В ночь на 19 января недалеко от с. Новый Шарой Ачхой-Мартановского района между российскими военнослужащими и чеченцами, предположительно бойцами батальона «Восток» (командир С. Ямадаев) Асланбеком Са

19.01.2005

В ночь на 19 января недалеко от с. Новый Шарой Ачхой-Мартановского района между российскими военнослужащими и чеченцами, предположительно бойцами батальона «Восток» (командир С. Ямадаев) Асланбеком Салаудиновичем Шовхаловым, 1976 г. р., и Анзором Аликовичем Каимовым, 1977 г. р., уроженцами с. Нойбера (Суворов-Юрт) Гудермесского района, произошел вооруженный инцидент. В результате А. Шовхалов был убит.
По словам сотрудников Ачхой-Мартановского и Сунженского РОВД, машина «Жигули» 6-й модели (№ С326ХВ 95RUS), в которой ехали Шовхалов и Каимов, была остановлена российскими военными на трассе «Кавказ», возле поворота на с. Давыденко. В этом месте военные выставили мобильный пост для охраны БМП, перевернувшегося в этом месте днем 18 января. Боевое охранение состояло, примерно из 10 военнослужащих под командованием старшего офицера. Каимов и Шовхалов предъявили удостоверения сотрудников ГРУ (батальоны «Восток», командир Ямадаев и «Запад», командир Какиев, входят в состав 42-й дивизии МО РФ, однако большинство сотрудников этих батальонов пользуются удостоверениями ГРУ МО). Российские военнослужащие навели на чеченцев автоматы и приказали им разоружиться. Шовхалов и Каимов отказались выполнять этот приказ и также навели на военных свое оружие.
Противостояние между военными продолжалось еще некоторое время. Затем военные из боевого охранения предложили разойтись «по-хорошему». Шовхалов и Каимов согласились и опустили оружие. Как только они это сделали, военные повалили их на землю и разоружили, изъяв два пистолета Стечкина и два автомата АКСУ. После этого двух чеченцев стали жестоко избивать ногами и прикладами автоматов. Офицер, командовавший «федералами», приказал своим подчиненным прекратить избиение и доставить Шовхалова и Каимова на ближайший российский блок-пост для дальнейшего разбирательства. Их посадили в машину, на которой они ехали, и в сопровождении одного БТРа повезли в сторону с. Новый Шарой. Переехав мост через реку Асса, военные свернули с дороги, проехали некоторое расстояние вдоль реки и остановились. Чеченцев вытащили из машины. Шовхалова оставили рядом с машиной, а Каимова отвели ближе к реке и бросили на землю, направив на него автомат.
Из разговоров военных стало понятно, что чеченцев хотят убить (вытаскивая их из машины, военные уже начали делить оружие, взятое у чеченцев). Шовхалов попытался оказать сопротивление и отвлек на себя внимание большего количества военных - возле Каимова остался только один. Схватившись за дуло автомата своего охранника Каимов оттолкнул военного в сторону и бросился в реку. Ему удалось проплыть по течению до Нового Шароя, где он выбрался на берег и стал стучаться в ворота первых попавшихся домов. Один из местных жителей пустил его в дом. Было уже около 3.00. Каимов объяснил хозяину дома ситуацию и попросил отвести его к главе администрации села. Тот согласился и проводил его к дому главы администрации, однако на стук в ворота никто не вышел (в ночное время в Чечне люди не рискуют открывать двери, опасаясь негативных последствий). Каимов и приютивший его у себя человек вернулись обратно домой и дождались рассвета. Около 7.00 они снова пошли к дому главы администрации. На этот раз их впустили, но в доме не оказалось телефона, и глава администрации отвез Каимова в с. Самашки, где ему наконец-то удалось связаться со своими товарищами.
После этого Каимов в сопровождение главы администрации Нового Шароя и его охраны поехали на то место, где его и Шовхалова собирались расстрелять военные. Там они обнаружили слегка обгоревшую машину, на которой ехали Шовхалов и Каимов, а вскоре и труп Шовхалова. К этому времени подъехали сослуживцы Каимова.
Уже к 10.00 о данном происшествии были поставлены в известность руководство Сунженского и Ахчой-Мартановского РОВД. По территориальной принадлежности дело было передано в Сунженское РОВД Закончив оформление уголовного дела, сотрудники Сунженского РОВД передали все материалы в межрайонную Ачхой-Мартановскую прокуратуру. Оттуда дело передали в главную военную прокуратуру, находящуюся на военной базе в Ханкале.


Информация Представительства ПЦ "Мемориал" в Назрани.