МЕМОРИАЛ. Главная страница.

МЕМОРИАЛ. Главная страница.

Маттерн Райнер,юрист юридической консультации для лиц, ищущих убежище, _г. Солотурн, Швейцария

Правовое и социальное положение лиц, ищущих убежище, беженцев и иных категорий вынужденных мигрантов в Швейцарии

В выступлении будут затронуты практические вопросы, касающиеся тех, кто ищет политическое убежище, тех, кто уже имеет признанный официальный статус беженца, и других категорий иммигрантов. Решение, которое нашла Швейцария, имеет и свои преимущества, и свои недостатки, поэтому, конечно, нельзя рассматривать его как идеальную модель, которая применима во всех случаях. Солотурн — город и одновременно один из 22 кантонов, из которых состоит Швейцария. В Швейцарию прибывают беженцы из самых различных стран и даже в таком маленьком кантоне как Солотурн ежегодно появляются беженцы примерно из 40 различных стран, большинство — из бывшей Югославии, Турции, Шри-Ланки. Как правило, они не говорят на тех языках, которые являются государственными в Швейцарии, не знакомы с правовой системой страны и имеют другие представления о культуре. Деньги для оплаты услуг адвокатов у этих людей отсутствуют. В Швейцарии имеется специальная служба для беженцев, которая дает письменную информацию, в том числе и переведенную. Естественно, эта служба не готова давать финансовую поддержку и оказывать бесплатную юридическую помощь в решении определенных конкретных случаев. Здесь требуется вмешательство неправительственных организаций, которые основали в различных кантонах Швейцарии бюро, и эти бюро предоставляют бесплатную юридическую помощь. В отдельных случаях они берут на себя определенную правовую защиту. Это достаточно дешево по сравнению с теми услугами, которые предоставляют платные юристы.

Наибольший процент среди различных категорий беженцев составляют те, кто ищет политическое убежище. Швейцария имеет длительные традиции приема мигрантов, уже с XVI–XVII веков Швейцария принимала к себе беженцев из других стран. В XIX веке из Германии, Польши, России прибывали люди, которые становились мигрантами в силу антимонархических, революционных движений в этих странах. Но одновременно в Швейцарии существует тенденция обособления от иммигрантов, что проявилось особенно ярко и особенно с отрицательной стороны, когда Швейцария отказалась от принятия около десяти тысяч беженцев, преимущественно еврейской национальности, во время второй мировой войны. В настоящее время со стороны определенных политических кругов все чаще высказывается мнение, что надо не так широко открывать Швейцарию для иммигрантов.

Большую роль в решении вопросов, связанных с беженцами и мигрантами, играет швейцарский федерализм. Дело в том, что кантоны Швейцарии имеют достаточно высокую степень автономии, даже самые маленькие кантоны имеют собственные правовые установления и процедурный порядок. Кроме того, в этой стране, где всего проживает 6–7 млн. человек, тем не менее говорят на четырех государственных языках, то есть на небольшом пространстве существуют очень большие культурные различия. Но основные, решающие компетенции входят в сферу действия Федерации. На уровне Федерации решаются вопросы лиц, вынужденных покинуть свою родину в связи с политическими преследованиями. Права в отношении иностранцев, проживающих или работающих в Швейцарии, распространяются в основном на экономические и социальные вопросы, и здесь главная роль принадлежит кантонам. Это касается, например, улучшения структуры рынка труда или выравнивания положения работающих иностранцев и граждан Швейцарии.

В 50-60-70-е годы вопрос о лицах, ищущих политическое убежище, возникал не часто, потому что их было немного, поэтому положительное решение принималось достаточно быстро. А помощь материальная и социально-правовая оказывалась людям в конкретных кантонах. Но за последние десятилетия ситуация очень изменилась. И если в 1979 г. число людей, ищущих убежище в Швейцарии, составляло менее тысячи в год, то в 1989 г. их количество возросло до 40 тысяч в год, а в 1991 — до 41 тысячи в год. Сейчас количество лиц, которые ищут убежище, колеблется от 30 до 40 тысяч в год. Процесс решения вопроса о статусе беженца довольно длительный, поэтому дела около 133 тысяч человек находятся в подвешенном состоянии. Естественно, их содержание тоже очень возросло, оно составляет около 14 млн. швейцарских франков, то есть около 100 млн. долларов. На процедуру предоставления убежища уходит 10% этих расходов, а 90% — на предоставление жилья, питания, одежды и так далее.

