13-19 декабря 2001 г., Общая Газета №50

Адлан Магомадов не Пушкин и не Лермонтов

Чеченского полпреда вызвали на дуэль

Бахтияр Ахмедханов

В минувшую пятницу представитель президента в Южном округе Виктор Казанцев заявил, что операция в Чечне закончится весной 2002 года. Представитель Чечни в Москве Адлан Магомадов пошел дальше: по его мнению, долгожданный мир может наступить гораздо раньше, но, правда, теоретически. С г-ном Магомадовым встретился наш корреспондент.

- Ситуация в республике успокоится уже через три месяца - но при условии, что вся полнота власти будет передана Ахмаду Кадырову. До тех пор пока в Чечне независимо друг от друга командуют всевозможные генералы, война будет продолжаться. Другое условие: чеченская милиция должна комплектоваться из местных жителей, а не из прикомандированных, многие из которых приезжают к нам на заработки.

- А что это за переговоры идут с боевиками?

- Чьи-то игры. Говорить надо не с марионетками в горах, а с кукловодами, сидящими в теплых кабинетах.

- Кстати о кукловодах. Неделю назад одна московская газета назвала вас одним из них - не прокомментируете?

- В 1998 году сотрудниками масхадовского ДГБ (Департамент госбезопасности) был похищен мой брат, Магомед-Арби Магомадов, которого родственники отбивали буквально с боем. За освобождение требовали: или 300 тысяч долларов, или двести автоматов, или вашего покорного слугу. В следующем году попытались похитить другого моего брата, Абдуллу Магомадова, - при этом он был серьезно ранен в руку и ногу. Другой брат, Лечи Магомадов, возглавляет республиканское ГИБДД, а до этого назначения руководил отделением в ГИБДД России. В 2000 году бараевские облили бензином и дотла сожгли отцовский дом в Алхан-Юрте, а в 1996-м я вошел в первую десятку в списке лиц, подлежащих уничтожению. Это о моих отношениях с боевиками. Теперь скажу то, что не говорил еще никому из журналистов. В статье, о которой вы упомянули, сказано еще о связях с бандитами моего младшего брата, Юнуса Магомадова. Так вот: контакты Юнуса - кстати, бывшего работника милиции - с полевыми командирами были санкционированы российскими силовиками на самом высшем уровне. Благодаря моему брату из плена были освобождены около 100 заложников, а теперь он стал никому не нужен. Его использовали и бросили - как это у нас и бывает. И это ложь, что Юнус живет в Москве нелегально - он зарегистрирован в моей служебной квартире.

И еще: за период с 1997 по 2000 годы с моей помощью освобождено 13 заложников. Это официальная цифра, а на самом деле - около 50 человек. В свое время меня приглашали в ГУБОП и просили "общаться" с теми элементами, что в горах. Я тогда официально попросил поставить на прослушку все мои телефоны, но мне отказали - сказали, дорогое удовольствие.

- Расскажите о тех, "кто в горах". Там есть люди, с которыми можно говорить?

- В 1996-м нас предали и бросили. Все, кто мог, уехали. Остались бандиты. Бандитами стали и многие из тех, кто были порядочными людьми, - чтобы выжить. Есть там и те, кто ушел в лес по нашему заданию. Эти люди - настоящие герои. Благодаря им мы сохранили наши семьи и имели возможность получать упреждающую информацию.

На той стороне баррикад есть наши люди, их судьба поистине трагична. Они бы давно вернулись к мирной жизни, будь у них уверенность в том, что им сохранят жизнь. Есть факты, когда люди, которых мы сами убедили сложить оружие, через месяц-полтора бесследно исчезали или были просто уничтожены. Таких от 200 до 250 человек, и эта цифра была озвучена недавно главой республики.

- У вас нет ощущения, что вас могут предать в третий раз?

- Каждый день думаю об этом. Предадут - ну что ж, нам ничего не останется, как всем вернуться домой, взять автоматы и самим довести дело до конца. Бараев был моим злейшим врагом, а наши фотографии в газете поместили рядом.

- Так подайте в суд!

- Не хочу отвлекать судей от серьезных дел. К тому же те, кто заказал и проплатил публикацию, мне известны.

- Вам часто угрожают?

- Часто. Доходит до смешного - звонит недавно один и говорит: ты кадыровский, я масхадовский, поехали в лес стреляться. Я посмеялся и повесил трубку. Что я - Пушкин или Лермонтов?

- Чем чаще всего приходится заниматься?

- Помогать людям. В основном, устраиваем на лечение - за 9 месяцев устроили 500 человек. Это не только чеченцы, это все, кто живет и жил в республике. Недавно за помощью приезжали две русские женщины из Ярославля, до 1998 года они жили в Чечне.