КОНВЕНЦИЯ, ОПРЕДЕЛЯЮЩАЯ ГОСУДАРСТВО,
ОТВЕТСТВЕННОЕ ЗА РАССМОТРЕНИЕ ЗАЯВЛЕНИЙ
О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ УБЕЖИЩА, ПОДАННЫХ В ОДНОМ
ИЗ ГОСУДАРСТВ - ЧЛЕНОВ ЕВРОПЕЙСКОГО СООБЩЕСТВА
(Дублинская конвенция)
*
(извлечения)

15 июня 1990 г.

Принимая во внимание цель, намеченную на совещании Совета Европы 8 и 9 декабря 1989 г., в отношении согласования своей политики по предоставлению убежища,

будучи преисполнены решимости в соответствии с общепринятыми гуманными традициями гарантировать надлежащую защиту беженцев согласно положениям Женевской конвенции о статусе беженцев от 28 июля 1951 г. с поправками, внесенными Нью-Йоркским протоколом, касающимся статуса беженцев, от 31 января 1967 г., именуемые далее - “Женевская конвенция” и “Нью-Йоркский протокол” соответственно,

учитывая совместную цель создания пространства без внутренних границ, в котором, в частности, обеспечивается свобода передвижения людей в соответствии с положениями Договора о создании Европейского экономического сообщества с поправками, внесенными Единым Европейским Актом,

сознавая необходимость в соответствии с данной целью принятия мер с целью избежать возникновения любых ситуаций, в результате которых лица, подавшие заявления о предоставлении убежища, в течение слишком длительного периода времени остаются в неведении относительно возможного результата рассмотрения их заявлений, и будучи заинтересованы в предоставлении всем лицам, подавшим заявления о предоставлении убежища, гарантии, что их заявления будут рассмотрены одним из государств-членов, и обеспечение того, чтобы лица, подавшие заявления о предоставлении убежища, не переадресовывались от одного государства-члена к другому без признания себя одним из этих государств компетентным рассматривать заявления о предоставлении убежища,

желая продолжить диалог с Верховным комиссаром Организации Объединенных Наций по делам беженцев с целью достижения этих целей,

Статья 1

Для целей настоящей Конвенции:

а) слово “иностранец” означает: любое лицо, не являющееся гражданином какого-либо государства-члена;

b) слова “заявление о предоставлении убежища” означают: ходатайство, с помощью которого иностранец ищет у какого-либо государства-члена защиту согласно Женевской конвенции, ходатайствуя о предоставлении статуса беженца по статье 1 Женевской конвенции с поправками, внесенными Нью-Йоркским протоколом;

c) слова “лицо, подавшее заявление о предоставлении убежища” означают: иностранец, подавший заявление о предоставлении убежища, в отношении которого окончательное решение пока не принято;

d) слова “рассмотрение заявления о предоставлении убежища” означают: все меры по рассмотрению решения или постановления, принятые компетентными органами в отношении заявления о предоставлении убежища, за исключением процедур по определению государства, ответственного за рассмотрение заявления о предоставлении убежища согласно настоящей Конвенции;

e) слова “вид на жительство” означают: любое разрешение иностранцу, выданное властями государства-члена, оставаться на его территории, за исключением виз и “разрешений на пребывание в стране”, выданных в ходе рассмотрения заявления о предоставлении вида на жительство или убежища;

f) слова “въездная виза” означают: разрешение или решение государства-члена, позволяющее иностранцу въезжать на его территорию при условии соблюдения других требований в отношении въезда в страну;

g) слова “транзитная виза” означают: разрешение или решение государства-члена, позволяющее иностранцу проезжать транзитом через его территорию или пересекать транзитную зону в одном из портов или аэропортов при условии соблюдения других требований в отношении транзита.

2. Характер визы устанавливается в свете определений, изложенных в пункте 1,” подпунктах (f) и (g).

Статья 3

1. Государства-члены берут на себя обязательство рассматривать заявление о предоставлении убежища любого иностранца к любому из них на границе или на своей территории.

2. Данное заявление рассматривается одним государством-членом, которое определяется в соответствии с критериями, установленными настоящей Конвенцией. Критерии, установленные в статьях 4-8, применяются в последовательности, в которой они изложены.

3. Данное заявление рассматривается таким государством в соответствии с его внутренним законодательством и международными обязательствами.

4. Каждое государство-член вправе рассматривать заявление о предоставлении убежища, направленное ему иностранцем, даже если такое рассмотрение не входит в его обязанности в соответствии с критериями, установленными в настоящей Конвенции, при условии, что лицо, подавшее заявление о предоставлении убежища, согласно на это.

Государство-член, ответственное в соответствии с вышеупомянутыми критериями, в таком случае освобождается от своих обязательств, которые возлагаются на государство-член, выразившее желание рассмотреть заявление. Последнее государство информирует государство-член, ответственное в соответствии с вышеупомянутыми критериями, о том, что заявление было передано ему на рассмотрение.

5. Любое государство-член сохраняет за собой право, в соответствии со своим внутренним законодательством, переадресовывать лицо, подавшее заявление о предоставлении убежища, к третьему государству согласно положениям Женевской конвенции с поправками, внесенными Нью-Йоркским протоколом.

6. Процесс определения государства-члена, ответственного за рассмотрение заявления о предоставлении убежища в соответствии с настоящей Конвенцией, начинается, как только заявление о предоставлении убежища впервые передается на рассмотрение любого государства-члена.

