Андрей Пилипчук. Виталий Бахвалов: "Постараемся сделать так, чтобы Чечню больше никто не называл "черной дырой"

21.06.2004

Андрей Пилипчук. Виталий Бахвалов: "Постараемся сделать так, чтобы Чечню больше никто не называл "черной дырой"
Глава новой структуры республиканского правительства - по госзаказу - рассказал в интервью Стране.Ru, какими методами он рассчитывает победить коррупцию в регионе

Указом и.о. президента Чеченской Республики Сергея Абрамова в состав правительства Чечни введено два новых органа исполнительной власти. Один из них - комитет правительства Чечни по государственному заказу. Его возглавил опытный московский финансист Виталий Бахвалов. О целях создания этого ведомства и о том, какие задачи новый комитет будет выполнять, г-н Бахвалов рассказал в интервью корреспонденту Страны.Ru.
Виталий Леонидович, с какой целью создавался возглавляемый вами комитет по госзаказу?
- Комитет создан в целях экономии бюджетных средств и предотвращения злоупотреблений в сфере государственного заказа. Попросту говоря, для предотвращения коррупции. При этом хочу подчеркнуть, мы не собираемся брать на себя обязанности по осуществлению госзакупок. Мы будем только организовывать этот процесс.
- Скажите, с чего вы намерены начать свою деятельность?
- Формирование комитета и начало его деятельности разделено на несколько этапов. Первый этап - организация деятельности комитета; его формирование как органа исполнительной власти; согласование сметы и организационно-правовых документов; создание структуры прохождения заявок заказчиков и предложений поставщиков; определение регламента работы комитета. Второй этап - это изменение состава конкурсной комиссии (председатель комитета - председатель комиссии, члены комиссии - любые заместители министров согласно перечню участников комиссии). Причем, до передачи дел комитету обеспечение деятельности комиссии будет возложено на минэкономики. Цель - обеспечение полнообъемного контроля за приобретением продукции, работ, услуг. Третий этап - заключение соглашений с крупнейшими производителями продукции на территории России и стран ближнего зарубежья. Это позволит нам минимизировать расходы на приобретение продукции примерно на 30\%, а также сократить сроки ее поставки в республику. И, наконец, четвертый этап - создание автоматизированной торговой системы "Государственный заказ Чеченской Республики", включающей в себя как саму программу подбора заказов, так и сайт в Интернете. Круг разработчиков данной программы нами уже практически определен.
- Что даст республике такая программа?
- Это позволит нам ускорить весь процесс закупок и повысить качество, максимально эффективно использовать бюджетные средства, отделить "пустые организации", а также поможет изначально не привлекать большое количество персонала, необходимого для организации процедуры.
Но главное - это позволит нам обеспечить полную прозрачность проведения торгов и привлечь максимальное количество поставщиков. В целом же формирование в комитете заказа в конце бюджетного года по бюджетополучателям позволит облегчить управление процессом в наступающем году.
- Объясните, что вообще представляет собой эта процедура и как она регулируется?
- Безусловно, в соответствии с указом президента Российской Федерации от 8 апреля 1997 года N 305 "О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд" была коренным образом изменена система приобретения товаров, работ и услуг государственными заказчиками за счет бюджетных средств. За прошедшие шесть лет новая система, несмотря на многочисленные недостатки, доказала свою незаменимость в процессе экономии бюджетных средств и рациональном их использовании государственными заказчиками.
На настоящий момент основными нормативами, регулирующими порядок проведения государственного конкурса на поставки для государственных нужд продукции, а также регламентирующими порядок заключения на их основе государственных и муниципальных контрактов, кроме вышеотмеченного указа, являются Бюджетный и Гражданский кодексы Российской Федерации, а также Федеральный закон "О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд".
В соответствии с действующим законодательством заключению на конкурсной основе подлежат все государственные контракты на сумму более 2000 минимальных размеров оплаты труда, что зачастую ошибочно трактуется государственными заказчиками и рассчитывается от установленной законом "О минимальном размере оплаты труда" ставки в 450 рублей (с 1 мая 2002 года), хотя ст. 5 указанного закона предусматривается исчисление платежей по гражданско-правовым обязательствам, установленным в зависимости от минимального размера оплаты труда в 100 рублей, что влечет разницу в определении сделок, подлежащих заключению на конкурсной основе в 700 тыс. рублей.
- Будете ли вы работать с коммерческими структурами?
- Государство в лице заказчика является для коммерческих структур идеальным партнером, потому что они имеют при этом очень низкие коммерческие риски. Естественно, они заинтересованы в заключении контрактов с государственным заказчиком. Тем более, пройдя процедуру конкурсного отбора один раз, они автоматически приобретают и в дальнейшем приоритет при выборе поставщика продукции для государственных нужд.
