Илья Жегулев. Аслан Масхадов напомнил всем, кто в Ичкерии президент.

05.08.2004

Илья Жегулев. Аслан Масхадов напомнил всем, кто в Ичкерии президент.
Он опубликовал несколько указов, переформировал правительство, распустил всех своих спецпредставителей, объявил строгий выговор Ахмеду Закаеву и сделал себя премьером.

Лидер чеченских сепаратистов Аслан Масхадов, который год прячущийся где-то в лесу, опять вышел на связь. В последнее время он делает это весьма часто. Если прежде его гневные филиппики, размещаемые на интернет-сайтах сепаратистов, адресовались главным образом Москве, то сегодня он написал письмо своим же подчиненным. На сайте сепаратистов "Кавказ-центр" появился указ Масхадова о роспуске старого и формировании нового правительства Ичкерии.

Как говорится в указе, роспуск правительства и формирование нового были проведены "на основании статьи Конституции Чеченской республики Ичкерия" и Закона о военном положении в связи с гибелью "отдельных членов чеченского правительства", в целях "реформирования и повышения эффективности работы" масхадовского кабинета министров в "условиях военного времени".

Другими словами, Масхадов провел у себя в лесу административную реформу.

Действительно, Масхадов впервые с начала последней войны производит такие масштабные перестановки в своем окружении и полностью распускает правительство. Последний раз он распускал правительство 1 октября 1998 года. Тогда Чечня была на пороге гражданской войны, и премьер Шамиль Басаев требовал отставки Масхадова. В ответ Масхадов отправил в отставку все правительство Басаева и назначил шариатское правление (шуру). То есть сегодняшнее его распоряжение - шаг в сторону демократии и секуляризации несуществующей Ичкерии.

Премьер-министром нового правительства (при шуре этого поста не было) Масхадов назначил самого себя. Теперь он почти тиран - президент, премьер - главнокомандующий в одном бородатом лице.

Министром госбезопасности назначен ближайший сподвижник Басаева, известный полевой командир Доку Умаров. Он заменит Турпал-Али Атгериева. Атгериев, в свое время организовавший вместе с Радуевым нападение на Кизляр, был схвачен в 2000 году и в 2002 году загадочно умер в тюрьме, не прожив после приговора суда и полугода. По официальной версии, у него произошло "кровоизлияние в мозг вследствие лейкоза".

Что касается Умарова, то его назначение, наверное, награда за успешное для боевиков нападение на Ингушетию 22 июня. Умаров, как известно, был одним из руководителей той операции.

Министром внутренних дел Ичкерии вместо погибшего Айдамира Абалаева стал Апти Сулумхаджиев. В свое время на это место прочили полевого командира Резвана Куцуева, однако полтора года назад тот вдруг сдался властям, и теперь на это место назначен никому не известный человек из масхадовского окружения.

Министром образования и науки остался Абдул-Вахаб Хусаинов, не коснулась реформа и главы МИДа Илъяса Ахмадова, находящегося сейчас в безвременной командировке. Правда, его работой Масхадов недоволен. Зачем-то именно указом Масхадов постановил Ахмадову "строго указать на отсутствие должного контроля над деятельностью МИДа". Видимо, что-то со связью, контроль над которой Масхадов доверил Вахиту Мурдашеву, бывшему начальнику управления президентских кадров.

Министром юстиции стал полевой командир и один из соучастников нападения на Дагестан Казбек Махашев, статс-секретарем - Зяудди Айбуев, в мирное время служивший начальником управделами кабинета министров.

Интересно, что в полевом правительстве нашлось место сразу для двух министров по экономическим вопросам. Министром финансов назначен командир Супьян Абдуллаев, а министром экономики - боевик Иса Бисаев. Кроме того, Масхадов даже назначил министра социальной защиты (им стал Апти Бисултанов, поэт и бывший вице-премьер).

Какой круг работы у социального министра - обеспечение ли пособий по безработице, организация ли бесплатного лечения для раненых боевиков, в указе не сказано.

Парадокс: в новом фактически военном правительстве нет поста министра обороны. До весны таким считался Магомет Ханбиев, однако он "оступился" и сдался Рамзану Кадырову. Его родной брат Умар Ханбиев занял с новом правительстве почетный пост министра здравоохранения. Правда, решать проблемы со здоровьем чеченцев он будет на расстоянии - из Страсбурга, где он по совместительству занимает пост генерального представителя Масхадова за рубежом. В ближайшее время Умару придется поработать. Ему приказано в недельный срок представить новый состав аппарата представительства Масхадова за рубежом. Тех, кто там уже работал, президент вместе с правительством распустил.

Жестоко обошелся президент со своим самым знаменитым эмиссаром Ахмедом Закаевым.

Масхадова возмутила размещенная на сайте агентства "Чеченпресс" (поддерживается Закаевым) информация о должностях Закаева, которого там называли то "первым вице-премьером", то "премьер-министром", то "спецпредставителем президента в зарубежных странах". А это, по мнению Масхадова, страшно дискредитировало "политику президента и правительства ЧРИ в условиях военного времени". В итоге указом Масхадова сайт лишился главного редактора, а Закаеву был объявлен строгий выговор "за халатность и бесконтрольность за деятельностью ГИА "Чеченпресс"". Теперь Закаев остался лишь министром культуры, информации и печати. Пока неизвестно, как Закаев воспринял этот удар.


Газета.RU