания по освобождению из всех следственных изоляторов под подписку о невыезде и залог всех лиц арестованных за незначительные преступления, которые впоследствии были амнистированы.

Есть основания предполагать, что деятельность узбекских властей по сокращению количества заключенных и подследственных вызвана не только гуманностью. Тюремная система РУз вобравшая в себя огромное количество трудоспособного населения висит тяжелым грузом на бюджете государства. Десятки тысяч человек нуждаются в питании (каким бы плохим оно не было), содержании охраны, оплате коммунальных расходов. При этом в отличии от советского периода узбекские власти не могут обеспечить самофинансирование зон. Рабский труд процветающий в некоторых колониях (плетение сеток, мешков, ковров) не способен прокормить даже самих заключенных, не говоря уж об охране и является скорее наказанием, чем способом заработка. По данным одного из ташкентских корреспондентов Информационного центра на 17 июня одна лишь Таштюрьма (и так испытывающая острую нехватку продуктов для заключенных) была должна за питание осужденных 50 миллионов сум и подобная же картина наблюдалась в других СИЗО.

Однако, ни проводимое Генпрокуратурой освобождение подследственных, ни амнистия, объявленная 22 августа практически не коснулись политических заключенных. Их общее количество по данным Информационного центра достигает 7-8 тысяч человек и они составляют примерно 15% от общего числа заключенных (поименный список, составленный центром по очень неполным данным, составляет более 2000 персон). По данным упоминавшегося выше М.Гуревича за два с половиной месяца с момента объявления амнистии было освобождено всего 268 человек, осужденных за “религиозный экстремизм” из примерно 3,5 тысяч, находящихся в заключении. Всего в ходе амнистии будет освобождено до 1000 “религиозников”2. Данным М.Гуревича еще предстоит пройти проверку на достоверность. Сам он не представил журналистам списка освобожденных политзаключенных и никто из корреспондентов Информационного центра в Узбекистане пока не смог найти подобных людей.

В целом действия Генпрокуратуры РУз в июне, Указ об амнистии и Закон от 29 августа “О внесении изменений и дополнений в УК, УПК и административные кодексы РУз в связи с либерализацией уголовного наказания” резко уменьшивший количество статей по которым подсудимого ожидает смертная казнь явились положительными шагами в деле гуманизации узбекской пенитенциарной системы. Однако и по сей день она остается репрессивной, корруппционной, широко применяющей пытки и унижающие достоинство человека действия.

Николай Митрохин

1 Сообщение Пресс-центра Правозащитного Общества Узбекистана “Гражданское Содействие” (ПОУГС) от 30.10.2001.

2 Там же.