РЕСПУБЛИКА УЗБЕКИСТАН

ГИБЕЛЬ В ИЗОЛЯТОРЕ СНБ – “НОРМА” ДЛЯ КАРИМОВСКОГО РЕЖИМА

Сайдаминов Нуъмон Аманович – 1972 года рождения, член “Хизбут Тахрир”, проживал по адресу г.Ташкент, А.Икрамовский район, улица Марс 24, с 1998 года он был объявлен в розыск, а 29 сентября 2000 года был арестован сотрудниками СНБ РУ и был помещен в подвал СНБ. Узнав о местонахождении Сайдаминова, его родители заключили соглашение с адвокатом Зайнутдиновым Х.

Зайнутдинов Х. 6 октября прибыл в СНБ с официальным ордером, но его не допустили к задержанному. Следователь Лапасов Т. не принял ордер, мотивируя это тем, что скоро Сайдаминова передадут в МВД, и он тогда может спокойно видеться с задержанным.

Адвокат Зайнутдинов обратился с жалобой в Президентский Аппарат, к Министру МВД и Председателю СНБ, обвиняя сотрудников СНБ в грубых нарушениях ряда статьей УК, УПК и Конституции РУ.

“Нетрудно представить, какое продолжение будет иметь история дальше, – пишет он, – продержав столько, сколько им надо, Сайдаминова передадут в МВД. И все это время адвоката к задержанному, вопреки требованиям закона, допускать не будут. А в МВД, по сложившейся в последнее время традиции, не дав адвокату возможности встретиться с подзащитным наедине, предварительно отколотив его дубинками и применив другие физические и психологические методы, выведут к адвокату, и обвиняемый в присутствии следователя, а то и в присутствии оперативников, его избивавших, откажется от услуг адвоката”.

8 октября утром отца Нуъмона Сайдаминова пригласили в махаллинский комитет и выразив соболезнование, сказали, что Нуъмон скончался от сердечного приступа, и что труп привезут только за 15 минут до похорон.

По мусульманским обычаям тело усопшего обязательно моют, и сотрудники СНБ предложили “своего” мойщика. Родители категорически отказались от него и привели махаллинского мойщика. По словам присутствующих во время мытья тела Сайдаминова Н., оно было изуродовано. На теле были десятки открытых ран, синяки, почерневшие ногти, на пальцах следы от воздействия острого предмета, открытая рана на правой стороне лица и синяки под глазами. Внешнее состояние трупа было таково, что было понятно, что Сайдаминов.Н. скончался не сегодня и не вчера.

Присутствующая на похоронах соседка – по специальности врач – подтвердила, что Нуъмон Сайдаминов скончался от жестоких избиений.

Во время похорон все дороги, ведшие в дом Сайдаминова, были перекрыты, и движение транспорта было приостановлено. Таким образом, близкие друзья, родственники и знакомые Сайдаминова, не смогли участвовать на похоронах.

Из жалобы адвоката Зайнутдинова от 6 октября 2000 года.

… Такое уже имело место. В 1999 году, я участвовал в уголовном деле “Мусаджонова”, который расследовал этот же следователь СУ МВД – Закруллаев. Вначале Закруллаев отказывался принять от меня заявление с ордером. Но когда я ему сказал, что пришлю ему ордер с заявлением через Генеральную прокуратуру и через аппарат Президента, он документы принял, но мой подзащитный Мусаджанов, при первой же встрече и присутствии следователя, отказался от услуг адвоката.

Хотя и тогда следователь не предоставил мне свидания наедине с подзащитным Мусаджановым, подзащитный говорил мне очень убедительно, и я, поверив ему, удалился. Тем более, что по его внешности нельзя было предположить о применении к нему какого–либо физического воздействия. Но, потом, когда уголовное дело рассматривалось в суде Яккасарайского района, Мусаджанов стал требовать, чтобы ему вернули адвоката, т.е. меня. Его родственники также очень просили меня защищать Мусаджанов. Оказывается, следователь Закруллаев пообещал ему изменить меру пресечения, если он откажется от услуг адвоката Зайнутдинова, но затем не сдержал слова. Или, попросту говоря, ввел его в заблуждение, пользуясь своим служебным положением. И перспектива того, что мой подзащитный вновь окажется подследственным именно у такого следователя, меня мало устраивает.

