25 марта 2001 года

25 марта в 5.00 сотрудники ОМОН временного отдела внутренних дел (ВОВД) Ленинского района г. Грозный задержали в одной из квартир дома на ул. Дербентская Аслана Мусаевича Оздоева, 1976 г. р., гостившего у своих родственников.

Бойцы ОМОН объяснили свои действия тем, что к ним якобы поступила информация о нахождении данном доме боевиков. Из него, кроме А. Оздоева, были увезены все жильцы второго подъезда: три женщины в возрасте, примерно, сорока лет и двое мужчин, младший из которых оказался несовершеннолетним.

Из ВОВД Октябрьского района, куда были доставлены задержанные, женщин отпустили сразу после проверки документов. Чуть позже оказались на свободе и мужчины. Задержанным остался только Аслан Оздоев.

Работники милиции интересовались, почему он, ингуш по национальности, оказался в Чечне. Вопросы они сопровождали избиениями и угрозами. При этом они подчеркивали, что освободят его, если он сдаст автомат.

После допроса задержанный был помещен в так называемый “обезьянник”: в камеру с размерами два метра в длину и в ширину, с двухъярусными нарами. В ней нестерпимо пахло мочой и хлоркой, полы и стены были забрызганы кровью.

В камере находился еще один задержанный, двадцати пятилетний Узбек Джабраилов, уроженец с. Валерик Ачхой-Мартановского района. Он был задержан, когда на принадлежащем ему легковом автомобиле проезжал по одной из ул. Октябрьского района г. Грозный. По словам У. Джабраилова, он случайно встретил военных, проводивших здесь “зачистку”. Они остановили его, вытащили из машины и, избив прикладами автоматов, отвезли в ВОВД Октябрьского района.

Узбек Джабраилов рассказал А. Оздоеву, что во время допросов сотрудники ВОВД сломали ему ребра и повредили внутренние органы. Ему предложили свободу, но в обмен на шесть тысяч рублей и сорок литров вина.

Через некоторое время к зданию ВОВД подошли соседи Аслана Оздоева по дому. Они потребовали освободить парня, при этом женщины подняли шум. В камере, в которой находились задержанные, было слышно, как сотрудники милиции заявили в ответ, будто, проверив документы, уже отпустили его. Люди могли бы поверить им и разойтись, поэтому А. Оздоев начал кричать. При этом он успел назвать себя и попросил помочь выйти на свободу.

Сотрудники милиции, в ответ на крики заскочили в камеру и стали избивать А. Оздоева. Они приковали наручниками ему руки к стулу. Затем принесли какой-то аппарат и стали крутить его ручку. Отходящие от аппарата провода они подвели к паху и половому органу парня. Его ударило током.

Эта процедура повторялась четыре раза с интервалом в пять минут. Теряющему сознание Аслану, милиционеры задавали издевательские о наличии и количестве боевиков в Назрани. После пытки током, А. Оздоев был избит прикладами автоматов.

Люди, собравшиеся у здания ВОВД, тем временем продолжали требовать освобождения задержанного. Они пригрозили, что обратятся в прокуратуру. Видимо, это возымело действие. Около 19.00 Аслан Оздоев и Узбек Джабраилов были освобождены. Когда они выходили из здания ВОВД, его сотрудники потребовали от них, чтобы они молчали об избиениях и пытках, которым их здесь подвергали.

На второй день, то есть 26 марта, забрав во временном отделе внутренних дел оставшийся там паспорт, Аслан Оздоев вернулся в Ингушетию.

Информация Представительства ПЦ “Мемориал” в Назрани.