13 апреля 2002 года

13 апреля в п. Кирова Заводского района г. Грозного федеральными силами была проведена специальная операция по проверке регистрации людей по месту жительства и выявлению участников вооруженных формирований ЧРИ.

В спецоперации, помимо военнослужащих, принимали участие сотрудники ОМОН УВД по Чеченской Республике, командированные из Тюмени. Лица почти всех, сотрудников милиции и военнослужащих были скрыты под масками, входя в дома участники "зачистки" не представлялись (нарушение пункта 3 приказа № 80 командующего ОГВ (с) В. Молтенского).

При проведение спецоперации присутствовал глава администрации Заводского района Муса Алаудинов. Вместе с тем, представители совета старейшин п. Кирова допущены не были.

Почти на всех бронемашинах и автотранспорте, задействованных в ходе проведения спецоперации, бортовые, башенные и регистрационные номера были скрыты (нарушения пункта 4 приказа).

В ходе проведения "зачистки" было отведено специальное место, куда доставлялись жители п. Кирова мужского пола, для последующей проверки. По окончанию спецоперации 24 жителя п. Кирова и два жителя п. Черноречье были доставлены в Заводской ВОВД г. Грозного.

Опасаясь за судьбу своих близких, родственники задержанных (около 200 человек), собрались на стихийный митинг, на котором было принято решение отправиться в Заводской ВОВД г. Грозного. При этом глава администрации Заводского района М. Алаудинов пытался успокоить и отговорить людей от принятого ими решения. Однако его никто не послушался. Добравшись до здания, где располагается Заводской ВОВД г. Грозного и комендатура Заводского района г. Грозного, жители п. Кирова стали требовать от сотрудников силовых структур освобождения своих близких. При этом они отказывались расходиться до тех пор, пока не будут отпущены все задержанные в ходе спецоперации. В этот же день, были освобождены 13 человек. Кроме того, в этот же день стало известно о том, что четыре жителя п. Кирова из числа задержанных, а именно Адам Баталов (освобожденный на следующий день), Рустам Галаев (освобожден на третий день), Саид-Амин Салманович Муртазалиев (освобожден на второй день), Ислам Зугараев (сведений о его дальнейшей судьбе ПЦ "Мемориал" не располагает), были увезены сотрудниками чеченского ОМОНа.

На следующий день из Заводского ВОВД г. Грозного были освобождены еще пятеро жителей п. Кирова.

Желая выяснить судьбу оставшихся задержанных четырех жителей п. Кирова: Адама Баудиновича Галаева, 1981 г. р., проживающего по адресу: г. Грозный п. Кирова, ул. Зеленая, 6; Али Сулумбековича Хамаева, 1968 г. р., проживающего по адресу: г. Грозный п. Кирова, ул. Гризодубова, 10; Сосланбека Зелимхановича Татаева, 1982 г. р., проживающего по адресу: г. Грозный п. Кирова, ул. Литовская,4; Султана Хасановича Эдильгириева, местные жители опять собрались около здания ВОВД и комендатуры Заводского района.

16 апреля были освобождены А.Б. Галаев и А.С. Хамаев, которые находятся в тяжелом состоянии, вследствие применения в отношении них пыток и истязаний. Отец А.Б. Галаева утверждает, что его сына пытали при помощи электрического тока, пытаясь заставить признаться в совершении подрыва БТРа в п. Кирова 5 апреля 2002 года.

18 апреля был освобожден С.З. Татаев. На конец апреля С.Х. Эдильгириев не освобожден.

Следует отметить, что 15 апреля 2002 г. по местному телевидению в связи с проведенной в п. Кирова спецоперации выступил глава администрации Заводского района М. Алаудинов, сообщив телезрителям о том, что указанная спецоперация прошла в строгом соответствии с законом и жалоб со стороны жителей п. Кирова в связи с ее проведением не поступало.

Однако в консультационный пункт Правозащитного центра "Мемориал" г. Грозного с заявлениями по поводу необоснованных задержаний обратились родственники А. Хамаева, С. Татаева, И. Зугараева.

Информация Представительства ПЦ "Мемориал" в Назрани.