Тезиевы

27.12.2005

Днем, в м/о Насыр-Кортовский г. Назрань, сотрудники УФСБ по РИ совместно с сотрудниками республиканских силовых структур проникли в дом семьи Тазиевых.
«Силовики» оцепили дом, затем протаранили БТРом ворота и ворвались во двор. Перепуганным жильцам они ничего не объяснили и преступили к несанкционированному обыску в доме, во дворе и хозяйственных пристройках. Во время обыска всех, кто находился в доме, выгнали на улицу, не дав возможности тепло одеться. В основном это были женщины и дети: хозяйка дома, Лидия Мусаевна Тазиева, две ее дочери, Зарета и Пятимат, сын Аслан Мусаевич, его жена и три малолетних дочери (четыре года, три года и полтора года).
Взрослым удалось уговорить сотрудников силовых структур отвести детей к соседям. До этого они не разрешали посадить детей даже в свои машины, а когда давали согласие увести детей, сказали : «Отведите, если они не побоятся и запустят к себе ваших детей». Остальные члены семьи Тазиевых вынуждены были провести на улице несколько часов.
В первую очередь сотрудники УФСБ осмотрели дом. При этом они заставляли вначале входить в комнаты Аслана Тазиева, привязав к его шеи веревку.
Когда сотрудники спецслужб убедились, что в доме больше никого нет, они уехали. Кто-то из «силовиков» сказал перед уходом, что у них была информация о том, что в доме находятся боевики.
В дальнейшем обыск в доме Тазиевых продолжили сотрудники МВД РИ. Тазиевы утверждают, что именно после их досмотра, больше напоминавшего погром, из дома исчезли ценные вещи (ювелирные изделия и деньги в рублях и валюте) и документы.
Старший сын Лидии Тазиевой, Асхаб Мусаевич Тазиев, живущий по соседству, в течение времени, пока шел обыск, не мог пройти сквозь оцепление, несмотря на то, что является сотрудником МВД РИ.
Необходимо заметить, что и его младший брат, Аслан, до недавнего времени также работал в МВД РИ.
Третий сын Лидии, Али Мусаевич Тазиев, тоже служил в милиции, но пропал без вести 10 октября 1998 года. В тот день он вместе со своим напарником, Ахмедханом Джандиговым, находился в охране замглавы ЦРП В.П. Фатеевой. Все они были похищены боевиками. В 2000 году боевики отпустили В.П.Фатееву; в 2001 году был найден труп убитого Ахмедхана Джандигова. В том же, 2001 году, Назрановский районный суд, принимая во внимание показания В.П. Фатеевой, вынес решения считать Али Тазиева умершим.
В 2002 году в месяц Уразы отец Али, Муса Тазиев, провел похороны сына в соответствии с обычаями ингушей. В 2003 году Муса Тазиев умер.
В 2004 году, после нападения боевиков на Ингушетию, в СМИ с подачи МВД РИ стала распространяться информация о том, что одним из руководителей нападения был некто бывший сотрудник МВД РИ Али Мусаевич Тазиев, считавшийся пропавшим без вести. Эту информацию сотрудники МВД получили в ходе допроса одного из задержанных участников июньского нападения. Однако, как удалось выяснить, боевика допрашивали с применением пыток. В ходе допроса он заявил, что руководил нападением, некто «Магас», а когда ему показали фотографию Али Тазиева для опознания «Магаса», ответил утвердительно. До этого времени официальные силовые структуры РФ утверждали, что полевым командиром с позывным «Магас», является житель Ингушетии, Магомед Евлоев (очень распространенная сочетание имени и фамилии в Ингушетии).
В 2005 году в дом Лидии Тазиевой приезжали следователи, которые утверждали, что на имя Али получен паспорт нового образца и получена квартира, а также этот неизвестный пользуется льготами, как героя России. Лидия Тазиева заявила, что ей ничего неизвестно об этом и попросила рассказать поподробнее. Следователь отказался сообщать что-нибудь еще до тех пор, пока не будут выяснены все детали этого загадочного дела. С тех пор в дом к Тазиевым никто из сотрудников силовых структур не приходил.
После того, как ее пропавшего без вести сына стали считать полевым командиром «Магасом», в январе 2005 года с пенсии Лидии Тазиевой сняли незначительную надбавку, которую она получала за сына, официально признанного умершим. Лидии Тазиевой не удалось получить компенсационные выплаты (т.н. «черезвычайку»), положенные Али как сотруднику МВД. Младшего сына, Аслана Тазиева, работавшего в МВД, вынудили уволиться.
Очевидно, что обыск в доме напрямую связан с тем, что Али Тазиева считают командиром боевиком, приближенным Шамиля Басаева.
Лидия Тазиева и ее дети не верят в то, что Али Тазиев жив и находится среди боевиков. С тех пор как он пропал они не имели от него никакой информации, а если бы Али был жив, за столько лет, он обязательно дал бы о себе знать, считает его мать.
Последействия обыска-погрома Тазиевы сняли на видеокамеру. С заявлениями на незаконные действия сотрудников правоохранительных органов, проводивших обыск, Тазиевы обратились в ГОВД и прокуратуру г. Назрань. Аналогичные заявления были написаны в правозащитные организации «Машар», «ЧКНС» и ПЦ «Мемориал». В своих заявлениях Тазиевы требуют также, чтобы им были возвращены украденные ценные вещи, деньги и документы.


Информация Представительства ПЦ "Мемориал" в Назрани.