Признаны незаконными ряд пунктов Постановления Правительства Москвы №241-28

25 декабря 2000 года Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе:

председательствующего судьи Емышевой В.А.,
с участием прокурора Гнусенко О.Г.,
при секретаре Ахмедшиной М.И.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Региональной общественной благотворительной организации помощи беженцам и вынужденным переселенцам “Гражданское содействие” о признании частично незаконным Постановления Правительства Москвы и Правительства Московской области № 241-28 от 30 марта 1999 г. “Об утверждении правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в Москве и Московской области”.

Интересы “Гражданское содействие” представляли юристы Сети “Миграция и Право” Правозащитного центра “Мемориал” Маргарита Петросян и Валентина Головач, а также руководитель “Гражданского содействия” и Сети Светлана Ганнушкина.

Судебная коллегия частично удовлетворила требования “Гражданского содействия”, признав незаконными следующие пункты Постановления №241-28, правил регистрации и приложения к ним.

Пункт 5 Постановления:

“Органам образования административных округов Москвы, муниципальных образований Московской области осуществлять прием в детские дошкольные учреждения (сады, ясли), а также общеобразовательные школы детей, родители которых проживают в Москве или Московской области и зарегистрированы как по месту жительства, так и по месту пребывания.”

Пункт 2.3 Правил регистрации:

“2.3. Оформление регистрации граждан по месту пребывания производится в общем порядке на период временного проживания, обусловленном в соответствии с нормами Гражданского кодекса Российской Федерации формой собственности на жилое помещение и условиями его предоставления.
    При иных обстоятельствах регистрация по месту пребывания производится на период: учебы, трудовой деятельности, регламентируемой Правительством Москвы или Правительством Московской области, командировки, лечения, военной службы по контракту, творческой и научной деятельности по контракту.
    Регистрация по месту пребывания граждан, получивших в установленном порядке статус беженца или вынужденного переселенца в Миграционной службе Москвы или Московской области, производится на период действия соответствующего удостоверения на жилую площадь родственников, а также в домах, предназначенных для временного размещения беженцев и вынужденных переселенцев в соответствии с решениями Правительства Москвы или Правительства Московской области.”

Последний абзац пункта 1 Приложения 2 к постановлению №241-28:

“Временное вселение граждан в жилое помещение государственного и муниципального жилищного фонда осуществляется с предварительным уведомлением наймодателя с соблюдением условий и сроков в соответствии с законодательством РФ. При временном вселении граждан в жилые помещения размер жилой площади должен соответствовать законодательству РФ и города Москвы.”

Последний абзац пункта 2 Приложения 2 к постановлению №241-28:

“Вселение граждан в жилые помещения государственного или муниципального жилищного фонда осуществляется с согласия наймодателя в соответствии с законодательством о норме жилой площади на одного человека, кроме супруга и нетрудоспособных родителей.”

Последний абзац пункта 3 Приложения 2 к постановлению №241-28:

“Вселение граждан в жилые помещения, принадлежащие им на праве собственности, осуществляется независимо от размера жилой площади. Вселение на жилую площадь собственников жилых помещений других лиц, являющихся нанимателями (пользователями) этой жилой площади, осуществляется с соблюдением требований законодательства о норме жилой площади на одного человека, кроме вселения несовершеннолетних детей, супруга и нетрудоспособных родителей нанимателя.”

Таким образом, если не будет подана кассационная жалоба, через 10 дней будет устранена намеренно созданная рассмотренным постановлением путаница между понятиями “регистрации” и “вселения”, что приводило к ограничению регистрации по размеру жилой площади и срокам. Эти ограничения были признаны незаконными и не подлежащими применению Постановлением Конституционного Суда № 4-П от 2 февраля 1998 года. Однако различные субъекты федерации, Москва и Московская область, Краснодарский край, Ростовская область и другие, явно или неявно стремятся сохранить эти нормы в своих нормативных актах.

Суд еще раз подтвердил уведомительный характер регистрации, которая не может влиять на такие права граждан, как право на свободу передвижения и выбор места жительства, право на образование, право свободно распоряжаться своей собственностью, в том числе и жилыми помещениями, предоставляя их по своему усмотрению другим людям.

Суд не полностью удовлетворил заявление “Гражданского содействия”. В частности, не был признан неправомерным пункт 4 Постановления №241-28:

“Органам здравоохранения административных округов Москвы, администрации муниципальных образований Московской области осуществлять медицинское обслуживание граждан Российской Федерации, проживающих в Москве или Московской области и зарегистрированных как по месту жительства, так и по месту пребывания.”

В отличие от аналогичного положения о приеме в образовательные учреждения представителям “Гражданского содействия” не удалось продемонстрировать связанных с этим положением нарушений прав граждан, что является необходимым условием отмены нормативного акта. Действительно, органы здравоохранения Москвы находят формы медицинского обслуживания приезжих. Например, организация “Гражданское содействие” в соответствии с приказами руководителя Комитета здравоохранения Москвы Сельцовского получила право направлять своих подопечных в поликлиники и больницы г.Москвы. Если же ограничение на срок регистрации будет снято, то приезжие получат возможность получать полисы обязательного медицинского страхования. Проблема будет снята полностью. Представитель Комитета здравоохранения г. Москвы и во время слушанья дела продемонстрировал конструктивный подход и заинтересованность в выполнении своей основной задачи – лечения больных людей.

Суд не принял во внимание и, возникший в ходе слушаний довод заявителей, о том, что Конституция и законы РФ не предполагают возможности издания совместных постановлений двумя или более субъектами федерации. Таким образом, подобный монстр не имел права появиться в свет и, уже поэтому, должен быть признан незаконным и не подлежащим применению.

Однако результат рассмотрения заявления РОБ “Гражданское содействие” может быть признан обнадеживающим.

Хотелось бы надеяться, что правительства обоих субъектов федерации признают, наконец, федеральные правила регистрации и прекратят бессмысленное и противозаконное нормотворчество.