В последние несколько месяцев, я заключил соглашение на защиту в предварительном следствии в СУ МВД РУ трех подследственных. Двоих, даже с внешне заметными телесными повреждениями, я увидел в следственном изоляторе временного содержания (подвале) МВД РУ. Оба подследственных сразу отказались от услуг адвоката. Третий оказался в УЯ–64–01. У была поврежденна голова. Он от защитника не отказался. Однако, ни к одному из всех троих, я, как адвокат допущен не был. В подвале МВД при встрече находился не только следователь, но и два оперработника. А в УЯ–64/СИ–1, хотя следователь и дал мне письменное разрешение, однако, следом за мной явился оперработник. Работник ГУЕКР и Т МВД РУ, который вопреки закону, т.е. требованиям от 53 УПК РУ о том, что адвокат вправе без ограничений встречаться наедине со своим подзащитным, присутствовал во время встречи, сославшись на приказ “свыше”. Стало ясно, что руководство МВД РУ само требует нарушения закона от своих подчиненных. По всем этим случаям я направил жалобы, и неоднократно, в Президентский Аппарат, Министру МВД и Председателю СНБ, и даже в международные организации.

 

“СПРАВЕДЛИВОСТЬ В СИЛЕ!”

В более ранних сообщениях мы информировали о том, что Абдувохид Юлдашев – бывший имам соборной мечети “Тохтабай” города Ташкента подвергается пыткам в подвале Министерства Внутренних Дел. Некоторое время его судьба оставалась неизвестной, после чего от самих милиционеров стало известно, что Абдувохид погиб. Когда этот слух распространился, сотрудники МВД вызвали в министерство родственников заключенного, и показав им Абдувохида Юлдашева, разрешили поговорить с ним.

По его внешнему виду было заметно, что его подвергают жестоким пыткам. Как стало известно, один из заключенных, сидевших в одной камере с Абдувохидом в подвале МВД, скончался в результате пыток. И сотрудники министерства, приняв убитого за Абдувохида Юлдашева, сами распространили ложные слухи.

Помимо того, что Абдувохида Юлдашева обвиняют в организации государственного переворота, от него требуют рассказать, где ныне находится имам из Ташкента шейх Обидхон Назаров. Как известно, шейх Обидхон Назаров пропал без вести 5 марта 1998 года. (Силовые структуры Узбекистана все чаще используют практику похищения религиозных деятелей, а в последнее время даже простых мусульман. Об этом мы постараемся рассказать в наших следующих статьях.)

Абдувохид Юлдашев в 1990–1995 г.г. работал имамом соборной мечети “Тохтабай” города Ташкента и одновременно окончил Ташкентский Исламский институт. Пользовался большой популярностью среди мусульман, особенно среди исламской молодежи, благодаря своему искреннему служению Исламу и впечатляющим проповедям. Именно эти качества Абдувохида не нравились правительственным чиновникам. В 1996 году, когда имам–хатыб этой мечети, шейх Обидхон Назаров был уволен с работы, все служащие работавшие вместе с ним были тоже отстранены от дел. На сегодняшний день три “муэдзина” и имам Абдувохид подвергаются преследованиям со стороны властей.

Имам Абдувохид Юлдашев впервые был заключен в тюрьму на 15 дней по религиозным мотивам в 1996 году. После освобождения мусульмане избрали его имамом в соборную мечеть “Илонли ота”. Однако его деятельность продлилась недолго. Проповедуя идеи Ислама, Абдувохид Юлдашев “забывал” при этом восхвалять политику государства и высшего руководства, что плохо укладывалось в общеприянятые в стране “нормы” низкопоклонства и чинопочитания.

Сотрудники МВД арестовали имама Абдувохида в феврале 1999 года прямо в мечети, где он совершал молитву. Было сфабриковано обвинение в хранении наркотиков (подобные обвинения традиционно предъявляются тем, кого требуется изолировать от общества), и приговорили его к 4 годам лишения свободы. После того как Абдувохид отсидел несколько месяцев в Таштюрьме, суд с некоторыми условиями, освободил его в 1999 году. Но сотрудники внутренних дел посчитали это оскорблением для себя и, вызвав Абдувохида 27 июля 2000 года в кабинет к участковому инспектору, увезли его, заковав в наручники.