Начиная с 90-х годов политика Швейцарии характеризуется тенденцией ограничить приток беженцев в страну. То есть, как выражаются политики, нужно сделать Швейцарию менее привлекательной. Условия приема, соответственно, в последнее время ужесточаются. Поскольку легальное получение статуса ограничено и связано с очень длительными процедурами, то многие люди ищут возможности нелегального проживания в стране. Это привело к тому, что только очень небольшое число людей, ищущих политическое убежище, проникает в Швейцарию легальным путем и находится там на легальном положении.

Теперь о процедуре: каким образом можно получить статус беженца в Швейцарии. Непосредственно прошение о предоставлении убежища может подаваться из-за границы в Швейцарию или на границе. Нужно иметь необходимые документы и визу. Очень большое количество людей, прибывающих в страну, различным образом обходят границы, и поэтому в Швейцарии введены четыре приемника для иммигрантов, они расположены в различных частях Швейцарии. Там регистрируют прибывших, то есть опрашивают в самых общих чертах, по какой причине они ищут убежище, что побудило их сюда приехать и так далее. После этого принимается решение о дальнейшей процедуре, то есть решается, будет ли рассматриваться вопрос о предоставлении статуса беженца или же будет сразу отказано во въезде в страну. Но даже в том случае, если предполагается высылка из страны, сначала проводится проверка, не было ли возбуждено преследование в отношении данного человека. Потому что иначе будет нарушен принцип невысылки людей, в отношении которых возбуждено преследование. В принципе, любое лицо, ищущее политическое убежище, до окончательного решения вопроса может оставаться на территории Швейцарии.

Распределение по кантонам Швейцарии зависит от количества населения, от величины кантона, например, кантон Солотурн небольшой, поэтому сюда направляется обычно 3,5% тех, кто ищет политическое убежище. В кантоне прибывшие находят место проживания, как правило, сначала это жилье коллективное, нечто вроде общежития. Кроме того, здесь они обеспечиваются необходимым в смысле еды и одежды. Затем эти лица распределяются по общинам. Это означает, что и в очень маленьких деревнях проживают лица, ищущие политическое убежище. Кантон несет ответственность за их дальнейшую судьбу, службы кантона дальше опрашивают лиц, ищущих убежище, и этот опрос является основой для дальнейшего решения их судьбы. Если не все вопросы при опросе выяснены, то процедура продолжается дальше. При заполнении опросных листов должен присутствовать представитель соответствующей организации ООН, который проверяет правильность заполнения. Выполнение этой задачи финансируется Федерацией.

Итак, существует две инстанции, решающие вопросы об иммигрантах. Во-первых, решается вопрос, является ли лицо, ищущее убежище, беженцем или нет. Убежище предоставляется в том случае, если за данным лицом признается официальный статус беженца. Если же вопрос решается отрицательно, то возникает вопрос, куда, в какую страну это лицо должно быть выслано из Швейцарии. Эти вопросы — о предоставлении или непредоставлении статуса — являются вопросами публично-правового характера. Что касается непосредственного предоставления убежища, то этот вопрос входит в национальную компетенцию. Решение по первой инстанции направляется в Берн, где находится центральное ведомство, и федеральное ведомство может дальше проводить различные расследования и выяснения. Затем принимается решение, которое должно быть соответствующим образом обосновано и составлено понятно для лица, ищущего убежище.

Процент лиц, в отношении которых вопрос о предоставлении убежища решается положительно, колеблется от 5 до 10 в год. Но это не означает, что остальные лица немедленно выдворяются из Швейцарии. Значительно чаще, чем официальное предоставление убежища, предоставляется возможность временного размещения в Швейцарии. Это осуществляется в том случае, если высылка из страны невозможна в силу того, что будет нарушен закон о правах человека или в том случае, если выселение человека невозможно по каким-то иным причинам: человек болен или ему нанесен травма, то есть если выселение связано с какими-то конкретными трудностями. Например, очень часто приходится иметь дело с беженцами из Афганистана, это часто бывает связано с травмами. В частности, члены прежнего афганского правительства, в том числе бывшие чиновники высокого ранга, искали в Швейцарии убежища и были официально признаны беженцами. Лица, прибывшие после свержения этого правительства в Афганистане, большей частью не получили официальный статус беженца, но не были высланы из страны, а получили временное пребывание.

