“Демократия, свобода, права человека”

(Эфир “Радио России” 14.02.99 г.)

У микрофона Татьяна Касаткина.

Здравствуйте!

Сегодня в нашей передаче речь пойдет о том, кто и какие налоги по проекту нового Налогового Кодекса будет платить.

Многие, в первую очередь, пенсионеры, бездомные воскликнут: нам-то, что до этого!? Какие еще с нас налоги? За тарелку бесплатного супа?

Да, именно платить надо и за тарелку бесплатного супа.

Налоги платить надо. На собранные налоги должны содержаться армия, милиция, пожарная служба, почта. На эти же налоги государство должно содержать стариков, помогать больным, инвалидам, многодетным семьям. Отсюда же идет зарплата и депутатов, которых мы с вами выбираем. Кстати и избирательная кампания оплачивается из нашего кармана. Из этих же налогов государству следует уделять средства на развитие культуры. Можно было бы еще много сюда добавить. Однако, очевидно, что существующая сегодня в России налоговая система является внутренне противоречивой, громоздкой и неэффективной.

То, что из-за этого в нашей стране налогов не платят, и средства в бюджет не поступают, и в результате государство оказывается не способным выполнять свои функции, — известно всем.

Осуществление налоговой реформы и создание такой системы, которая стимулировала бы экономику и стабильно формировала бюджет, обеспечивая необходимые средства на социальные и другие общественные нужды, является необходимым условием выхода нашей страны из кризиса. Это ясно всем, и разногласий на этот счет нет. Однако взгляды на то, как реформировать налоговую систему расходятся.

Общая часть Налогового Кодекса уже принята. Сейчас разрабатывается проект специальной части Налогового Кодекса, который находится на рассмотрении в Государственной Думе перед вторым чтением.

В нашей передаче мы будем говорить об изменениях в налогообложении некоммерческих организаций.

Мы уже часто обращались к примерам работы различных негосударственных некоммерческих организаций. Сюда относятся различные и благотворительные, и правозащитные, и просветительские, и культурные, и многие другие общественные структуры. Подобные организации постепенно берут на себя все большую нагрузку, их функциональная роль в стране все больше возрастает. В условиях, когда государство сплошь и рядом

оказывается неспособным оказывать помощь инвалидам, ветеранам, больным, детям, — его роль выполняют общественные организации.

В цивилизованных странах такие организации пользуются поддержкой государства. А у нас?

Окончательный проект Налогового Кодекса, внесенный на рассмотрение Государственной Думой весной этого года, вызвал бурные эмоции у представителей некоммерческих организаций. Он показывает, что значительное число политиков считает, что достаточно лишь ужесточить систему налогообложения, отменить все льготы и наладить контроль налоговой полиции за неаккуратными налогоплательщиками, и проблемы будут решены. Таким образом, многие представители государственной власти связывают вопрос о принятии новых налоговых законов исключительно с решением прагматической и узко понимаемой задачи формирования бюджета. Но, к сожалению, кардинально не разрешается проблема реформирования налогового законодательства, как главного орудия воздействия на развитие экономики страны.

Вряд ли это — убежденные оппоненты некоммерческого сектора, мечтающие его убить. Скорее речь идет об элементарном непонимании участниками обсуждения в Думе роли неправительственных организаций в жизни общества и характере их экономической деятельности.

Говорит один из ведущих юристов некоммерческого сектора Алла Томасова.

Томасова: О тяжелом налоговом бремени на коммерческие организации, на индивидуальных предпринимателей в средствах массовой информации говорят очень много. О том, что налогами облагается многократно деятельность некоммерческих организаций, вообще, часто забывают. Тем не менее, для некоммерческих организаций проблемы отношений с налоговыми органами являются самыми острыми. Очень трудно, например, общаться с налоговыми инспекциями крохотной общественной организации, в которой даже профессионального бухгалтера нет для того, чтобы решать какие-то сложные вопросы. А подходы по строгости к некоммерческим организациям такие же, как и к коммерческим.

В налогообложении некоммерческих организаций есть несколько очень острых проблем, от решения которых возможно зависит дальнейшее развитие социальной сферы в России. Пора ведь уже признать, что социальная сфера у нас есть не только государственная, но и негосударственная, которую надо развивать, а проблемы ее налогообложения надо решать!

Что же это за наиболее острые проблемы?

Есть проблема определения предпринимательской деятельности некоммерческой организации.

