"Демократия, свобода, права человека"


(Эфир "Радио России" 02 мая 2000 г.)

ВЕДУЩАЯ: У микрофона Татьяна Касаткина. Здравствуйте!

Сегодня тема нашей передачи: усыновление российских детей-сирот иностранными гражданами.

Вокруг этой, действительно, серьезной проблемы уже давно, а в последнее время особенно, кипят страсти.

“Детопродавцы”, “Похищение”, “Валюта в памперсах” - вот некоторые из заголовков газетных статей, посвященных этому вопросу. Об усыновлении сирот иностранцами пишут как о насквозь криминальном процессе, как о распродаже генофонда, будущего России.

В результате у меня возникают вопросы. В оценках процесса усыновления, по-моему, нужно исходить не из интересов государства или этноса, но, прежде всего, из интересов самого ребенка. Разве плохо, если ребенок-сирота будет расти в хорошей семье, даже и за пределами нашей страны? Кроме того, иностранцами часто усыновляются серьезно больные дети. И если наши граждане по разным причинам не спешат взять в свои семьи такого ребенка, то слава богу, что на это готова какая-то не российская семья.

Обычно в ответ можно услышать следующие возражения. Во-первых, российские дети, вывезенные за границу, часто оказываются в ужасных условиях, есть даже случаи, когда приемные родители убивали взятых детей. Во-вторых, детей могут вывозить с преступными целями. И здесь всплывают страшные истории об органах для пересадки и тому подобное. В-третьих, многие российские семьи и хотели бы усыновить сироту, но не могут, поскольку специализирующиеся на вывозе детей иностранные фирмы, пользуясь несовершенством российских законов, а порой действуя и в обход их, поставили вывоз детей-сирот из России на поток. Газета “Известия”, например, сообщила недавно, что 85% сирот усыновляется иностранцами, и только 15% - россиянами.

Но ведь эти цифры ничего не доказывают, тем более что они прямо противоречат имеющимся у меня данным Генеральной прокуратуры, согласно которым за последние годы российские сироты усыновлялись россиянами и иностранцами примерно в равных пропорциях.

Недавно Правительство России издало постановление, регулирующее процедуры международного и внутрироссийского усыновления. И опять же вокруг него возникают новые вопросы. При том, что все в целом встретили это постановление с одобрением, ряд общественных организаций: программа “Право ребенка” Российского исследовательского центра по правам человека, Ассоциация детских психиатров и психологов, Правозащитная служба для детей - на пресс-конференции в конце прошлого месяца высказали свою озабоченность интерпретацией этого постановления прокуратурой. По мнению представителей этих организаций, органы прокуратуры пользуются данным постановлением для того, чтобы вообще воспрепятствовать усыновлению российских детей-сирот иностранцами.

Как же происходит процесс усыновления российских детей-сирот иностранцами? Действительно ли здесь наблюдается разгул криминала? Как защищаются права детей, вывезенных из России в другие государства? Почему российских детей чаще усыновляют граждане других государств, чем россияне? Правда ли, что российская прокуратура препятствует процессу международного усыновления?

Я попыталась получить ответы на эти вопросы у ряда людей, занимающихся непосредственно как проблемами усыновления сирот, так и защитой прав детей вообще.

Говорит Галина Кушнеренко, старший научный сотрудник НИИ детства Всероссийского детского фонда.

КУШНЕРЕНКО: Мы очень долго ждали этот блок постановлений (там их несколько), потому что без них деятельность по усыновлению находилась как бы вне правового поля.

Дело в том, что иностранным усыновителям было предоставлено по нашему закону два пути. Первый путь, когда они сами приезжают сюда со своими документами, подают заявление в субъекте федерации, то есть в области, в крае или в республике. Затем они должны дождаться, пока им подберут ребенка, потом познакомиться с этим ребенком, сдать документы в суд, дождаться назначения суда и прохождения процедуры усыновления. Вот это первый путь.