Существует специальная комиссия по вопросам беженцев, и в случае отказа в официальном статусе беженца, в случае, если не рассмотрено соответствующим образом прошение и так далее, в эту комиссию может быть подано обращение. Эта инстанция аналогична судебной и не зависит от административных органов, но, естественно, она не может быть абсолютно независимой от решений швейцарского правительства. Решения этой комиссии являются окончательными, они не подлежат обжалованию в федеральном суде Швейцарии. Обжалование же решения, принятого в первой инстанции, возможно, прошение об этом должно быть подано в течение 30 дней.

Положение тех, кто имеет официальный статус беженца, обосновано соответствующей конвенцией, то есть они должны получать обеспечение, которое не может быть хуже, чем обеспечение иностранцев вообще (в Швейцарии иностранцев примерно 18%). Лица, имеющие официальный статус беженца, получают разрешение на проживание и через пять лет проживания в стране они получают права, практически равные правам швейцарцев. Их материальное обеспечение не должно отличаться от обеспечения швейцарских граждан, им дается возможность получать работу, причем они могут работать в любой сфере, за исключением тех, для работы в которых обязательно швейцарское происхождение. Они могут наравне с гражданами обучаться в школах и затем в высших учебных заведениях. Лица, имеющие официальный статус беженца, могут приглашать к себе членов своей семьи, и члены их семей получают такой же статус. Все это вместе даже превышает предписания Конвенции о беженцах. Лица, имеющие официальный статус беженца, при желании могут переселяться из кантона в кантон. Кроме того, они могут получить выездной паспорт, если они собираются выезжать за границу. В 2000 г. был 2061 случай присвоения официального статуса беженца. В предыдущие годы количество официально признанных беженцев также составляло примерно 2000 в год.

Другая категория лиц, просящих убежище, — люди, в отношении которых вопрос о предоставлении статуса пока не решен. Права таких лиц в Швейцарии, конечно, защищены в значительно меньшей степени. Они могут оставаться на территории страны до окончательного решения вопроса, но это может продлиться очень долго, иногда по три-четыре года и даже больше. Эти лица имеют право на получение материальной помощи, достаточной для существования человека, то есть питания, одежды, жилья и медицинского обслуживания. Закон предусматривает при этом, что в основном они получают обеспечение в имущественной форме. Зачастую им все-таки выплачиваются определенные денежные суммы, но эти суммы ниже, чем те, которые получают швейцарские граждане, нуждающиеся в материальной помощи (безработные и прочие). Кроме того, им предоставляются и минимальные услуги нематериального характера, в частности минимальное обучение языку и снабжение информацией. Эти услуги могут быть сокращены, но, естественно, абсолютно лишить человека минимального обеспечения страна не может — это противоречит закону, поскольку является недопустимым вмешательством в основные права человека. Лица, в отношении которых еще не решен вопрос о статусе, тоже могут получить работу и примерно 40% из них работает. Но работающие должны компенсировать полученное ими обеспечение. Как правило, они отчисляют примерно 10% своей зарплаты на определенный федеральный счет. Они пользуются медицинской страховкой, но не имеют права выбирать себе врача, не имеют права на протезирование зубов и так далее. Кроме того, они не имеют права ввозить членов своей семьи. Члены семьи могут въехать только на основании личного прошения об убежище. Перемещаться из одного кантона в другой они могут только в том случае, если, например, на территории другого кантона находятся члены их семьи. Они лишены возможности выезда за границу. В течение первых трех месяцев рассмотрения вопроса о статусе лица, ищущие убежище, не имеют права работать. Кроме того, соответствующий кантон может продлить запрет на работу еще на три месяца. Это правило существует из-за того, что в Швейцарии в данный момент растет безработица, и кантонам предоставлено право ограничивать права на получение работы для лиц, ищущих убежище, хотя это и привело к существенному возрастанию расходов на их содержание.

Что касается лиц, которым временно предоставлено право проживания в Швейцарии, их положение примерно такое же, как у лиц, ищущих убежище, в отношении статуса которых вопрос еще не решен. В этом случае тоже много проблем, поскольку “временно” может растягиваться на несколько лет. То есть они могут оставаться в таком нестабильном положении до десяти лет.