7. Подавшее заявление о предоставлении убежища лицо, которое в настоящий момент находится в другом государстве-члене и там подает заявление о предоставлении ему убежища, забрав перед этим свое заявление в процессе определения ответственного за это государства, принимается обратно в соответствии с условиями, изложенными в статье 13, государством-членом, которому такое заявление о предоставлении убежища было передано на рассмотрение, с целью завершения процесса определения государства, ответственного за рассмотрение заявления о предоставлении убежища.

Это обязательство перестает применяться, если лицо, подавшее заявление о предоставлении убежища, после этого покинуло территорию государства-члена на срок не менее трех месяцев или получило от другого государства-члена вид на жительство, срок действия которого превышает три месяца.

Статья 5

1. В случае, если лицо, подавшее заявление о предоставлении убежища, обладает действительным видом на жительство, на государстве-члене, выдавшем его, лежит ответственность за рассмотрение заявления о предоставлении убежища.

2. В случае, если лицо, подавшее заявление о предоставлении убежища, обладает действительной визой, на государство-член, выдавшее визу, возлагается ответственность за рассмотрение заявления о предоставлении убежища, за исключением следующих случаев:

a) если виза была выдана с письменного разрешения другого государства-члена, на данное государство возлагается ответственность за рассмотрение заявления о предоставлении убежища. Если государство-член сначала консультируется с центральными властями другого государства-члена, в частности по причинам безопасности, согласие последнего не представляет собой письменное разрешение по смыслу данного положения;

b) если лицо, подавшее заявление о предоставлении убежища, обладает транзитной визой и подает свое заявление в другом государстве-члене, в котором ему виза не требуется, на данное государство возлагается ответственность за рассмотрение заявления о предоставлении убежища;

c) если лицо, подавшее заявление о предоставлении убежища, обладает транзитной визой и подает свое заявление в государстве, выдавшем ему или ей визу и получившем письменное подтверждение от дипломатических или консульских служб государства-члена, являющегося страной назначения, о том, что иностранец, в отношении которого требование относительно визы не распространяется, отвечает условиям для въезда в данное государство, на последнее государство возлагается ответственность за рассмотрение заявления о предоставлении убежища.

3. В случае, если лицо, подавшее заявление о предоставлении убежища, обладает одним (и более) действительным видом на жительство или визой, выданными различными государствами-членами, ответственность за рассмотрение заявления о предоставлении убежища возлагается на государства-члены в следующей последовательности:

a) государство, выдавшее вид на жительство, дающий право на самый длительный срок проживания, или, если сроки действия всех видов на жительство одинаковы, - государство, выдавшее вид на жительство, срок действия которого истекает последним;

b) государство, выдавшее визу, срок действия которой истекает последним, если различные визы одинакового типа;

c) если визы различного типа - государство, выдавшее визу, имеющую самый длительный срок действия, или, если срок действия виз одинаков, - государство, выдавшее визу, срок действия которой истекает последним. Данное положение не применяется, если лицо, подавшее заявление о предоставлении убежища, обладает одной (и более) транзитных виз, выданных по предъявлении въездной визы в другое государство-член. В таком случае на данное государство-член возлагается ответственность.

4. В случае, если лицо, подавшее заявление о предоставлении убежища, обладает одним (и более) видом на жительство, срок действия которого истек менее двух лет назад, или одной (и более) визой, срок действия которой истек менее шести месяцев назад и которая позволила этому лицу фактически въехать на территорию одного из государств-членов, положения пунктов 1, 2 и 3 данной статьи применяются в течение этого времени, поскольку иностранец не покинул территорию государств-членов.

В случае, если лицо, подавшее заявление о предоставлении убежища, обладает одним (и более) видом на жительство, срок действия которого истек более двух лет назад, или одной (и более) визой, срок действия которой истек более шести месяцев назад и которая позволила этому лицу въехать на территорию одного из государств-членов, и в случае, если иностранец не покинул территорию сообщества, ответственность возлагается на государство-член, в котором подано заявление.

Статья 7

1. Ответственность за рассмотрение заявления о предоставлении убежища возлагается на государство-член, ответственное за контроль за въездом иностранца на территорию государств-членов, за исключением случаев, когда иностранец, законно въехав на территорию одного из государств-членов, в котором ему виза не требуется, подает свое заявление о предоставлении убежища в другом государстве-члене, в котором ему виза также не требуется для въезда на его территорию. В таком случае ответственность за рассмотрение заявления о предоставлении убежища возлагается на последнее государство.

2. До вступления в силу соглашения между государствами-членами о мерах, касающихся пересечения внешних границ, государство-член, разрешающее транзит без визы через транзитную зону своих аэропортов, не считается ответственным за контроль за въездом путешественников, которые не покидают транзитную зону.

3. В случае, если заявление о предоставлении убежища подается лицом, когда оно находится транзитом в аэропорту одного из государств-членов, ответственность за рассмотрение заявления возлагается на данное государство.

Статья 10

1. Государство-член, ответственное за рассмотрение заявления о предоставлении убежища в соответствии с критериями, изложенными в настоящей Конвенции, обязано:

a) заботиться, согласно изложенным в статье 11 условиям, о лице, которое подало заявление о предоставлении убежища в другом государстве-члене;

b) завершить рассмотрение заявления о предоставлении убежища;

c) вновь допустить в страну или принять обратно в соответствии с условиями, изложенными в статье 13, лицо, заявление которого находится на рассмотрении и которое, не имея на то достаточных оснований, находится в другом государстве-члене;

d) принять обратно в соответствии с условиями, изложенными в статье 13, иностранца, заявление которого было этим государством отклонено и который забрал назад заявление, находившееся на рассмотрении, и подал заявление в другом государстве-члене;

е) принять обратно в соответствии с условиями, изложенными в статье 13, иностранца, заявление которого было им отклонено и который незаконно находится в другом государстве-члене.