В ночь с 27 на 28 апреля представители силовых структур РФ во время проведения адресных мероприятий в пос. Кирова Заводского района г. Грозный задержали четырех человек: Таус Ахмедовну Магомедову, 1954 г. р., проживавшую по адресу: ул. Ученическая, д. 6, кв. 3; Исмаила Кагерманова, 1973 г. р., проживавшего по адресу: ул. Ученическая, д. 1 кв. 4; Эдика Саламовича Галаева, 1975 г. р., проживавшего по адресу: ул. Ангарская, 12; и Рустама Умаровича Галаева, 1979 г. р., проживавшего по адресу ул. Ученическая, д.3, кв. 7.

При задержании Исмаила Кагерманова военные заявили его жене, что ей придется "платить калым" за мужа.

О задержании Таус Магомедовой соседи узнали только утром от ее девятилетней дочери Азизы. По ее словам, в дом вошли несколько человек в камуфляжной форме и масках, у одного из них на голове была еще и кепка. Неизвестные силой вывели Т. Магомедову из дома, а затем устроили в квартире обыск, в ходе которого исчезли все документы, включая паспорт задержанной, домовую книгу, метрические справки дочери, и справку о гибели Таус сына.

В то же время, представители силовых структур РФ провели несанкционированный обыск в доме местного муллы Хамзата Хамидова, в ходе которого были изъяты шесть экземпляров Корана. После настойчивых просьб муллы три Корана были возвращены владельцу.

Участники операции ушли из поселка, уводя с собой задержанных, пешком, в сторону пустыря, откуда вскоре послышался шум отъезжающих машин.

Родственники задержанных и похищенных людей, в основном – женщины, утром 29 апреля осадили здания прокуратуры и военной комендатуры Грозного с требованием немедленно организовать поиски Таус Магомедовой, Исмаила Кагерманова, Эдика Саламовича Галаева и Рустама Умаровича Галаева. По имеющейся информации, сотрудники прокуратуры по факту похищения жителей пос. Кирова возбудили уголовное дело.

Однако это не удовлетворило родственников пропавших людей, которые потребовали встречи с членами правительства Чечни и военными.

Около 15.00 стало известно, что заместитель военного коменданта республики Сулим Юнусович Цуев обязал коменданта Грозного Филатова выйти к митингующим и выслушать их.

Однако Филатов к людям не вышел. Перед наступлением комендантского часа женщины вынуждены были вернуться домой, не имея достоверной информации о судьбе похищенных людей.

В ту же ночь из пос. Кирова был увезен еще один человек - Насруди Пагалов, 1969 г. р.

30 апреля около 9.00 около трехсот жителей пос. Кирова пришли к району так называемой автобазы, где находятся здания правительства ЧР, военной комендатуры и прокуратуры республики. Российские военнослужащие, несущие здесь дежурство, мгновенно закрыли ворота перед автобазой изнутри, а затем выдвинули сюда бронетехнику.

Когда стало очевидным, что к дому правительства люди не будут допущены, они перекрыли движение по Старопромысловскому шоссе, а также въезды и выезды к административным зданиям. Женщины при этом держали в руках плакаты со следующими надписями: "Требуем суда над похитителями и убийцами наших детей"; "Прекратите беспредел в Чечне"; "Верните нам наших детей".

Российские военнослужащие, открыв огонь из автоматического оружия над головами протестующих жителей пос. Кирова, попытались прорваться к воротам, но после того, как на них набросились с кулаками женщины, вынуждены были отступить.

Ситуация была разряжена мэром г. Грозный Олегом Житковым, прибывшим к месту событий. Митингующие рассказали ему о творящемся в их населенном пункте беззаконии и пропустили к зданию правительства. Однако он был предупрежден о том, что дорога не будет разблокирована до тех пор, пока представители власти не предпримут срочных мер по поиску похищенных людей.

Вскоре к толпе ожидавших ответа вышел Хизир Тепсаев, заместитель начальника УВД ЧР. На вопрос, почему власть, которую он представляет, не препятствует похищению людей, Х. Тепсаев сказал следующее: "Все, чего мы добились за эти два года, - это проведение совместных "зачисток". Военные утверждают, что мы ничего не можем, так как нам не доверяет наш собственный народ". Обращаясь к жителям пос. Кирова, он попросил о помощи местным правоохранительным органам в наведении в республике порядка. "Вы должны нам помочь, нам нужно ваше доверие" - сказал Х. Тепсаев.