Второй путь был такой. Они могли сюда присылать документы, тоже в субъект федерации, и ждать, пока орган опеки и попечительства подберет им ребенка, сфотографирует его, сделает видеозапись, подготовит медицинские документы, выписку и анкету на ребенка. И этот орган опеки отправит за границу всю данную информацию. Потом родители дадут согласие и пришлют документы для суда. Органы опеки и попечительства отнесут эти документы в суд, судья назначит дату слушанья, вызовет на суд кандидатов в усыновители, и пройдет уже сам суд.

Но наши органы опеки не располагают такими средствами, ни аппаратурой и ничем, чтобы фотографировать ребенка, собирать на него информацию, отправлять эту информацию за границу. У них нет для этого возможности. Такая деятельность невозможна в силу необеспеченности техникой и кадрами. Да еще органы опеки должны вроде и переводчика им предоставить и встретить этих родителей, и машину им предоставить, и так далее. У нас в органах опеки нет возможности это делать. И поэтому эту часть деятельности, связанную со встречей родителей, с передачей информации от органов опеки родителям, - эту деятельность выполняли представители агентств. Поскольку эта деятельность с 1998 года была признана посреднической и незаконной деятельностью, эти представители агентств начали действовать нелегально. И это совершенно, никаким боком, не вписывалось в наше законодательство.

ВЕДУЩАЯ: Галина Сергеевна, простите, мне не понятно. Вы говорите о противозаконной деятельности. Но все равно, в любом случае это шло через суд, ведь суд устанавливал…

КУШНЕРЕНКО: А дело в том, что суд ведь уже на конечном этапе действует, когда подобран ребенок, когда родители представили документы. Суд рассматривает документы, правовые основания для усыновления именно этого ребенка, именно этими родителями. А до суда-то кто это все будет делать? Это же огромный объем работы.

ВЕДУЩАЯ: Но ведь суд может признать право семьи, что бы увезли этого ребенка или нет.

КУШНЕРЕНКО: Конечно, конечно.

ВЕДУЩАЯ: А почему же в не правовом пространстве все это шло?

КУШНЕРЕНКО: Я Вам рассказала, что вот эта часть деятельности, досудебная, была вне закона. Досудебная! Что с судом? С судом же все в порядке. Там может действовать доверенное лицо родителей: уже на суде представлять их интересы может, - и сами родители участвуют. Но только на суде. А все, что до суда происходило, - это считалось посреднической незаконной деятельностью.

ВЕДУЩАЯ: Ну, детей все-таки вывозили законно, раз было решение суда?

КУШНЕРЕНКО: Конечно! Незаконно нельзя вывести ни одного ребенка из России. Это всегда делалось… Вернее не всегда, а с 1996 года стало делаться по суду. До 1996 года это делалось постановлением главы администрации. И у нас не может быть незаконного вывоза. Это не правильная совершенно формулировка, потому что вывезти усыновленного ребенка незаконно нельзя. Для этого нужно иметь специальные документы, без которых посольство не выдаст визу.

ВЕДУЩАЯ: А в чем у вас противоречие с генеральной прокуратурой?

КУШНЕРЕНКО: Генеральная прокуратура считает, что вот эта деятельность -посредническая, что это зарабатывание больших денег. Причем считает, что они незаконно зарабатывают. И действительно, получается так, что они незаконно зарабатывают. А второе противоречие в том, что Генеральная прокуратура встает против того, чтобы детей увозили за границу, что якобы “вывозят их в таком большом количестве”. И третье, против чего мы всегда выступаем: генеральная прокуратура считает, что детей увозят на органы, в дома терпимости и т. д. и т.п. Ничего подобного, через усыновление это сделать невозможно!

ВЕДУЩАЯ: Почему?

КУШНЕРЕНКО: Потому что ребенок, прежде чем уехать за границу, он здесь проходит очень сложный и длительный путь. Я могу вам рассказать от начала и до конца, какой путь он проходит. Когда он здесь вместе с родителями пересекает границу, он фиксируется.. Туда они приезжают с пакетом документов, с паспортом. Они там регистрируются на таможне обязательно, сдают эти документы, то, что им дали, они предъявляют там. Сразу, как только они туда приезжают, местные органы (ну, будем называть органы опеки) приходят в эту семью. У них уже есть информация. Они отслеживают этого ребенка в течение полугода или год, а потом происходит как бы повторное усыновление уже в той стране, т.е. закрепляется. Поэтому ребенок не может, ну, “никаким боком” - на органы… И никуда исчезнуть он не может, потому что его путь весь прослеживается. Сейчас вот дополнительная норма по закону вступает (раньше такой нормы не было), что ребенок становится еще и на консульский учет в посольстве тамошнем.