Ходят слухи, что Абдувохида вновь подвергают нечеловеческим пыткам в подвале МВД. Ранее мы получали сообщения о том, что его пытают с помощью электрического тока. Некоторые части его тела поджигаются.

Мысли ваши путаются, слушая рассказы живых свидетелей, видевших своими глазами или испытавшими на себе эти и другие ужасы в застенках МВД. Разве не изумитесь вы, узнав, что сотрудники внутренних дел намеренно совершают эти зверства, и не подумаете, неужели Каримов, Алматов стали такими чудовищами?.. Неужели у этих людей не осталось человеческих качеств, а зверские чувства начали преобладать?.. Неужели эти люди страдают садизмом?.. С такими мыслями человек погружается в ужас. Ведь если так будет продолжаться и далее, 25–миллионный народ Узбекистана окажется в плачевном состоянии. Ведь терпению народа тоже есть конец. Если это зло, чудовищность не будет остановлена в ближайшие дни, то не будут ли вынуждены даже умеренные мусульмане думать о последней мере: вопросе жизни и смерти?

И. Каримов любил повторять фразу Амира Тимура “Сила – в справедливости!”. Однако, похоже, что на самом деле он говорит самому себе, своим приближенным и генералам обратное: “Справедливость – в силе!”. Да, сегодня политика правительства Узбекистана выражает именно это. Оно своей политикой и действиями неосознанно заставляет других, в том числе и мусульман, понять это. Если у вас нет власти, силы, то вы не можете жить спокойно! Если у вас есть сила, власть, то справедливость и истина на вашей стороне! Такова философия правительства Каримова.

 

ДВА ОБРАЩЕНИЯ: СМОЖЕТ ЛИ КТО ПОМОЧЬ…

Уполномоченному по правам человека

Олий мажлиса Республики Узбекистан

Рашидовой С.

З а я в л е н и е

Довожу до Вашего сведения, что 25 февраля 2000 года приблизительно 11–12 часов, к нам в дом ворвались около 12 сотрудники милиции и начали обыскивать дом без санкции прокурора, без участия понятых. При этом один сотрудник милиции подбросил в нижнюю часть шкафа гранату, свидетель тому мой младший брат. Когда “нашли” её, брат указал на того, кто подложил в шкаф гранату. Отец сказал: “Что вы делаете? Чем вот так позорить мою семью, лучше застрелите”, – на что сотрудники милиции ответили: “Нужно будет, и застрелим”.

В шкафу были религиозные, официально изданные книги: “Хадисы Имома Бухори”, “Хадисы Термизи”, “Хадисы пророка Муслима”, “Время намаза”, Коран. Эти книги были куплены в книжном магазине. Их изъяли.

В тот день забрали отца и двоих братьев. Отца и второго брата, допросив, отпустили домой около 17–18 часов, но младшего брата арестовали. Через 4 дня зашли к прокурору за санкцией, и с того дня начали избивать брата. 3 дня подряд избивали, и покрылся весь в синяках. 24 дня его содержали в отделении милиции, пока прошли синяки, затем 21 марта перевели в Таштюрьму.

Сотрудники милиции интересовались у председателя махаллинского комитета и его заместителя, где находятся их сыновья, на что они ответили, что мой брат знает, где они. Таким образом, оклеветав моего брата, сами уклонились от ответственности. Разве это справедливо?!

Брата обвиняют в том, что он знает, где находятся сыновья председателя махаллинского комитета и его заместителя. Родители этих ребят считают, что они уехали по коммерческим делам, и они не разыскивают их. Откуда мой брат может знать, где они?

Брат сам говорит: “Мне же легче сказать, где они, если я знаю, чем вот так мучиться физически и морально. Я не знаю, где они. Я рано ухожу, поздно прихожу, никого не встречаю”.

Почему за их отсутствие должен отвечать мой брат? В то же время их родители спокойны за них, и по их спокойствию можно судить, что они знают, где их сыновья. В противном случае вот уже 8–9 месяцев они сами били бы тревогу, просили бы милицию разыскать их.

