На Северном Кавказе нужна твердая рука - "друг чеченцев"

11.08.2004

На Северном Кавказе нужна твердая рука - "друг чеченцев"
Планы "партии войны" - передать власть генералам, возобновить военные действия в Чечне и распространить их на соседние регионы, - бесперспективны.
Есть много мнений относительно того, как урегулировать ситуацию в Чечне. Наряду с многочисленными "голубями" хватает и сторонников силового решения проблемы.
Поражаясь тому, какой букет мнений существует на этот счет, публикуем сегодня один из возможных сценариев развития событий на Северном Кавказе. Надеемся, он будет интересен тем, кого волнует ситуация в регионе.
К сожалению, имена безвестных аналитиков, его разработавших, нам не известны.
Документ без "шапки" и заголовка, начинается прямо с констатирующей части:
Оперативная ситуация в Чеченской Республике характеризуется новой волной дестабилизации, связанной с активизацией НВФ. Не прекращаются террористические акты, нападения и убийства военнослужащих федеральных сил, работников правоохранительных органов, сотрудников местной администрации.
Крупное нападение участников НВФ на Ингушетию, попытка такой же вылазки в Кизляре, боестолкновение в н.п. Аршты, неоднократные попытки организовать крупномасштабные провокации в Грозном, Аргуне и других н.п. свидетельствуют о том, что, несмотря на военный разгром, чеченские экстремисты пока располагают достаточными силами для того, чтобы серьезно дестабилизировать ситуацию в Чеченской Республике и в соседних субъектах РФ.
По оперативным данным, в последнее время прослеживается тенденция попытки объединения всех оставшихся НВФ под единым командованием. Руководство экстремистов пытается мобилизовать все силы НВФ и подчинить их т.н. "Шуре муджахедов" во главе с главарем бандформирований Ш. Басаевым. Не исключено, что эти меры являются подготовкой к крупномасштабной военной провокации экстремистов в стратегически важном пункте на территории ЧР (например, в Грозном) или на территории соседнего субъекта РФ (Магас, Моздок, Хасавюрт и пр.).
На фоне активизации и мобилизации сил НВФ федеральная сторона постепенно уступает позиции, под давлением отечественных и западных "правозащитников” сворачивает масштабы операций против бандформирований и их пособников, последовательно теряя инициативу в борьбе против экстремизма и сепаратизма не только в ЧР, но и на всем Северном Кавказе.
Курс на расширение полномочий структур республиканской власти и правоохранительных органов ЧР с перспективой передачи республиканским органам ответственности за поддержание правопорядка на территории ЧР, как показала практика, пока положительных результатов не принес. Более того, специальные службы отмечают факты вхождения в правительство ЧР лиц с явно экстремистскими и антироссийскими, националистическими взглядами. В правоохранительные структуры ЧР проникают бывшие боевики, некоторые из которых, по оперативной информации, продолжают поддерживать связи с экстремистским подпольем.
Несогласованность действий федеральных силовых структур с республиканской администрацией и правоохранительными органами приводит к срыву оперативных акций. Ряд влиятельных представителей республиканского правительства открыто противодействуют проводимым федеральными службами специальным операциям по изъятию потенциальных участников НВФ и их пособников.
Таким образом, нельзя исключить возможности, что после передачи ответственности за поддержание законности и правопорядка на территории ЧР республиканским властям ситуация выйдет из-под контроля. И тогда федеральные власти вновь окажутся перед ситуацией 1999-2000 гг., когда в целях восстановления территориальной целостности государства и борьбы с экстремизмом и сепаратизмом пришлось использовать Вооруженные силы.
На этом фоне избирательная кампания по выборам Президента ЧР не только не способствует стабилизации обстановки, но является дополнительным дестабилизирующим фактором, который используют экстремисты для дискредитации федерального руководства и республиканской администрации.
Избрание Президентом ЧР представителя т.н. "команды Кадырова" (который в настоящее время является наиболее реальным претендентом на пост главы республики) также не будет способствовать стабилизации ситуации. Клановая структура формирования республиканской власти, расхищение федеральных средств, выделенных на цели восстановления экономики и социальной сферы ЧР, продолжение курса на противостояние федеральным силовым структурам – вот что получит федеральный центр после этих выборов.
Представляется, что в этой ситуации проведение выборов Президента Чеченской Республики является нецелесообразным.
Сейчас необходимо прекратить "раскачивать лодку" общественно-политической ситуации и сконцентрировать все силы и внимание на окончательном разгроме и подавлении экстремизма и сепаратизма в Чечне и на Северном Кавказе в целом.
Для этого в первую очередь необходимо объединить руководство всех гражданских, военных и специальных служб и органов, действующих в зоне конфликта, и направить их совместную деятельность на цели ликвидации НВФ и экстремистского подполья в ЧР и соседних регионах.
В этих целях предлагается:
1. В связи с дестабилизацией общественно-политической ситуации отменить выборы Президента ЧР и ввести на территории ЧР режим чрезвычайного положения.
В случае необходимости режим ЧП может быть также распространен на части сопредельных субъектов РФ (Ингушетия, Дагестан, Северная Осетия, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Ставропольский край).
Режим ЧП должен предусматривать временную приостановку или ограничение на время проведения контртеррористической операции ряда конституционных гарантий и прав: запрет деятельности политических партий и организаций, митингов, шествий, установление ограничений для выхода и распространения средств массовой информации и пр.
2. Указом Президента РФ назначить и.о. Главы Администрации Чеченской Республики – Специального Полномочного Представителя Президента РФ по руководству контртеррористической операцией на Северном Кавказе (далее – Спецполпред).
Срок действия указа – не менее 2 лет.
3. Предоставить Спецполпреду чрезвычайные полномочия, полностью подчинив ему все гражданские, военные и специальные федеральные и республиканские органы, действующие на территории ЧР.
На пост Спецполпреда предполагается рекомендовать опытного и решительного командира, знакомого с административно-руководящей работой и участвовавшего в руководстве контртеррористической операцией на Северном Кавказе
Главной задачей Спецполпреда будет мобилизация усилий федеральных и республиканских органов для окончательной ликвидации всех НВФ (как крупных, так и малочисленных) и полного восстановления законности и конституционного порядка на территории ЧР.
Под руководством предполагается усилить группировку федеральных сил на Северном Кавказе и активизировать действия против НВФ по следующим направлениям:
- широкомасштабные операции по уничтожению бандгрупп с участием федеральных сил, республиканских правоохранительных органов и федеральных специальных служб во всех районах ЧР;
- специальные операции федеральных служб по изъятию сторонников экстремизма, сепаратизма, потенциальных участников НВФ
- необходимые операции правоохранительных органов и специальных служб против потенциальных участников НВФ, сторонников экстремизма, сепаратизма в соседних регионах Северного Кавказа, при необходимости – с привлечением федеральных сил – частей Минобороны РФ и Внутренних Войск МВД РФ.


Газета Комсомольская правда