Иван Надеждин. Приглашение на «белый танец». В Брянском театре драмы им. А.К. Т

30.05.2007

Иван Надеждин. Приглашение на «белый танец». В Брянском театре драмы им. А.К. Толстого с большим успехом прошла премьера пьесы нашего давнего автора полковника запаса Николая ИВАНОВА «Белый танец» (Вера. Надежда. Война).

Впервые за много лет гражданский театр обратился к теме событий на Северном Кавказе. Конечно, можно не замечать их и дальше, делать вид, что боестолковения с бандами террористов не касаются российских граждан, но… Но «сердца, не занятые нами, с успехом займет наш враг». Классика. Вспомним в этой связи массированную пропаганду продудаевских СМИ в конце девяностых. Чуть ли не героями выглядели в них всевозможные бригадные генералы, полевые командиры и даже командующие фронтами! С каким пренебрежением отзывалась либеральная пресса о российских войсках, словно это была армия чужого им государства. По большому счету, первую чеченскую кампанию мы все проиграли в первую очередь информационно. И получили вскоре нападение на Дагестан, второй этап боевых действий в новой контртеррористической операции, новые потери как среди солдат, так и мирного населения.

     Надо отдать должное писателям – пусть и не в равной степени достоверно и художественно, но они откликнулись на «кавказскую» тематику мгновенно и достаточно активно. Особое место в этой теме заняли кино- и телесериалы. Зазвучали песни – пусть порой и трансформированные из «афганских». Театр же дольше других молчал, драматургия обращалась больше к проблемам «голубого» и «розового», чем к тому, чем жили все эти годы народ и страна.

     И вот Брянский театр драмы им. А.К. Толстого (руководитель – заслуженный работник культуры РФ В.А. Макаров) решился: 20 апреля состоялась премьера спектакля «Белый танец». На афише его название имеет подзаголовок – «Вера. Надежда. Война». И совсем не случайно вместо привычной Любви поставлено это страшное слово: из трех сестер от войны более всего как раз Любви достается, и, как признается командир разведгруппы Иван Штурмин, «итог войны определяется, к сожалению, не количеством взятых высот, а количеством женщин, не дождавшихся с войны своих мужчин». В то же время офицера во время боевых действий на белый танец может пригласить только одна дама – война. И у тех, кто носит погоны, нет права и возможности от этого приглашения отказаться. И от того, как станцуется этот танец, зависит судьба.

     Автор взял одну из самых драматических страниц нашей кавказской эпопеи – август 1996 года, когда молниеносное подписание генералом А. Лебедем так называемого мирного Хасавюртовского соглашения застало врасплох не только командование группировки войск на Северном Кавказе, но и многих разведчиков, действовавших в тылу бандформирований и мгновенно поставленных как бы вне закона. Так они и выходили на свои базы – не имея права обороняться, через многочисленные кордоны совместных комендатур и прочих заслонов. Многие погибли, так и не поняв, за что их предали. И, как сказал Бауди, чеченец-разведчик, очищающий вместе с войсками «свой дом от плесени», если бандиту оставить оружие, он от этого не становится солдатом. Так и получилось: вскоре новоявленные сепаратисты совершили рейд на Дагестан, желая распространить террор на весь Северный Кавказ, на всю Россию.

     В пьесе опять же впервые исследуются взаимоотношения контрактников, пришедших воевать вроде за деньги, а на деле спасающих своим опытом необученных бойцов. И основным рефреном спектакль пронизывает мысль: мы здесь воюем НЕ против Чечни, а ЗА Россию.

     А еще пьеса о любви. О том, кто и как провожает на Кавказ своих женихов и мужей. Как умоляют вернуться, и эти мольбы в какие-то моменты даже мешают достойно выполнять солдатский долг: ради возвращения один из героев готов идти на предательство, лишь бы снова пройтись с любимой по берегу моря. Главный герой спектакля капитан Штурмин с горечью восклицает: «Какой же поганой становится война, когда в нее втягивают и женщин».

     Состояние, в котором оказалась разведгруппа, находящаяся в тылу бандитов, автор и режиссер (Борис Ярыш) передают через капитана-вертолетчика, в любой момент готового лететь на выручку разведчикам, которых выбросил в горах. «И пусть мне по возвращении не дадут места для посадки, но я должен их забрать обратно!» Не случайно именно он, вроде второстепенный персонаж спектакля, становится Героем России. И, показывая Золотую Звезду подавшему рапорт на увольнение капитану Штурмину, летчик говорит: «Она наполовину твоя. И мы, русские офицеры, не должны отдавать на поругание ни своих погон, ни своей чести, ни Отечества». И капитан, вроде уже снявший с груди жетон с личным номером, в конце спектакля вновь возвращает его на место. Не ярмом на шею, нет: как говорит солдатик-посыльный, если «такие офицеры, как Штурмин, останутся в армии, то мы победим в любой войне».

     Наверняка к данной теме со временем обратятся и другие театры, но первые все равно останутся первыми. Брянский театр драмы – из их числа.


Газета Красная Звезда