ПУБЛИКАЦИИ О КОНФЛИКТЕ В ЧЕЧНЕ

03 июня 2000 г., Маршо

„Нас бомбили средь белого дня"

 

Это было 19 октября 1999 года. Ни в Урус-Мартане, ни в районе не было никаких боевых действий. Какие-то столкновения между федеральными войсками и масхадовскими отрядами шли где-то на Терском и Сунженском хребтах. По расстояниям в Чечне, это — очень далеко. И мы были спокойны. Многих из нас не насторожил даже вид подлетающих самолетов. Наоборот, хотелось разглядеть, куда они летят, какие они на вид.

Неожиданно самолеты начали пикировать на юго-восточную часть города, где мы живем. Это было примерно в 12.25. Многие растерялись. Началась паника. Кричали женщины и дети. Мужчины хватали их за руки и старались затащить хоть в какое-то укрытие: то ли в подвал, то ли просто в дом, чтобы хоть стены защищали от осколков. Сделать это было не просто, поэтому, как позже выяснилось, среди убитых и раненых мужчин оказалось во много раз больше.

Разрывы бомб и ракет заглушали рев самолетов проносящихся над нашими головами, выбрасывая очередную партию смертельного груза. Уверены: летчики — не слепые люди, и они прекрасно видели, что бомбят вполне мирные улицы, где нет никаких промышленных объектов, сооружений, казарм, а тем более ничего такого, что могло бы быть использовано в военных целях. Авиация убивала нас, ни в чем неповинных людей, и разрушала наши дома, уничтожала наше имущество, скот — все то, что мы нажили.

Самолеты улетели также неожиданно. Но в наших ушах и головах еще долго стояли грохот и вой. Мы не могли поверить в тишину. Когда наконец мы вышли из укрытий, перед нашими глазами была ужасная картина. Наши дома — частично или полностью — были разрушены. Кричали и звали на помощь раненые...

Уже через час мы знали результаты бомбардировки. Шесть человек были убиты. Это—69-летняя Аминат Абубакарова, пятидесятилетний Ваха Целцаев, 58-летний Махарби Лорсанов, 26-летние Апти Абубакаров и Якуб Исраилов, 20-летний Михаил Лорсанов. 15 человек получили ранения. Среди них - лятнадцатилетняя Хеда Хасаева, 62-летняя Хижан Тазбиева, 28-летняя Раиса Вахидова, 17-летняя Мадина Адаева. Остальные раненые — мужчины в возрасте от 70 до 22 лет.

Авиаудар пришелся по следующим улицам: Трудовая, Достоевского. Больничная, Первомайская, Черняховского, Орджоникидзе. Было разрушено и повреждено больше ста домов. Погибло много домашних животных: коров, овец, птица. В полную негодность были приведены газопровод и линия электропередачи. Кстати, их не восстановили по сегодняшний день. Ни единым гвоздем не помогли тем, чьи дома были разрушены.

В первый день мы все находились в шоке. Но уже со второго дня мы стали ощущать последствия того, что с нами произошло. Пока хоронили умерших, доставляли в больницы раненых, те же женщины и дети или бились в страшной истерике, или падали в обморок. Одна женщина умерла от инфаркта...

Всего 43 подписи.