Ольга Александрова, Андрей Черваков. За воронежские взрывы дали пожизненное. Верховный суд согласился с приговором Мосгорсуда.

31.08.2007

Ольга Александрова, Андрей Черваков. За воронежские взрывы дали пожизненное. Верховный суд согласился с приговором Мосгорсуда.
Вчера Верховный суд РФ подтвердил решение Мосгорсуда, приговорившего к пожизненному заключению троих организаторов терактов в московском метро - Тамбия Хубиева, Мурада Шаваева и Максима Панарьина. Подсудимый Панарьин также признан виновным в организации ряда взрывов на воронежских остановках в 2004 году. Хотя сам он на суде отказался от причастности к ним, а защита намерена обжаловать приговор в президиуме Верховного суда. Впрочем, гособвинение уверено, что у осужденных нет шансов на смягчение приговора.
Кассационная коллегия Верховного суда слушала гособвинителя Александра Кублякова по уголовному делу Тамбия Хубиева, Мурада Шаваева и Максима Панарьина более пяти часов и около часа совещалась. В результате приговор Мосгорсуда о пожизненном заключении, вынесенный в феврале нынешнего года, был оставлен без изменений. Подсудимые признаны виновными в терроризме, убийствах, незаконном ношении и хранении взрывчатых веществ и оружия, их изготовлении, а также в организации преступного сообщества. Процесс по делу террористов проходил в закрытом режиме. Журналистов пустили только на оглашение резолютивной части приговора.
Александр Кубляков, комментируя исход заседания, сообщил, что удовлетворен решением высшей судебной инстанции. Несмотря на то что адвокаты подсудимых заявили намерение обжаловать приговор в связи с «многочисленными процессуальными нарушениями, допущенными в ходе следствия», представитель Генпрокуратуры уверен, что никаких шансов у обвиняемых нет. «Не думаю, что при таких доказательствах, которые добыты следствием, у подсудимых есть хоть какой-то шанс», - сказал господин Кубляков после оглашения приговора.
Таким образом, суд счел доказанным, что Тамбий Хубиев и Максим Панарьин прошли курс диверсионной подготовки в лагере «Кавказ», а затем по приказу чеченских полевых командиров Шамиля Басаева и Хаттаба подготовили и совершили с использованием смертников 6 февраля 2004 года взрыв в вагоне электропоезда на перегоне между станциями московского метрополитена «Автозаводская» и «Павелецкая» и 31 августа того же года - теракт у станции метро «Рижская» (пристав Шаваев привез им взрывчатку с Северного Кавказа). Кроме того, подсудимые организовали серию взрывов на остановках общественного транспорта в Воронеже и Краснодаре. В Воронеже было совершено четыре теракта, в результате которых пострадали девять человек и один погиб: 19 февраля, 19 и 27 июля 2004 года на остановках «Военный городок» (Северный микрорайон), «Институт генетики» на улице Ломоносова (СХИ) и на пересечении улиц Антонова-Овсеенко и 9-го Января, а также 26 января 2005 года на остановке «ДК Машиностроителей».
Организатором взрывов в столице Центрального Черноземья признан Максим Панарьин, который был задержан в интернет-кафе на улице 9 января совместными усилиями воронежских и федеральных чекистов 8 мая 2005 года. Во время следствия он в подробностях рассказал, как готовились теракты, признался в том, что сам собрал три взрывных устройства, сработавших на остановках, показал арсенал боеприпасов в одной из лесопосадок города. Впрочем, в суде Максим Панарьин отказался от своей причастности к воронежским взрывам.
Из троих подсудимых свою вину полностью признал только Тамбий Хубиев, защитники остальных намерены обжаловать приговор как в надзорном порядке, так и в Европейском суде по правам человека в Страсбурге. «Мы надеемся на положительный исход дела в евросуде», - сказала адвокат Максима Панарьина Наталья Алешина. «Хубиев просит приговор изменить, снизив ему срок наказания. Панарьин считает, что не нашло подтверждения обвинение в убийстве, сопряженном с насилием, и отмечает, что суд не учел смягчающих обстоятельств, не отразил их в приговоре, а именно - способствование изобличению других участников преступления», - сообщила госпожа Алешина.
Защитник потерпевших Игорь Трунов назвал позицию Максима Панарьина «странной». «Он же показывал в Воронеже схрон с боеприпасами, собирал в рамках следственного эксперимента взрывное устройство, которое было приведено в действие в городе», - выразил свое недоумение господин Трунов. Он рассказал, что его доверители от процесса не получили ничего, кроме морального удовлетворения, поскольку 6 млн рублей, которые суд постановил взыскать с осужденных в пользу пострадавших, являются «виртуальной компенсацией». «Наше уголовно-исполнительное законодательство таково, что получить с осужденных деньги практически невозможно», - заявил адвокат. Вместе с тем он заверил, что потерпевшие подадут в суд 50 гражданских исков на сумму 35 млн рублей к правительству Москвы, которое обязано компенсировать моральный вред согласно закону «О борьбе с терроризмом», который действовал на момент совершенных терактов. Интересы потерпевших из Воронежа, как пояснил Игорь Трунов, в ходе процесса совершенно никто не отстаивал. «Я, к сожалению, не имею возможности представлять пострадавших из другого региона, поскольку в таком случае мне необходимо отправляться в длительные командировки для сбора доказательств. Отмечу, что уголовное дело я веду бесплатно», - пояснил адвокат.
КТО ВЗРЫВАЛ ОСТАНОВКИ В ВОРОНЕЖЕ
Максим Панарьин родился в Будапеште в семье военнослужащего. После вывода советских войск из Венгрии семья Панарьиных переехала в Ростовскую область. Там Максим Панарьин и связался с ваххабитами. Под их влиянием он принял ислам и отправился в Чечню, где прошел спецподготовку в лагере известного террориста Абу-Дзейта (Маленького Омара, Абу-Омара Кувейтского). Потом его приняли в славянскую группу так называемого карачаевского джамаата, которым руководил Ачимез Гочияев, разыскиваемый с 1999 года за взрывы жилых домов. Следствием установлено, что с 1999-го по 2002 год Панарьин принимал участие в боевых действиях в Чеченской республике. В частности, он входил в группу, совершившую нападение на колонну пермского ОМОНа и псковских десантников. Затем по заданию одного из лидеров бандформирований, некоего Глоова, в конце 2003 года Максим Панарьин прибыл в Воронеж, где организовал и провел серию взрывов на остановках общественного транспорта. Согласно показаниям арестованного, в общей сложности планировалось совершить 15 терактов. Указания о проведении взрывов Панарьину давали лично Глоов и амир карачаевского джамаата Николай Кипкеев.


Газета Коммерсант