К сожалению, так сложилось в нашей практике, что некоммерческая организация, которая получает хотя бы рубль, хотя бы копейку денег за какие-то свои дела, считается уже занимающейся предпринимательством. Здесь возникают неразрешимые, а иногда и анекдотичные проблемы. Вот такой пример. Есть прекрасная организация родителей детей-инвалидов, которые разрабатывают уникальные и очень интересные методики обучения и развития этих детей. Они выпускают методические пособия, сделали видеокассету с записью работы с такими детьми и готовы эту видеокассету передавать родителям, живущим на территории всей Российской Федерации, ведь потребность в таких кассетах, в таких методических пособиях очень большая.

И вот здесь возникает проблема. Кассету надо купить, за видеозапись надо заплатить, и кассету надо переслать. Если общественная организация будет брать за все это деньги с родителя, который эту кассету получил, это будет считаться ее выручкой, т.е. она будет заниматься предпринимательской деятельностью с соответствующей уплатой налогов. К сожалению, здесь не идет речь о том, что организация просто компенсирует свои затраты: стоимость кассеты и стоимость пересылки. Здесь возникает проблема уплаты налога на добавленную стоимость проданного товара, так как эта кассета считается проданным товаром(?). Возникает проблема уплаты налога с выручки, полученной организацией, возникают очень сложные проблемы бухгалтерского учета и налоговой отчетности. И вот эта общественная организация, которая очень хочет помочь родителям, не может этого сделать. У нее остается только один единственный вариант — искать каких-то благотворителей, которые просто дадут деньги на покупку видеокассет. Хотя многие родители готовы заплатить за эту видеокассету, за эти методические материалы.

Короче говоря, наше налоговое законодательство неспособно различить истинно предпринимательскую деятельность некоммерческой организации и просто реализацию за плату каких-то своих услуг, то есть компенсирование собственных издержек. Эта проблема есть сейчас, и она же, возможно, сохранится и в будущем законодательстве. По-моему, в ближайшие лет пять, вообще, нет возможности ее разрешения, потому что к этому не готовы ни контролирующие органы, ни законодательные органы. Они даже не готовы подойти к решению этой проблемы и определить точные критерии деятельности предпринимательской и просто взимания платы за какие-то услуги.

В таком положении очень многие некоммерческие организации. Например, проводит какая-то организация семинар и взимает плату просто за то, чтобы окупить аренду помещения. Оказывается, это — уже предпринимательская деятельность?! Организуется какой-то детский кружок, и с детьми работают добровольцы, но нужно, например, взять какую-то плату, чтобы компенсировать издержки этого кружка, скажем, на покупку материалов для детского творчества. Если взимается хоть копейка платы, это тоже будет предпринимательская деятельность...

Вторая проблема очень острая, как я считаю, для некоммерческой организации, это вопросы обложения подоходным налогом тех доходов, которые получают от благотворительных организаций и, в частности, от физических лиц.

Особенно остро эта проблема стоит в двух случаях. Во-первых, когда помощь от благотворительных организаций идет большая в финансовом плане. Это, например, касается лечения детей, сложных операций за рубежом, или, например, помощи беженцам и переселенцам. Здесь благотворительные организации оказывают помощь на очень большие суммы. И, к сожалению, ни ныне действующее законодательство, ни те варианты, которые предлагает новый Налоговый Кодекс, его вторая специальная часть, никак не подходят к решению этой проблемы. Получается, что, если благотворительная организация оказывает существенную помощь беженцу, который потерял на своей родине все, остался разутым, раздетым, без крыши над головой, — то этот несчастный человек, обязан с полученной суммы оплатить подоходный налог.

И второй момент, связанный с подоходным налогом, вообще, доводит ситуацию до нелепости. Он касается социально незащищенных, несчастных людей. Например, людей, имеющих место жительства, одиноких пенсионеров. Ведь у нас мало кто догадывается о том, что обложению подоходным налогом, строго говоря, по букве закона подлежит даже стоимость бесплатного обеда, который съел пенсионер в благотворительной столовой. Другое дело, что благотворительные организации, рискуя уплатить штрафы, просто не исчисляют стоимость этого дохода. Это называется доход, полученный в натуральной форме. И этот обед бесплатный включается в совокупный годовой доход! То же самое, например, с теплой одеждой, которую благотворительные организации раздают бездомным. Получается, что бездомный гражданин, получив такой доход, должен теоретически уплатить подоходный налог. Но другое дело, что у него нет места жительства, он не прикреплен, скажем условно, ни к одной налоговой инспекции, и фактически он уплатить этот налог не может. Он никогда этого делать не будет.