Наши родители нас воспитали честными, дали образование. Я и моя младшая сестра окончили исторический факультет ТашГУ, младший брат окончил географический факультет ТашГУ, другой брат тоже дважды пытался поступить на Китайское отделение Востоковедческого факультета ТашГУ и не добрал 0,5 балла на мандатной комиссии. Затем был призван на военную службу, которую отслужил на отлично. Несколько раз родители получали письма благодарности от его командира, за то, что воспитали такого сына. Он вернулся из армии с наградами за отличную службу. Всё это говорит о том, как он любит свою Родину. Он трудолюбивый и честный парень. Как же такой человек может участвовать в действиях, направленных против Конституционной системы Узбекистана?!

Независимый Узбекистан – государство, где защищены права человека. Но разве Закон и Конституция не для всех? Почему сотрудники правоохранительных органов не соблюдают статьи 24–27 Конституции РУ. Статья 25 Конституции РУ гласит: "каждый имеет право на свободу и неприкосновенность личности. Никто не может быть арестован и содержаться в заключении незаконным образом. Это подтверждается и УК РУ.

В последний день следствия я и моя младшая сестра поехали в Таштюрьму. Следователь Юсупов Ойбек сказал: “Привели свидетелей для очной ставки”. Я спросила рядом стоящего человека, кто он, а он ответил: –Свидетель. “Я вас раньше видела в милиции”.

“Да, я работаю там”. С каких пор сотрудники милиции стали свидетелями–понятыми? Это же нарушение закона.

Во время предварительного расследования я заходила к следователю Анварову Хамиду: “Хамид, Вы не боитесь Бога, моего брата оклеветали, ведь граната не его же. Отец стар, его жена беременна, имеет маленького ребенка. Наверное, у Вас тоже есть родители, братья. Вы сами участвовали при обыске, составляли протокол, Вы свидетель, что происходило в тот день. Что Вас заставляет обвинять невинного?”. Он ответил: “Сестра, поймите, я не могу противостоять им”.

Во время следствия они сами предложили адвоката. Мы верили ему. Потом выяснилось, что он работает на следственные органы.

По просьбе брата мы наняли другого адвоката. Этого адвоката не пускали к брату, указывая разные поводы. Основная причина – он был сильно избит. Этот адвокат оказался земляком следователя. Пришлось опять сменить адвоката.

Я была на приеме у начальника следственного отдела Мухамедова Рустама Мухсимовича, рассказала о случившемся и спросила: “В чем обвиняется мой брат?”, “Статья 248 УК РУ”. Он спросил про изъятые книги, я перечислила. Но до завершения следствия никто нас не спрашивал про литературу. В последний день следствия Юсупов Ойбек сказал адвокату, что брат обвиняется по статье 159 УК РУ. Мы удивились, почему 159? За религиозные книги? Неужели за узбекскую редакцию Имам Бухари, Коран и др. 159 статья? “Недавно Президент запретил и Коран, разве не слышали?”. Разве за запрещенные книги не статья 216 УК РУ? Мы даже не знали, что существует журнал “Аль–Ваъй”. Свидетели дали показания, что были обнаружены и такие журналы. Вот ещё один факт клеветы! Для того, чтобы скрыть одну ложь, появляется другая ложь.

Вот как у нас защищены права человека!

Я прошу Вас произвести экспертизу и доказать, что на гранате и подложенной литературе есть отпечатки пальцев моего брата. В описи изъятых книг брат подписывался на одном экземпляре, а на остальных экземплярах его подпись подделана.

Брата обвиняют в тяжких преступлениях. Каким образом, являясь гражданином Узбекистана, можно противостоять этой системе, тем более участвовать в государственном перевороте? Не зная этого, как он может призывать к чему-то? Если призывал, то кого? Кому что распространял? Разве можно, не доказав вину, объявлять человека преступником?

Мой брат вот уже более 3 месяца находится в заключении по клеветническим обвинениям.

Уважаемые правозащитники! Я обращаюсь к Вам с надеждой. Помогите, пожалуйста, в предотвращении несправедливости.

Наш уважаемый Президент часто повторяет: “Дети Узбекистана–мои дети!”.

Я прошу Вас рассмотреть мое обращение и сообщить о предпринятых мерах; с нетерпением жду от Вас бескорыстной помощи.

