Новое поступление в Музей Международного Мемориала

30.07.2018

Музейная коллекция Международного Мемориала пополнилась необычным экспонатом – иконой, вышитой неизвестной мастерицей в одном из мордовских лагерей в 1954 г. (подарена общиной христиан-федоровцев из села Верхняя Тишанка Воронежской области). О самой мастерице и о ее судьбе мы, к сожалению, ничего не знаем. Икона нашлась среди вещей одной из умерших сестер общины, которой была, вероятно, кем-то подарена.

По надписи можно наверняка предполагать, что вышивальщица была родом с Украины, а по тому, насколько точно и грамотно воспроизведен почитаемый образ, и по тонкости шитья – что она хорошо владела искусством монашеского рукоделия, возможно, проведя какую-то часть своей жизни в монастыре.

Мастерица изобразила самый драматичный из богородичных изводов, где тема детства Христа соединена с предвестием его мученической кончины. Возможно, этот выбор был неслучаен и связан с судьбой женщины и ее собственного ребенка – предположить это позволяет надпись, сопровождающая изображение:

«в Память Дорогiй и любiй дочечиi. Мама».

Указана точная дата – видимо, это день, когда вышивка была закончена (трудно представить, что ее можно сделать за один день целиком):

«День – Веденiе во Храм Прч. Д. Марiю (…) 1954 р.» (4 декабря 1954 года)

Текст молитвы, вышитой непосредственно под образом, не оставляет сомнений в том, в каких условиях было создано произведение:

«О Мати Божа
Неустанноï Помочi
приими моï дiти пiд свiй Покров
i вимоли у Сина Твойого Г.Н. I. Христа
для всiх тюремникiв волю».

Вероятно, мастерица сама была одной из узниц. О месте, в котором сделана вышивка, она пишет: «Пустиния прп. о. Серафима» – то есть речь идет о Саровской пустыни. Так она его назвала – но в действительности монастыря здесь не было с 1927 г., все его постройки с момента закрытия принадлежали ОГПУ, а затем НКВД. В них попеременно размещались исправительные колонии для подростков и лагерные отделения ГУЛАГа. С конца 1940-х годов монастырские здания занимал Ядерный центр – секретное учреждение, где велись разработки первой советской ядерной бомбы. Одним из ученых, работавших там, был А. Д. Сахаров. Строили же и обслуживали этот объект заключенные.

Сама икона представляет собой один из изводов иконографического типа Одигитрии – «Богоматерь Неустанной Помощи», в истории которого причудливо сплелись западные и восточные христианские традиции.

Почитаемый прототип – греческая икона – была, по преданию, привезена в Италию с острова Крит в конце XIV века и триста лет хранилась в Риме, в церкви Сан-Маттео. В изображении Богоматери и Христа на вышивке узнаются все характерные детали этого образа. Младенец Иисус, сидящий на коленях у матери, обеими руками держится за ее правую руку; справа и слева от них – архангелы, несущие атрибуты страстей (тростие с губкой и копье в руках у Михаила, крест у Гавриила). Взгляд Иисуса обращен в сторону от зрителя и от Богоматери – к кресту в руках архангела. Особый драматизм сюжету сообщают жест младенца, схватившегося обеими руками за руку матери как бы в поисках защиты от знамения, и сандалия, спадающая с его ноги от резкого движения. В русской православной традиции существует похожий извод – «Богоматерь Страстная», известный с XVII в. Возможно, он восходит в своей истории к римской «Богоматери Неустанной Помощи», или у обеих икон был общий прототип.

В вышивке очевидно скрупулезное воспроизведение именно западной иконы (включая спадающую сандалию, которой чаще всего нет в православном изводе). Вероятно, мастерица принадлежала не к православной, а к униатской (грекокатолической) традиции, где этот образ был широко известен благодаря миссионерам-редемптористам.

В 1865 г. папа Пий IX передал почитаемую критскую икону из Сан-Маттео редемптористам – монашеской конгрегации, созданной в первой половине XVIII в. для евангельской проповеди самым бедным и презираемым людям. С тех пор этот образ Богоматери стал символом конгрегации и распространялся повсюду, куда братья-монахи отправлялись с миссией. Часть редемптористов из Бельгии отправилась в конце XIX века в Канаду и там основала миссию в среде украинских эмигрантов. Для этого монахам пришлось перейти из римского в чуждый им грекокатолический обряд. В 1913 г. редемптористы-грекокатолики приехали из Канады на Западную Украину по приглашению митрополита Андрея Шептицкого. Завоевав большое доверие украинцев в годы Первой мировой войны и последовавших за ней переделов территории, орден стал быстро расти и развиваться. Однако в 1945 году грекокатолическая церковь была насильственно упразднена (ее иерархам вменяли сотрудничество с ОУН и коллаборационизм). Многие деятели церкви, включая отцов-редемптористов, были репрессированы, а оставшиеся перешли на нелегальное положение. Возможно, мастерица, вышившая икону, принадлежала к одной из таких неофициальных грекокатолических религиозных общин – что и могло затем послужить причиной ее насильственного перемещения в Мордовию, в бывшую Саровскую пустынь.

Ирина Галкова, директор музея Международного Мемориала,
с благодарностью за консультацию Марине Бобрик