Парадоксальность ситуации состоит в том, что в нашем налоговом законодательстве нет такого положения, в соответствии с которым, доход, полученный в натуральной форме, т.е.: вещами, едой, детскими игрушками, какими-то книжками, — исключался бы для целей налогообложения. Нет, все включается в совокупный годовой доход гражданина!

Однако, на практике абсолютное большинство благотворительных организаций, которые кормят одиноких пенсионеров, старых людей, бездомных, — никаких сведений о выплаченных доходах в налоговую инспекцию не подают. Здесь просто мораль вступает в такое кардинальное противоречие с законом, и, в конце концов, побеждают нормы морали, а не закон.

Таких примеров приводить можно очень много, и говорят они в целом об одном. О том, что ни ныне действующее, ни будущее налоговое законодательство, которое сейчас обсуждается в Государственной Думе, не учитывает, или не в достаточной мере учитывает специфику деятельности некоммерческих организаций.

Еще одна кардинальная проблема работы некоммерческих организаций в сфере налоговых отношений — это сложность налогового законодательства. К большому сожалению, обсуждаемый Налоговый Кодекс, его вторая специальная часть, не только не упрощает исчисления взимания налогов, но, пожалуй, даже усложняет его. Уже сейчас отношение некоммерческих организаций с налоговыми инспекциями достаточно сложное. Конкретный пример. В Пушкинском районе Московской области Государственная налоговая инспекция настаивала на том, чтобы общественная благотворительная организация уплатила налог на прибыль с гуманитарной помощи, полученной ею из-за рубежа. Вот постоянно приходится выяснять эту проблему: надо платить налог или не надо? Тенденция налоговых органов на местах — все-таки приравнять некоммерческие организации к коммерческим и брать налоги со всего, что получает некоммерческая организация. Такая тенденция есть, потому что в законе отсутствуют четкие и простые нормы, которые бы позволяли некоммерческим организациям легко отстаивать свои права.

В ныне действующем законодательстве плательщиками самого страшного налога — налога на добавленную стоимость, названы предприятия, организации, которые осуществляют предпринимательскую деятельность. Здесь для некоммерческой организации позиции понятны. Если некоммерческая организация предпринимательской деятельности не осуществляет, то и плательщиком налога на добавленную стоимость она не является. Налоговый Кодекс, который принимают сейчас, относит к плательщикам налога на добавленную стоимость все юридические лица.

Казалось бы, такая мелочь! Изменена формулировка одного предложения, опущено несколько слов, но, значит, теперь каждая некоммерческая организация по всем своим операциям будет обязана доказывать, что она не облагается налогом на добавленную стоимость.

Корр.: Говорила ведущий юрист некоммерческого сектора Алла Толмасова.

В эфире «Демократия, свобода, права человека», и мы говорим с вами об изменениях в налогообложении некоммерческих организаций в соответствии с проектом специальной части Налогового Кодекса.

К сожалению, мне не удалось взять интервью в Министерстве финансов у разработчиков Налогового Кодекса, но об их позиции говорит эксперт Государственной Думы, президент Благотворительного объединения “Андреевский крест”, Ольга Макаренко. Кстати, она также непосредственно участвует в разработке Налогового Кодекса.

Макаренко: Позиция у Минфина была довольно странная. Поскольку закон о некоммерческих организациях не был еще доработан, — определенные организации (Фонд спорта и еще что-то) в индивидуальном порядке получали свои режимы. Вокруг всего этого, и вокруг монополистов, для которых писались отдельные специальные постановления, разрешающие им безналоговую коммерческую деятельность, — развернулись скандалы. В общественном мнении создано было представление, что под видом некоммерческой деятельности пытаются протащить самые хитрые коммерсанты свои коммерческие мероприятия. Две-три организации, минуя закон, пробили для себя определенные льготы, а тень легла на все некоммерческие организации, даже маленькие, местные, которые решают действительно важнейшие проблемы прямо возле дома каждого и помогают детишкам, старикам, то есть, доходят до каждого гражданина. Они оказываются страдающими оттого, что кто-то из проходимцев сумел воспользоваться в определенный период недоработкой законодательства.

Но сейчас, вместо того, чтобы усиливать контроль и совершенствовать это законодательство, чтобы никто не мог, минуя закон, получать льготы, была идея ликвидировать нормальный режим налогообложения. А причина этой идеи якобы в том, что под видом некоммерческой деятельности проскакивают все коммерсанты и “притворяются” некоммерческими организациями.