ВЕДУЩАЯ: Понятно. Но вот те фирмы, которые действуют на территории, скажем, Америки, Германии или других стран. Они лицензированы внутри своей собственной страны и не лицензированы только у нас в России?

КУШНЕРЕНКО: Да. Они получили аккредитацию на свою деятельность у нас в стране. Ведь министерство дает ответ на каждого ребенка. Вот когда ребенок уже подобран родителям, министерство образования дает ответ на запрос департамента. А в этом запросе департамент пишет, какая организация (обязательно указывается ее адрес) берет на себя ответственность по контролю за усыновленным ребенком и будет присылать постоянные отчеты о нем. Так что министерство обязательно имеет копию лицензии этой организации. И если эта организация лицензирована, тогда только дается ответ. Если лицензии нет в министерстве, никто не даст никакого ответа. А, следовательно, без этого ответа суд не может состояться.

ВЕДУЩАЯ: Но я не понимаю тогда, в чем же дело? Вот говорится о лицензировании. Повторное что ли необходимо лицензирование этих организаций?

КУШНЕРЕНКО: Нет. Просто они у нас получат право… Вот они представят все свои документы (там в постановлении перечень дается этих документов), и они получат законное право работать у нас в России и оказывать эти посреднические услуги. То есть это уже будет организация, которая прошла аккредитацию в России, и деятельность ее уже не будет считаться незаконной.

ВЕДУЩАЯ: А лицензии уже недостаточно для этого?

КУШНЕРЕНКО: Да, для наших оказалось недостаточно.

ВЕДУЩАЯ: А как Вы считаете, как долго продлится процесс аккредитации этих организаций?

КУШНЕРЕНКО: Я могу сказать, что сейчас идет этап на уровне МИДа. Это обмен нотами по принципу взаимного согласия или заключения международного договора. Сколько этот период продлится? Я не знаю. Как страны обменяются. Мне сказали, что МИД уже разослал ноты в государства, которые занимаются усыновлением в России. Когда будут получены ответы, то по мере их получения, в министерство образования будет приходить эта информация. Организации должны представить документы, и затем эти документы в течение трех месяцев должны быть рассмотрены.

ВЕДУЩАЯ: А в течение этих трех месяцев те дети, которые уже должны были уехать за границу, они поедут, или это будет задержано?

КУШНЕРЕНКО: А это будет зависеть от местного регионального суда. Министерство проводило селекторное совещание, они сказали, что если дела уже начаты, то их надо завершить. Но право суда - отложить…

 

ВЕДУЩАЯ: Я задаю вопрос Наталье Волковой, заместителю начальника управления Генеральной прокуратуры по делам несовершеннолетних и молодежи.

Как генеральная прокуратура отслеживает ситуацию с усыновлением?

ВОЛКОВА: Мы этим занимаемся постоянно. У нас в поле зрения надзор за исполнением законодательства об усыновлении. В прошлом году, в 1999-м, мы проводили специальную проверку по этому вопросу. Ведь уже 3 года действует семейный кодекс РФ, в котором заложены все нормы, обеспечивающие перед иностранными гражданами все же приоритет российских граждан в усыновлении наших детей. Но, когда мы провели проверку, результаты нас поразили. Хотя вроде бы семейный кодекс закрепил все эти нормы приоритета российских усыновителей, а получилось все же наоборот: превалирует усыновление иностранными гражданами, а российское усыновление внутри страны, - оно снижается. Ну, здесь масса причин. Во-первых, данные не обо всех детях доходят до наших кандидатов в усыновители, то есть до лиц, желающих усыновить. В то же время иностранцам, иностранным фирмам, которые здесь действовали незаконно (до недавнего времени, пока не было принято постановление, то есть не было правового поля для их деятельности), - для них наиболее благоприятные были созданы условия, поскольку им был неограниченный доступ в дома ребенка. В результате они получали более широкую информацию о детях, и даже видеозаписи отправлялись туда за границу, то есть уже там предлагали наших детей.