Его речь прерывалась криками тех, кто требовал предпринять конкретные шаги по поиску похищенных жителей поселка вместо того, чтобы попусту болтать. Заместитель начальника УВД ЧР реагировал на них болезненно, а затем попытался перевести гнев людей на правозащитников. Разглядев в толпе сотрудников Правозащитного центра "Мемориал" он стал делать оскорбительные выпады в их адрес. Х. Тепсаев, например, указывая на них пальцем, заявил, что правозащитники "на крови и горе людей зарабатывают деньги". На вопрос, кто эту кровь все же проливает, он ответить так и не сумел.

В это время на территории автобазы в здании правительства проходило совещание, организованное начальником Генерального штаба вооруженных сил РФ А. Квашниным. На совещании присутствовали все руководители силовых структур республики, а также члены правительства во главе с А. Кадыровым. Там же находился и губернатор Саратовской области Д. Аяцков, после окончания совещания собиравшийся навестить своих земляков, проходящих службу в Чечне.

Пикет на дороге и блокада митингующими корпуса административных зданий не помешали проведению совещания, так как и А. Квашнин, Д. Аяцков вместе с А. Кадыровым и В. Молтенским, командующим ОГВ (с), прибыли на него вертолетом.

Жители пос. Кирова составили текст обращения к А. Квашнину с требованием усилить контроль над проведением специальных операций в республике, не допускать незаконного увода людей и последующего их исчезновения, покончить с порочной практикой выкупа задержанных и трупов, используемой российскими военнослужащими. Для переговоров с А. Квашниным были отобраны из числа митингующих несколько человек, в основном - женщины, родственницы похищенных людей.

До окончания совещания они находились в кабинете заместителя председателя правительства ЧР Яна Сергунина. Анатолий Квашнин заглянул туда, но, видимо, передумав встречаться с делегацией, спустился вниз, к журналистам. Женщины, подождали немного, а потом, поняв, что начальник генерального штаба разговаривать с ними не хочет, также спустились вниз. Во дворе административного корпуса они увидели А. Квашнина, разговаривавшего с журналистами. Рядом с ним стоял В. Молтенской.

Женщины подошли к ним и завели разговор о задержанных в их поселке людях и необходимости их освобождения. Была затронута и тема бессудных казней, торговля трупами, в которых, как правило, виноваты силовые структуры РФ. Приводились и конкретные примеры.

Однако А. Квашнин стал рассказывать о видеокассетах, на которых запечатлены сцены пыток боевиками своих пленных. Здесь же он заявил и о возможной гибели Шамиля Басаева.

После того, как генерал высказался, женщины настойчиво потребовали найти и вернуть их родственников, не виновных ни в одном из описанных им преступлениях. А. Квашнин вспылил, и весь свой гнев обрушил на журналистов, которые, как он выразился, обрадовались "жареным фактам". Он потребовал от них убрать видеокамеры и диктофоны. Приказ был немедленно выполнен. Начальник генерального штаба вооруженных сил РФ и сопровождавшие его лица затем улетели на вертолете в сторону Ханкалы. Никаких распоряжений о поиске и освобождении жителей пос. Кирова он не дал.

Митингующие сняли осаду здания правительства Чечни и разошлись по своим домам после того, как Я. Сергунин пообещал предпринять исчерпывающие меры по поиску похищенных жителей пос. Кирова.

В последующие два дня он помог проверить изоляторы временного содержания (ИВС) г. Грозный, где задержанные могли бы находиться. Но поиски в местах официального содержания задержанных, к которым относятся ИВСы, ни к чему не привели.

3 мая утром Я. Сергунин пообещал повезти родственников пропавших людей на российскую военную базу в Ханкале. Люди собрались у здания правительства и ожидали его. Здесь к ним присоединились жители с. Октябрьское Грозненского (сельского) района. Вновь прибывшие сообщили, что накануне ночью сотрудники силовых структур РФ увезли двенадцать их односельчан. Шесть из них якобы являлись работниками правоохранительных органов ЧР.

Ян Сергунин так и не вышел из здания, но через некоторое время жители пос. Кирова были приглашены в прокуратуру на опознание трупов, которые были найдены в развалинах домов по Петропавловскому шоссе в Ленинском районе г. Грозный.

Вместе с обезглавленными трупами Ислама Кагерманова, Рустама Галаева и Насруди Пагалова был опознан и труп 18-летней девушки. Имя убитой нам не известно, но удалось узнать, что она является жительницей Старопромысловского района Грозного. В конце апреля, примерно, за неделю до описываемых выше событий, она вышла из дома, собираясь посетить рынок, и не вернулась обратно.

О судьбе Таус Магомедовой и Эдика Галаева на 8 мая 2002 года ничего не известно.

Информация Представительства ПЦ "Мемориал" в Назрани.