Ограничения деятельности общественных организаций

Общественные организации

Система существующих общественных организаций Туркменистана весьма сходна с системой, существовавшей в бывшем СССР. Все организации национального уровня фактически созданы государственными органами, которые строго контролируют их деятельность, полностью определяют структурные и кадровые изменения.

Как и в Советском Союзе, в Туркменистане имеется лишь одна партия (бывшая коммунистическая, в 1991 г. преобразованная в Демократическую партию Туркменистана) и одна массовая молодежная организация (правопреемник бывшего коммунистического союза молодежи). Из профсоюзов государственную регистрацию имеет лишь Единое объединение профсоюзов Туркменистана, отраслевые профсоюзы не зарегистрированы, а независимому Профсоюзу работников предпринимательских структур Туркменистана в регистрации было отказано.

В 1994 г. по инициативе властей было создано Движение национального возрождения, ставящее целью поддержку курса правительства и лично президента Туркменистана. О характере движения ярко свидетельствует состав руководящего органа — Национального совета ДНВ. В него входят все члены Кабинета Министров, все главы областных, городских и районных администраций, руководители основных общественных организаций. Председателем Национального Совета ДНВ является президент Туркменистана Сапармурат Ниязов.

Открыто действующие оппозиционные организации фактически были разгромлены властями в 1992 г. В том же году была негласно запрещена регистрация любых национально-культурных обществ отдельных этнических групп. В настоящее время в Туркменистане создание независимых от властей неполитических общественных организаций на национальном уровне фактически невозможно, а на местном во многих случаях встречают непонимание или открытое противодействие властей. Тем не менее небольшому числу независимых экологических и благотворительных групп удалось зарегистрироваться в отдельных населенных пунктах.

Деятельности незарегистрированных организаций власти в большинстве случаев стремятся не допускать.

Вопросы регистрации

Регистрация общественных организаций в Туркменистане производится на основе Закона «Об общественных объединениях», принятого 12 ноября 1991 г. и с небольшими изменениями действующего и в настоящее время.

Юрист одной из зарегистрированных в Ашхабаде благотворительных организаций следующим образом изложил авторам доклада существующий в Туркменистане порядок регистрации общественных организаций:

«По закону очень мало возможностей не зарегистрировать общественную организацию. Для регистрации необходимо:

1. Собраться и учредить организацию. Для этого надо не менее 3 человек (для политических партий и профсоюзов — не менее 1000 чел.). На собрании должен быть принят устав, заявление в Министерство юстиции2 с просьбой о регистрации, составлен протокол учредительного собрания и выбраны руководящие органы;

2. С тремя этими документами надо прийти в отдел регистрации Минюста. Документы принимаются на русском или туркменском языках. В отделе регистрации Минюста пришедшему оказывается «техническая помощь» — консультация по оформлению документов. После этого заявитель обычно отправляется домой — исправлять документы в соответствии с высказанными замечаниями.

3. Исправленные документы сдаются в канцелярию Минюста. Через 2 месяца на домашний адрес заявителя приходит письмо из министерства — либо с извещением о регистрации общественного объединения, либо указывающее на те или иные ошибки в поданных документах. Снова проводятся все полагающиеся собрания и документы вновь сдаются в Минюст. Новый ответ также приходит через 2 месяца. Реально эти сроки не соблюдаются и ожидание ответа затягивается на полгода и более.

4. Если организация все же зарегистрирована, закрыть ее практически невозможно. Да, впрочем, Минюст ею уже и не интересуется. Достаточно раз в год сдавать формальный отчет о проделанной работе — в соответствии с уставными документами».

Даже из этого весьма осторожного комментария видно, что регистрация общественной организации в Туркменистане является делом непростым.

Фактически из-за отказов принять документы и нарушений установленных законом сроков рассмотрения заявок Министерством юстиции у многих групп регистрация затягивается на 1,5-2 года. Трудности и неоправданные задержки при регистрации испытывают почти все общественные организации, чье создание не было инициировано или поддержано властями.

Например, в 1996 г. четыре жительницы г.Ашхабада попытались зарегистрировать женский клуб «Ыкам — Доверие». Целями клуба было оказание психологической и юридической помощи лицам, обращающимся за поддержкой к членам клуба. В течение полугода Министерство юстиции отказывалось принимать документы клуба, затем в течение года рассматривало устав, несколько раз возвращая его на доработку. Лишь в октябре 1997 г. — спустя 1,5 года — клубу удалось получить свидетельство о регистрации.

Менее удачно закончилась попытка создания Центра женских инициатив в г.Ташаузе. Заместитель хякима Ташаузского велаята Курбанкуль Мередова заявила инициаторам создания Центра, что подобная организация не нужна и им следует присоединиться к официальному Союзу женщин Туркменистана им. Гурбансолтан-эдже. В результате «женская организация самораспустилась, не успев толком сформироваться и начать работать»3.

Представителям красноводского экологического клуба «Фламинго», созданного в декабре 1993 г., после подачи заявления о регистрации в отделе юстиции хякимлика Балканского велаята сообщили (устно), что создание клуба «нецелесообразно», поскольку в Туркменистане уже действует зарегистрированное Общество охраны природы. На повторное письменное обращение с просьбой о регистрации учредители клуба вообще не получили никакого ответа. Тем не менее в 1994-1996 гг. власти не препятствовали деятельности клуба, поддерживавшего тесные контакты с рядом американских благотворительных организаций.

Также было необоснованно отказано в регистрации независимому республиканскому профсоюзу работников предпринимательских структур Туркменистана, не входившему в официозную Федерацию профсоюзов Туркменистана. Руководителям независимого профсоюза власти неоднократно заявляли (вопреки закону), что вопрос о регистрации профсоюза может быть решен лишь после принятия нового Закона Туркменистана «О профсоюзах», который не принят до сих пор. В апреле 1995 г. Федерация профсоюзов Туркменистана была преобразована в Единое объединение профсоюзов Туркменистана — фактически в единый профсоюз, участие в котором обязательно для всех отраслевых профсоюзных организаций государственного и негосударственного секторов.

О многочисленных отказах в регистрации национально-культурных обществ см. раздел «Нарушение прав этнических меньшинств».

Следует отметить, что большинство представителей туркменских общественных организаций, с которыми беседовали авторы доклада, просили не упоминать в докладе о проблемах их организаций, поскольку, по их мнению, это может быть расценено туркменскими властями как проявление политической нелояльности.

Что касается незарегистрированных политических организаций, то они в большинстве случаев предпочитают действовать подпольно, боясь раскрывать даже свои названия, поскольку не без основания опасаются репрессий со стороны Комитета национальной безопасности.

За последние пять лет зарегистрироваться попыталась лишь неофициально действующая Коммунистическая партия Туркменистана. Согласно информации коммунистов, в 1994 г. они подали документы на регистрацию КПТ в Министерство юстиции Туркменистана. В начале октября 1996 г. им в устной форме было отказано в регистрации, поскольку из заявленных в 1994 г. 1200 членов партии более половины вступили в ряды официальной Демократической партии Туркменистана. После реорганизации Оргкомитета КПТ последний в сентябре 1997 г. направил письмо в Министерство юстиции Туркменистана и в государственный Институт демократии и прав человека при Президенте Туркменистана с просьбой проконсультировать членов оргкомитета по вопросу регистрации партии. Представители Института демократии и прав человека переадресовали заявителей в Министерство юстиции, ответ из которого до настоящего времени не получен.