ВЕДУЩАЯ: Здесь я хочу ненадолго прервать рассказ работника прокуратуры и опять обратиться к вопросу: почему среди усыновителей российских детей-сирот все-таки больше иностранцев, чем граждан нашей страны? Первый ответ, который приходит на ум: в этом виновато безденежье наших граждан. Однако случай, который произошел в Омске, свидетельствует о другом.

"Новая газета" 19 марта рассказала о том, как летом 98 года в Омске была начата акция "По секрету всему свету". В рамках этой акции юные жители Омска от 10 до 14 лет готовили репортажи о жизни детей этого города и Омской области. Начинающие журналисты познакомились с воспитанниками областных детских домов. Выездная редакция побывала в каждом из них. В эфир начали выходить короткие, всего на 5 минут, рассказы о судьбах самых маленьких воспитанников. Вот как они выглядели:

“Андрея нашли на свалке в рваном одеяльце. Сейчас ему чуть больше года. Он любит улыбаться и доверчиво тянется навстречу взрослым. Андрей рано просыпается, все время куда-то спешит и очень громко смеется”

“О чем грустит Слава, не знает никто. Он редко напоминает о себе - маленький незаметный мальчик. Любит слушать сказки, рассматривает книжки. Улыбается редко, сейчас учится говорить. Родители отказались от Славы в последнюю минуту, когда обоим предложили очень перспективную работу за рубежом”

“Вадику скоро год. Он самый обыкновенный ребенок. Любит тепло и ласку, нежно прижимается к воспитателям. Спит крепко, спокойно. Его мама написала в отказной: “Отказываюсь от сына, потому что нет возможности вырастить ребенка. Пожалуйста, позаботьтесь о нем. Пусть мой малыш будет счастлив”

И уже после первых программ посыпались десятки звонков, писем, предложений от коммерческих структур об оказании помощи детским домам. А к лету следующего, 99 года, уже 39 малышей нашли себе новых родителей. Усыновленные дети разъехались не только по Омской области, но и по Красноярской, Тюменской, Новосибирской. Следует сказать, что и в этом случае несколько детей усыновили граждане Германии, Америки, Израиля, Канады.

Михаил Федоров, 14-тилетний участник проекта, рассказал, что среди россиян, усыновивших малышей, были в основном люди не самого высокого достатка: учителя, врачи. Не было ни одного бизнесмена или политика.

Если бы наше общество и СМИ обращались бы к теме сиротства и усыновления не в плане обсуждения “страшилок” (якобы об использовании сирот в качестве сырья для пересадки органов или о зловредных иностранцах, желающих ослабить генофонд России), а пытались бы реально помочь конкретным детям, - то, может быть, ситуация с российскими сиротами изменилась бы к лучшему?

Продолжает Наталья Волкова.

ВОЛКОВА: По данным с мест (недавно поступила из свердловской области к нам информация проверки этого вопроса), только в свердловской области работает 125 иностранных фирм. А вообще, по данным Интернета, только в США работает 90 фирм на Россию. Поэтому, конечно, у нас вставал вопрос, чтобы включать всю эту деятельность в какие-то правовые рамки. И вот в марте было принято постановление правительства. Но я не думаю, что сейчас это как-то приостановит международное усыновление…

ВЕДУЩАЯ: Уже начавшийся процесс, да?

ВОЛКОВА: Да, поскольку иностранные усыновители так же, как и наши усыновители могут, минуя все агентства, направлять заявления к нам. Пожалуйста. Хоть в министерство образования, хоть в какой-то регион, где они хотят встать на учет как кандидаты в усыновители. И, пожалуйста, как говорится, действуй!

Во-первых, нарушения выявили, прежде всего, в том, что у многих детей нет правового статуса. Он не оформлен. У ребенка нет статуса, когда он может быть передан на усыновление или под опеку.

ВЕДУЩАЯ: То есть это в самих детских учреждениях?

