К предыдущей главе...

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Анализ правового и фактического положения беженцев и вынужденных переселенцев дает возможность сделать ряд выводов.

Нельзя не отметить, что на федеральном уровне имеется значительный прогресс в развитии и конкретизации правовой базы. Законы о беженцах и вынужденных переселенцах более детально проработаны, приобрели прямое действие. Сделаны попытки облегчить легализацию граждан бывшего Советского Союза на территории России (Постановление  290). Принятие Правительством такого рода актов несколько облегчает репатриацию, которая происходит и будет происходить еще долгие годы, вне зависимости от того, будет она подкреплена законодательно или нет.

В то же время процесс возникновения региональных законов, постановлений, распоряжений, противоречащих Конституции РФ и федеральному законодательству, начинает приобретать пугающие масштабы. Отсутствие соответствующего юридического контроля приводит к правовой неразберихе, произволу в действиях правоохранительных органов и административных структур, действия которых не подчиняются единым правилам, а, следовательно, в каждом конкретном  случае зависят от личных нравственных качеств сотрудников МВД, ФМС, местных миграционных служб.

Ответственность за судьбы жертв военных действий в Чеченской Республике не осознана ни государством, ни обществом. Решение самых насущных проблем переселенцев из Чечни и оставшихся на ее территории людей откладывается даже в тех случаях, когда речь не идет о больших материальных затратах. Им не восстанавливаются утраченные документы, не предоставляется статус вынужденных переселенцев, не производится их регистрация по месту пребывания и жительства у родственников и знакомых, им не оказывается полноценная медицинская помощь, не осуществляется пенсионное обеспечение.

Почти полностью отсутствует забота о беженцах из дальнего зарубежья. Их пребывание в России не легализуется. Органы МВД не регистрируют даже тех немногих, чьи ходатайства о предоставлении статуса взялась рассматривать миграционная служба. Не была оказана реальная помощь даже той небольшой группе албанцев, которые прибыли в Россию в связи с беспорядками на их родине, хотя почти все прибывшие являлись гражданами Российской Федерации. Хотелось бы надеяться, что слабые сдвиги в сторону улучшения отношения к беженцам из дальнего зарубежья, которые можно наблюдать со стороны ФМС в самое последнее время, превратятся в тенденцию. Свою роль в этом должен сыграть новый вариант Закона «О беженцах», разумеется, если он будет применяться на практике.

Несколько прецедентов обращения в Конституционный суд и в органы прокуратуры, приведшие к отмене правил, приказов или подзаконных актов местных властей, указывают нам практический способ улучшения правовой обстановки. Реакция общественности на каждый конкретный случай нарушения прав беженцев и вынужденных переселенцев, как и других групп населения России, представляется необходимой и демонстрирует огромную важность создания сети общедоступных пунктов специализированных юридических консультаций. Подготовка квалифицированных юристов для работы в таких консультациях – одна из важнейших задач общества в целом и правозащитного движения в частности.

К предыдущей главе...