Юсупова Д.Д.

Председателю Верховного суда РУ

Под руководством председателя коллективного собрания махалли “Пасти–юз” Кибрайского района было произведено собрание коллектива и рассмотрены следующие вопросы:

    1. Контроль над воспитанием молодёжи и обеспечение мира и стабильности в махалле.
    2. О незаконном задержании Ирматова Рустама.

Исходя из докладов и произведений Президента И.А.Каримова “На кануне ХХИ века” и внедряя их в жизнь, мы объясняли проживающим в нашей махалле, что молодёжь – наше будущее, и мы должны следить за их воспитанием, чтоб впредь не повторялись случаи, как это было в семье Ирматова Журы, где сотрудниками МВД был противозаконным и противоконституционным образом арестован сын Ирматова Журы Ирматов Рустам.

Все проживающие в этой махалле хорошо знают семью Ирматовых и Ирматова Рустама только с положительной стороны. Также хорошо знаем его дедов, все они были уважаемыми и достойными людьми.

После смерти матери, дети начали совершать намаз. Ирматов Рустам отличается своей воспитанностью, на махаллинских мероприятиях, на праздниках активно участвует, заслуживает уважения среди сверстников в махалле.

Учитывая, что сотрудники ОВД пришли к неправильному мнению о Рустаме, мы, коллектив махаллы, берем его под свою ответственность. Просим областной суд или Верховный суд, учитывая также, что репутация семьи Ирматова Рустама пострадала в результате дискриминации конституционных прав этой семьи, освободить его из под стражи.

Просим судебную коллегию учесть наше обращение, поскольку содержание в заключении Ирматова Рустама без вины может повредить его здоровью и нанести моральный и материальный ущерб ему и его семье.

Председатель махалли “Пастки” Ёкубов Ж.

Секретарь Мусаев М.

 

ПОЧЕМУ ПОЛИТЗАКЛЮЧЕННУЮ ПРАВОЗАЩИТНИЦУ

МАХБУБУ КАСЫМОВУ НЕ ОСВОБОЖДАЮТ ПО АМНИСТИИ

Махбуба Касымова – член Правления Независимой организации по правам человека Узбекистана /НОПЧУ/, активная правозащитница с 1989 г., мать пяти взрослых детей.

За свою правозащитную и общественно–оппозиционную деятельность она была по сфабрикованным следователем ГУВД г. Ташкент МВД Узбекистана майором ХОЛМУХ–АМЕДОВЫМ ЗОКИРОМ / явно по указанию сверху/ обвинениям осуждена 13.07.99г. Юнусобадским райсудом на 5 лет лишения свободы. Судья Юсупов Эркин провсл судебный процесс по ее делу за 3 часа, не дав жертве даже нанять адвоката, и проштомповал по сфабрикованным обвинениям столь суровый фактически невинному человеку, по политическим мотивам.

До своего осуждения Махбуба Касымова в течение 10–и лет много раз подвергалась репрессиям, преследованию, политической слежке, допросам и приводам со стороны органов власти и спецорганов за свою общественно–оппозиционную и правозащитную деятельность.

И вот теперь, после 15 месячного пребывания в заключении (женская колония № 64/7, массив Куйлюк г. Ташкент, 7–й отряд, 72–я бригада), стало известно, что Махбуба Касымова не будет освобождена по Указу Президента “Об амнистии в связи с девятой годовщиной провозглашения независимости Республики Узбекистан” от 28.08.00., хотя согласно статьи 1, п. “б” данного Указа она должна быть освобождена. Об этом заявила нач. колонии Якунина М.А. объяснив это тем, что у М.Касымовой – два нарушения режима отбывания наказания.

Сама М.Касымова считает, что эти два мелких нарушения администрация колонии специально подстроила еще в апреле 2000 г. с целью не допустить ее освождения (амнистия намечалась к 9 Мая в честь 55–летия победы над фашизмом). Так, одно из этих "нарушений" заключается в том, что будто бы М.Касымова самовольно оставила рабочее место. На самом деле 22.04.00 г. во время работы М.Касымова, почувствовав себя плохо, отпросилась у бригадира.