ВОЛКОВА: В самих детских учреждениях плохо эта работа проводится. Во-вторых, не о всех детях сообщается в органы опеки и попечительства. Например, ребенок остался в роддоме. Оставила его мать, отказалась от него. И администрация родильного дома обязана передать эти сведенья в органы опеки и попечительства для того, чтобы те уже принимали меры для устройства ребенка в семью. Это как приоритетная форма устройства. Но, к сожалению, такие явления, когда информация не передается, носят у нас массовый характер. Далее из местного учета информация не передается в региональный учет. А региональный учет для того и создан, чтобы жители одного района знали о том, что есть ребенок в другом районе, чтобы они могли усыновить.

В ходе проверки у нас уголовных дел возбуждено не было. Когда проверяли министерство образования в связи с усыновлением, мы выявили совершенно негодную работу федерального банка данных, который находится в министерстве образования. Туда поступали сведения о детях, оставшихся без попечения родителей, а обратной связи не было. За 3 года работы (а на момент проверки у них 63 тысячи детей состояло на учете) к ним обратилось всего 52 человека, наших, российских кандидатов в усыновители. Вот дают они усыновителям направление куда-то и всё, а дальше уже не интересуются. Например, обратился к ним житель Москвы, дали они ему направление в Московскую область, где есть подходящие дети для усыновления. Но потом они не поинтересовались: а что там дальше, а как, - не поинтересовались результативностью своей работы. И когда мы в процессе проверки пытались это сделать, то, в общем-то, пришли к неутешительному выводу, что за все время существования федерального банка данных было усыновлено всего лишь 19 детей через министерство.

ВЕДУЩАЯ: В прессе появляется достаточно много статей, которые говорят о безобразии при усыновлении ребенка, о том, что детей, которые едут за границу, продают на органы, или плохо с ними обращаются…

ВОЛКОВА: Ну, во-первых, ни одного факта, что детей на органы где то там продавали, у нас нет. Мы не располагаем такими фактами. Во-вторых, специально была создана комиссия ООН, которая занималась расследованием таких случаев. Нигде в мире не обнаружено ни одного такого факта. О том, что с нашими усыновленными детьми плохо там за границей обращаются, такие факты, как я говорила, доходят к нам уже из прессы, но мы принимаем меры.

ВЕДУЩАЯ: Вот пресса всегда права?

ВОЛКОВА: Нет. Пресса во многом не права. По-моему, здесь создан искусственный ажиотаж вокруг этой сферы.

 

ВЕДУЩАЯ: Говорит Зугаева Алла, начальник отдела социально-правовой охраны детства.

Сейчас, после этих постановлений, усыновление будет идти уже в правовом русле. А что до этого было не так?

ЗУГАЕВА: Ну до этого на территории Российской Федерации работали иностранные организации, которые, фактически, не были официально уполномочены на эту работу.

ВЕДУЩАЯ: Уполномочены кем?

ЗУГАЕВА: Российской стороной. Более того, они очень часто не были уполномочены и иностранными организациями, компетентными в этой области на территории своего государства. И возникали коллизии, когда различного рода посредники да и всякие нечистоплотные люди пытались на этой ниве просто делать какие-то незаконные действия, получать незаконную выгоду, финансовые средства. И очень часто они не выполняли тех условий, тех обязательств, которые они брали перед иностранными кандидатами в усыновители. И у нас были в практике случаи, когда такие посредники, договорившись с усыновителями, которые въезжали в РФ, усыновление в итоге не производили, а бросали этих людей на полпути, и не выполнив обещаний, но получив с них деньги, исчезали в неизвестном направлении. И вот такие посреднические организации или физические лица фактически ответственность за эти действия не несли и никаким образом не контролировались государством, вопреки всем международным нормам.

ВЕДУЩАЯ: Почему все-таки у нас действовали такие фирмы, которые нигде не были зарегистрированы. Разве не проверялась их лицензия, скажем, в стране, откуда сами они. И второй вопрос в связи с этим. Все равно конечный этап усыновления - это суд?

ЗУГАЕВА: Да.

ВЕДУЩАЯ: И на суде ведь можно установить: имеет лицензию эта организация или не имеет.