Кроме того, существует еще одна категория — лица, которые фактически признаны. Что это значит? Несколько лет назад возникла группа людей, не относившаяся к вышеперечисленным категориям. В отношении них вопрос намеренно не решался длительное время, как не решался он, например, в отношении группы тамильских беженцев из Шри-Ланки. Основой для такого поведения со стороны ведомств по работе с беженцами было в первую очередь опасение, что в случае признания за одной группой беженцев из Шри-Ланки какого-либо официального статуса в Швейцарии число беженцев из Шри-Ланки резко возрастет. В эту же категорию попадают беженцы из тех стран, которые не выдают им документы и, стало быть, намеренно лишают возможности когда-либо вернуться на Родину. Права этой категории беженцев примерно равны правам лиц, в отношении статуса которых вопрос еще не решен.

Если в отношении лица вопрос еще не решен, но этот человек очень давно проживает в Швейцарии, хорошо интегрировался, то он может быть переведен по статусу в более высокую категорию. В этом случае он получает право на пребывание в Швейцарии и равные права с иностранцами, проживающими в Швейцарии, то есть права убежища более широкие, чем предусматривает Конвенция о беженцах.

Можно подвести следующие итоги. Если в отношении лица, ищущего убежище, вопрос о статусе решается положительно и оно становится официально признанным беженцем, то положение его урегулировано и становится стабильным. Но права лиц, проживающих в Швейцарии, в отношении которых вопрос о статусе еще не решен, гораздо менее защищены. Если же процедура длится очень долго, то это может привести к определенным последствиям. Можно сказать, что людям, имеющим травмы, или больным, такой длительный процесс рассмотрения их положения плюс к их физическим травмам наносит еще и травмы, связанные с ущемлением основных человеческих прав. То есть практически все согласны с тем, что процедура рассмотрения и решения вопросов о статусе должна быть сокращена по времени. Но дело в том, что проверка обоснованности предоставления официального статуса беженца действительно может занять очень длительное время. А если проверку проводить слишком быстро, то это тоже может привести к нарушению основных прав людей, ищущих убежище. Возникают вопросы, не стоит ли увеличить долю расходов на юридические, процессуальные дела, привлечь больше людей, чтобы увеличить скорость рассмотрения вопросов о статусе.

Вопрос. Из каких средств лица, ищущие убежище, оплачивают услуги адвоката?

Ответ. Они получают деньги на содержание и из этих денег должны платить за адвоката. Раньше существовала возможность все такого рода услуги предоставлять бесплатно, но мы должны учитывать и интересы адвокатов. За это и так платится примерно десятая часть тех гонораров, которые получает адвокат по платной работе.

Вопрос. Обратиться с ходатайством о статусе можно за пределами страны или внутри страны?

Ответ. В основном существует возможность подать прошение за границей, то есть в какой-либо стране прийти в швейцарское посольство. Возможность подать прошение на границе существует исключительно на бумаге. Швейцария граничит с Италией, Австрией, Лихтенштейном, то есть странами, где нет политических преследований, и если лицо, пересекающее эту границу, на границе подает прошение о том, что он просит политическое убежище, его возвращают в ту страну, откуда он пытается пересечь границу.

Вопрос. Могут ли лица, получившие статус беженца, обратиться за приобретением гражданства? Какова процедура получения гражданства? Кем будут их дети, рожденные на территории Швейцарии?

Ответ. Швейцария с большим трудом предоставляет гражданство. Беженцы могут подать прошение о предоставлении им швейцарского гражданства, но для этого надо прожить в стране не менее десяти лет. Точных данных о предоставлении гражданства нет. Дети беженцев получают такой же статус, как их родители.

Вопрос. Политическое убежище и статус беженца — это синонимичные понятия в Швейцарии?

Ответ. Да.

Вопрос. Жертвы вооруженных конфликтов могут получить в Швейцарии временное убежище? Могут ли они получить как жертвы вооруженных конфликтов статус беженца?

Ответ. Жертвы вооруженных конфликтов и гражданские беженцы из мест военных действий, как правило, получают возможность временного проживания, статус беженца им не предоставляется.

МЕМОРИАЛ. Главная страница.

МЕМОРИАЛ. Главная страница.