Второе "нарушение" – якобы она на своей койке под матрацем прятала 50 сумов. Фактически она не прятала эти деньги, а они туда были подложены или самими надзирателями или кем-то из заключенных по заданию администрации. Ибо, М. Касымова, зная, что за ней ведется постоянно пристальное наблюдение со стороны администрации колонии и надзирателей (чтобы на каком–либо нарушении ее “поймать”..., даже от родственников отказывалась брать деньги или другие запрещенные вещи и предметы).

Но даже по этим сфабрикованным “нарушениям” согласно Уголовно–исполнительному кодексу РУ неправомерно отказать политзаключснной М.Касымовой в исполнении вышеназванного Указа от 28.08.00. Налицо явное противоправное действие, месть властей авторитарного государства законопослушной гражданке, правозащитнице, матери!

Независимая организация по правам человека (НОПЧУ) законно требует от властей Узбекистана, Президента как гаранта конституционных прав и свобод граждан, освободить политзаключенную Махбубу Касымову согласно Указу об амнистии от 28.08.00г.

НОПЧУ обращается к республиканской и международной демократической общественности выступить в защиту политзаключенной Махбубы Касымовой для ее освобождения!

 

"ОСОБОЕ ВНИМАНИЕ" К РОДСТВЕННИКАМ ПРАВОЗАЩИТНИКОВ

Василий Евстегнеев, приговоренный Мирза–Улугбекским районным судом г. Ташкента по сфабрикованному делу к 6 годам лишения свободы в апреле 2000 года, и который находился в “красной зоне” УЯ 64/49 в г.Карши, в конце октября был переведен в сангород (медицинское пенитенциарное учреждение), находящийся в г.Ташкенте в тяжелом состоянии. Родственникам стало известно, что у Василия непрерывно течет кровь из заднего прохода.

Многим известно, что в практике следователей СИЗО и палачей “красных зон” имеется пытка, во время которого в задний проход подследственного или заключенного вгоняется бутылка (“подсаживание на бутылку”). Вероятнее всего В. Евстегнеев подвергся именно такой пытке. Последний раз Е.Урлаева посетила своего брата в УЯ 64/49 в июне. Хотя он был тогда сильно исхудавшим, но выглядел здоровым. При встрече с сестрой Василий сказал, что его сильно избивают и применяют пытки, и высказал мнение, что это, может быть, связано с правозащитной деятельностью сестры. 6 ноября власти сангорода не дали разрешение родственникам на свидание с В.Евстегнеевым.

Другим примером особого интереса правоохранительных органов РУ к родственникам правозащитников является недавний визит "инспектора" к сводной сестре Искандара Худайберганова с повесткой о явке его в налоговую службу одного из райотделов Ташкента. Причиной интереса якобы является перевоз контрабандных товаров через казахстанскую границу, но, судя по сообщениям из Узбекистана, это может стать поводом для обвинения Худайберганова в правозащитной деятельности.

 

В УЗБЕКИСТАНЕ ВСЕ КОНФЕССИИ РАВНЫ И БЕСПРАВНЫ

Протестантского лидера приказано освободить

28 сентября, после длительного давления со стороны, в том числе, возможно, и с помощью сотрудников МИД Узбекистана, правоохранительные органы города Нукус (Каракалпакстан) сняли все обвинения против Николая Родзинского и вынесли решение о его освобождении.

Н. Родзинского, христианского лидера, держали в тюрьме со дня его ареста в июле этого года. Арестован он был после того, как полиция закрыла детский лагерь, организованный нукусской Пресвитерианской Церковью “Мир”. 28 сентября, в полдень, Родзинского привезли в нукусский городской суд по обвинению в нарушении статьи 276 части 1 УК РУ. Но, как стало известно, судья, который должен был вести это дело, ознакомившись с материалами, отказался от дальнейшего рассмотрения вопроса. Он заявил, что нет оснований для вынесения Родзинскому обвинения в хранении наркотиков. Судья вынес решение закрыть дело.

После вынесения этого решения 28 сентября следователь, который вел дело, подписал распоряжение об освобождении Родзинского из под стражи. Адвокат Родзинского вместе с пастором Церкви “Мир”, Владимиром Кимом, доставили этот документ в нукусскую тюрьму. Поскольку начальника тюрьмы на месте не оказалось, они согласились приехать еще раз, утром следующего дня, и привезти документ, обеспечивающий свободу Родзинскому.