ЗУГАЕВА: Дело в том, что организация может иметь лицензию на той стороне, но при этом абсолютно мы не знаем, как она будет действовать, и будет ли она действовать в соответствии с нашим законодательством на территории РФ. Поэтому и должен быть установлен специальный порядок деятельности такой организации на территории РФ. Ведь необходимо определить, что она может делать, что она уполномочена делать и в каком порядке она это делать должна. И соответственно, чтобы все эти функции контролировались. До настоящего времени подобной процедуры не было, а был такой процедурный вакуум, и заполнялся он различными организациями или частными лицами, которые выполняли эти посреднические функции, учитывая, что никаких законных правовых основ на их деятельность не было заложено.

ВЕДУЩАЯ: И тем не менее суд давал согласие, чтобы ребенок ехал в какую-то страну?

ЗУГАЕВА: Дело в том, что, с точки зрения самой процедуры, все выполнялось в соответствии с действующим законодательством. То есть усыновители подавали заявление, представляли свои документы, оформляли все эти документы в соответствии с действующим иностранным и российским законодательством, и поэтому у судов, вероятно, вопросов не возникало. Но ведь есть вопрос: как был подобран ребенок, каким образом? А это оставалось за кадром судебного рассмотрения.

В той ситуации, когда у нас официального взаимодействия с этими организациями не существовало, не были четко установлены сроки предоставления отчетов об условиях жизни и воспитании детей. А теперь этими постановлениями четко установлены сроки, по которым как иностранным организациям, так и российским и как российским, так и иностранным гражданам предъявляются одинаковые требования. Все эти организации и граждане должны представлять отчеты об условиях жизни и воспитании детей: в первый год - два раза в год, а в последующие второй и третий годы - один раз в год. В этих отчетах должна даваться полная информация. Мы разрабатываем сейчас специальные формы этих отчетов, где точно нужно указывать о том, как ребенок адаптируется в новой семье и какая ситуация с ним складывается. Кроме того, вот новое дополнение: каждый ребенок обязательно ставится на консульский учет в той стране, куда он выезжает. И консульские службы могут осуществлять взаимодействие с аккредитованными организациями и выяснять какую-то поступающую информацию. Если есть неблагополучие в семье, то консульство может запросить эту организацию представить более подробную информацию для последующего решения вопроса о том, как быть и что делать в данной ситуации с этим ребенком. По имеющейся общемировой практике, безусловно, есть так называемые 4% от всех устраиваемых детей (и это считается нормальная цифра - 4%), - то есть те дети, которые не смогли адаптироваться в семье, и которых необходимо переустроить. В этом случае, учитывая, что ребенок находится под юрисдикцией и законодательством страны, куда он передан на усыновление, та организация, которая обеспечивала его устройство, осуществляет же и его переустройство в другую семью. И если уже это невозможно, или ребенок отказывается, его возвращают на родину. В нашей практике, за восьмилетний период, были случаи, когда двоих детей мы вернули в Россию в их детские учреждения. Эти дети сами (они были более старшего возраста) категорически отказались идти в другие семьи: они хотели вернуться в свои детские учреждения.

 

ВЕДУЩАЯ: Тему продолжает Борис Альтшуллер, председатель общественной организации “Право ребенка”.

Борис, по поводу этих постановлений что у Вас вызывает тревогу? Что они замедлят процесс усыновления?

АЛЬТШУЛЛЕР: На данный момент это привело к мораторию усыновления на то время, пока вырабатываются правила аккредитации иностранных агентств. Самое страшное, что “благодаря” позиции генпрокуратуры, которая через прокуроров распространяется по всей стране, получается, что уже начатые дела, - там, где была определенная надежда, и когда уже приехали из-за границы будущие родители, - прерываются.

ВЕДУЩАЯ: У меня есть последние данные по официальной позиции генеральной прокуратуры и министерства образования. Там указано, что этот процесс не должен останавливаться, и те дела, которые находятся в производстве, должны быть завершены. Может быть, наша передача поможет этим судам, поскольку данная официальная позиция ориентирована на то, чтобы не замораживать эти дела, а проводить дальше усыновление.

АЛЬТШУЛЛЕР: То, что Вы говорите и стало известно на днях, меня очень радует. Может быть, благодаря Вашей передаче и всем нашим общим усилиям, все-таки возобладает разумная линия.