Корр.: Правильно ли я поняла, что существует как бы две группы людей? С одной стороны — общественные организации, много депутатов Думы и Налоговая инспекция, а с другой — Минфин, который противостоит и имеет другую точку зрения на эту специальную часть Налогового Кодекса.

Макаренко: Дело в том, что Минфин занял популистскую позицию, которая с их точки зрения, выглядит неплохо. Ведь они “бьются” для того, чтобы пополнение бюджета было. Но все это — непрофессионально! Потому что есть простое следствие, как только налоги выходят за пределы возможности платить, происходят две вещи общеизвестные. Граждане, кто похитрее, начинают уклоняться от уплаты налогов и становятся незаконопослушными гражданами. В некоммерческом секторе, наверное, тоже кто-то есть, кто, уже плюнув и решая свои вопросы, начинает брать тот же самый “черный нал” у коммерческого сектора, чтобы выполнять свои жизненно насущные программы, и показывает их в отчетности. Вот так, очевидно, и обстоит дело на сегодняшний день. Потому что и сейчас налогообложение довольно тяжелое. И найти средства почти невозможно.

Налоговый Кодекс должен бы помочь снять эту ситуацию, а он ее, к сожалению, усугубляет. В результате организации законопослушные просто закрываются. А последствия — очень плачевные. Те, кто от них получал помощь, оказываются без этой помощи. И тогда они идут в бюджет.

Корр.: Нагрузка на бюджет, да?

Макаренко: Сами работники становятся безработными, идут за пособием по безработице. Еще нагрузка на бюджет. Естественно, они ничего вообще не платят. До этого они платили то, что связано с фондом заработной платы, — подоходный налог, какое-то определенное количество налогов и платежей в пенсионный фонд и так далее. Пока они существуют, как работающие, они в любом случае платят. В ином же положении они перестают платить, перестают помогать тем, кому помогали. И этим самым возрастают бюджетные нагрузки. Многократно! А пополнения доходов никакого нет.

Поэтому вот этот виртуальный доход, который очень красиво на бумаге можно посчитать, в реальной жизни не возникает. Корр.: И вот общественные организации начали кампанию против ужесточения налогов для некоммерческих организаций. Говорит Юрий Джибладзе, президент центра развития демократии и прав человека.

Джибладзе: Очень важно понимать то, что проблема принятия новых налогообложений для некоммерческих организаций, — это очень важная общественная проблема. Дело в том, что действующие в стране десятки тысяч антикоммерческих организаций (а по оценкам, их не менее 60 тысяч) работают в социальной сфере, оказывают социальную поддержку, непосредственную помощь миллионам человек. По самым скромным подсчетам, около 20 миллионов человек по всей стране получают регулярную помощь и поддержку некоммерческих организаций.

Если в результате принятия этих новых налоговых законов организации закроются, (а это совершенно очевидный факт, что подавляющее большинство из них закроются), эти 20 миллионов человек останутся без какой-либо помощи и поддержки. По идее государство тогда должно будет взвалить на себя бремя оказания социальной поддержки этим людям. А у него ведь денег этих нет! Мы знаем, что государство сейчас фактически находится в состоянии банкротства. Значит, эти люди окажутся один на один со своими бедами, проблемами. И будет это для всех плачевно!

Многие люди, выражая обеспокоенность опасностью принятия этого Налогового Кодекса, сегодня по всей стране проводят общественную кампанию по убеждению депутатов, тех людей, за которых они голосовали, требуя защитить интересы избирателей, то есть общественные интересы. По крайней мере, в половине регионов страны проходит огромное количество встреч общественности с депутатами. Люди пишут обращения, письма индивидуальные и от некоммерческих организаций, а также коллективные письма и обращения, — и реакция уже есть. На днях в программе “Новостей” вице-премьер правительства Маслюков сказал, комментируя планы по принятию Налоговых Законов: “Да, мы продвигаемся, однако ходят тут всякие благотворительные организации и надоедают нам”. Значит, уже результата мы какого-то добились, уже есть реакция какая-то в правительстве, хотя пока и нет полного понимания.

Итак, уже сами граждане пытаются воздействовать на принятие жизненно важных для них решений. Мы надеемся, что в результате этой поистине общественной кампании, и депутаты Госдумы, и Совет федерации, и правительство, и администрация президента поймут, наконец, что эти законы нужно принять таким образом, чтобы они защищали интересы людей.

Корр.: Значит, результат какой-то уже есть. А мы продолжим наш разговор о проекте специальной части Налогового кодекса в следующих передачах и приглашаем вас, уважаемые радиослушатели, к обсуждению этой проблемы. На сегодня все.

До свидания!