После освобождения из тюрьмы 29 сентября. Выяснилось, что Родзинский и его жена серьезно больны туберкулезом. Они оба наблюдаются в поликлинике в Тахьяташе (город недалеко от Нукуса), по месту жительства. У них есть дочь.

Другого пастора освободили по амнистии

Вечером 9 октября СТАНИСЛАВ КИМ, пастор зарегистрированной в городе Чирчике Протестантской Церкви, был освобожден из лагеря в Табаксае (в 10 километрах от Чирчика). Более полутора лет пастор, этнический кореец, находился в заключении. Его освободили по амнистии, объявленной Президентом Узбекистана.

Пастору Киму 43 года, он женат, у него двое детей. Его арестовали 15 февраля 1999 года и приговорили к шести годам заключения по статьям 205 части 2 и 184 части 3 Уголовного Кодекса РУ за мошенничество. В июне 1999 года судебное разбирательство проходило при закрытых дверях, туда не допустили даже адвоката пастора. Члены его общины утверждают, что обвинения были сфабрикованы, они считают, что наказанию его подвергли за то, что он – пастор независимой общины, которая собирается в домашней церкви. По крайней мере четверть из 200 членов общины – этнические узбеки.

С. Ким, принявший христианство несколько лет назад, до того как стать пастором, работал прорабом в большой строительной кампании. Его несколько раз вызывали в центральную контору в Чирчике и объяснили, что он не может совмещать пасторскую деятельность с такой ответственной работой. Ему посоветовали оставить церковь, а когда он отказался, его заставили уволиться. Давление на него усилилось, когда он отказался оставить пасторское служение, ему пригрозили, что если он не даст взятку в $ 5000, его арестуют и посадят в тюрьму.

После освобождения Ким сообщил, что церковь зарегистрировалась, как только в 1991 году был принят закон о религии, и в 1998 году, сразу перерегистрировалась, как только был принят новый, измененный закон о религии, сделавший перерегистрацию обязательной. “Оба раза мы зарегистрировались без проблем, и оба раза мы были одними из первых”. Ким сказал, что пока он находился в заключении, церковь продолжала действовать.

Феликс КОРЛИ, Кестонская Служба Новостей, 15–16 октября

 

ИМАМА СХВАТИЛИ В ОМСКЕ И ВЫДАЛИ ТАШКЕНТУ

В конце октября Генпрокуратура РФ удовлетворила ходатайство узбекских властей о выдаче им настоятеля соборной мечети г. Ишима Бурхана Хаджиходжаева по обвинению.в “неконституционном захвате власти и покушении на президента” (ст. 159–2 УК РУ). Он был задержан еще 17 августа во время встречи лидеров двух основных мусульманских организаций Азиатской части России в Омске. До этого Хаджиходжаев три года проживал в России, и вскоре должен был получить ее гражданство. Священнослужитель постоянно жил в Сибири после выезда из Узбекистана в 1998 г. и ни от кого не скрывался.

Преследование имама Хаджиходжаева вызвало многочисленные протесты правозащитников и мусульманской общественности, включая депутатов ГосДумы РФ, но решение об экстрадиции принято было только на основании доказательств, представленных узбекской стороной, и которые, по-видимому, относятся к прошлогоднему теракту в Ташкенте.

ПОСЛЕДНИЕ ИЗВЕСТИЯ

Обвинение просит Верховный суд Узбекистана приговорить

руководство ИДУ к высшей мере наказания

13 ноября. государственный обвинитель, выступающий в Верховном суде Узбекистана по делу о террористической деятельности Исламского движения Узбекистана (ИДУ), потребовал применить к 10 из 12 обвиняемых высшую меру наказания.

В Верховном суде Узбекистана с 30 октября идут слушания по делу о террористической деятельности ИДУ на территории страны. Слушания проходят на основании обвинительного заключения, переданного в Верховный суд Генпрокуратурой 10 октября в отношении 12 обвиняемых. В их числе лидеры ИДУ – Тахир Юлдаш, Джума Ходжиев (Намангани) и Салай Мадаминов (Мухаммад Салих). 9 из 12 подсудимых скрываются от правосудия за рубежом.