Но, вместе с тем, следует отметить, что государственные контракты зачастую заключаются без достаточных обоснований выбора поставщиков, исполнителей работ, услуг. Информация о проведении конкурсов часто не публикуется в средствах массовой информации, что ставит под сомнение выводы конкурсной комиссии.
Знаю, что не только у нас в Чечне, но и в других субъектах Федерации бывает неорганизован и процесс проведения конкурса. Так, кадровый состав комиссий в субъектах РФ в основном состоит из чиновников, не имеющих ни малейшего понятия о приобретаемой продукции и ценообразовании на нее. В некоторых случаях в комиссии входят представители заказчика, заинтересованные в лоббировании определенного круга поставщиков продукции.
Приведу еще один пример. По данным Госкомстата РФ, большой процент закупок осуществляется у единственного источника, что и влечет за собой львиную долю злоупотреблений в этой сфере. Точную аналитику закупок вести не представляется возможным в связи с тем, что государственные заказчики и, в свою очередь, распределители финансовых средств не дают полного объема информации о заключаемых государственных контрактах и не ведут их реестры.
- Что нужно сделать, чтобы этого не было?
- При проведении контрольных мероприятий следует обратить особое внимание на поставки товара от организаций-посредников, не обладающих необходимым оборудованием и специалистами для производства предлагаемой продукции. Основная масса нарушений в этой сфере закупок имеет корни именно здесь, когда отсутствует строгое соблюдение принципа взаимодействия государственного заказчика и непосредственного производителя продукции. Это проявляется в завышении стоимости государственного контракта и качества или количества поставляемой продукции.
Кроме того, продукция часто приобретается у заведомо недобросовестных поставщиков (мнимая сделка), что широко распространено в субъектах РФ и приносит основной ущерб государству в виду отсутствия претензионной работы со стороны заказчиков.
При определении правомерности ценообразования на приобретаемую продукцию, работу или услугу следует исходить из их стоимости, определяемой на основании данных органов государственной статистики и среднерыночной цены региона, из которого продукция поставляется (данные Минэкономики и Торгово-промышленной палаты РФ). При приобретении продукции иностранного производства стоит рассматривать целесообразность, которая может быть обусловлена только отсутствием производителя аналогичного товара - резидента Российской Федерации. В противном случае затраты на приобретение указанной продукции являются нерациональным использованием бюджетных средств. В сложившейся ситуации надо уделять более пристальное внимание механизму рационального контроля (аудиту эффективности), который, в первую очередь, должен предусматривать многогранный анализ действующего законодательства в этой области.
В целях максимального предотвращения злоупотреблений в сфере государственных закупок и снижения бюджетных расходов на эти цели следует конкретизировать некоторые положения законодательства о конкурсном порядке заключения контрактов на поставки для государственных нужд. Четко определить понятие ограниченного числа поставщиков технически сложных товаров, работ и услуг. Наложить запрет на осуществление заказчиком в рамках государственного контракта предоплаты, как это было сделано приказом Минфина РФ от 23 июля 2001 года N 55н "Об утверждении порядка финансирования за счет средств федерального бюджета федеральной целевой программы восстановления экономики и социальной сферы Чеченской Республики в 2001 году" и успешно действует. Обеспечением же оплаты поставщику может послужить гарантия заказчика.
Комиссии должны быть собраны по профессиональному признаку. Следует отладить механизм обжалования или признания недействительными торгов, причиняющих ущерб государству, и централизовать его.
Словом, идей много и, думаю, что мы их сможем реализовать. Постараемся сделать так, чтобы Чечню больше никто не называл "черной дырой", и приложим все наши силы, опыт и знания, чтобы республику стали уважительно называть процветающим регионом Северного Кавказа.

НАША СПРАВКА: Бахвалов Виталий Леонидович родился 25 октября 1975 года в городе Москве. После окончания школы поступил в Московский гуманитарный институт на юридический факультет. Параллельно обучался в школе менеджмента при Экономической академии им. Плеханова. После окончания первого ВУЗа поступил в Московскую академию экономики и права на заочный юридический факультет. С 1997 по 1999 годы - юрисконсульт коммерческого банка. С 2000 по 2001 годы - занимался частной адвокатской практикой. С 2001 по 2003 годы - работал в должности начальника управления делами Министерства Чеченской Республики. С 2003 по 2004 годы - был инспектором Счетной палаты РФ. 10 июня 2004 года назначен на должность председателя комитета правительства ЧР по государственному заказу.


Кавказ.Страна.RU