Выставка «Борис Свешников. Белый эпос»

Публикации лагерных рисунков

Лагерные рисунки Бориса Свешникова (1927–1998) – совершенно необычное художественное явление. 

Фантазийные композиции, где причудливым образом переплетаются память об изящных искусствах прошлого и подспудный кошмар настоящего, гротескность и фантастичность целого и узнаваемость деталей – все это во многом созвучно европейскому сюрреализму. Для времени своего создания рисунки Свешникова – на пике художественной актуальности. Это особенно поразительно, если учесть, что художественный язык был выработан автором самостоятельно в условиях не просто оторванности от художественной среды, но полного культурного вакуума. 

Работы Свешникова мало похожи на другие рисунки, созданные в неволе и, в частности, в лагерях ГУЛАГа. Они проникнуты необычным ощущением внутренней свободы, неподвластности лагерной теме, которая вплетается в сюжет иносказанием или второстепенными деталями, как бы исподволь и неявно. Художник, сосредоточенный на своем собственном мире, запечатлел не реалии лагеря, но драму творческого сознания, попавшего в условия выживания, постоянной борьбы с небытием. Строки из писем Свешникова родным помогают восстановить этот контекст, где единственно значимой реальностью остается пространство его мыслей и снов.

Судьба рисунков лагерной серии не менее драматична, чем судьба художника: работы разошлись по частным коллекциям, и собрать их воедино сейчас невозможно. Серия никогда и нигде не была показана в виде отдельной выставки, однако ей были посвящены по меньшей мере две важные публикации. Именно они легли в основу нашего выставочного проекта. Каждая из них – важная веха в осмыслении и сохранении наследия художника и заслуживает отдельного разговора. Кроме того, увы, сейчас это единственная возможность показать лагерную серию Свешникова в виде выставки.

Первое представление лагерных работ широкой публике состоялось в 1977 году, через 30 лет после их создания, в альманахе «Аполлон-77», изданном в Париже по инициативе Михаила Шемякина. Публикацию о работах Бориса Свешникова подготовил Андрей Синявский (Абрам Терц), сопроводив их своим эссе под названием «Белый эпос». Именно она сделала серию знаменитой, обозначив место лагерных рисунков Свешникова в контексте мирового искусства. Заголовок эссе вынесен в название выставки, отмечая его публикацию как знаковое событие, а также чрезвычайную важность взгляда не только большого писателя, но и бывшего лагерника.

Альбом «Борис Свешников. Лагерные рисунки», изданный Международным Мемориалом, – наиболее полная публикация работ лагерной серии. Это уникальное издание, работу над которым с конца 1980-х годов вел друг художника искусствовед Игорь Голомшток. По его инициативе фотографом Юрием Бродским были отсняты все сохранившиеся работы серии. Альбом вышел в свет уже после смерти Свешникова, в 2000 году. В него вошли не только репродукции рисунков, но и большой комплекс архивных материалов и текстов художника. Рисунки воспроизведены в реальном размере с максимальным приближением к оригиналу по фактуре и качеству бумаги. Одновременно с альбомом был издан набор репродукций с теми же характеристиками – именно они составляют основной контент выставки.

Над выставкой работали:

Ирина Галкова – идея, тексты
Алина Саулова – дизайн 
Анна Булгакова – координация работ по выставке
Наталья Йозеф – видеоконтент 
Валентин Гринчук, Владимир Салмин – монтаж 

Мы благодарны за помощь в подготовке выставки Юрию Бродскому, Галине Ельшевской, Елене Жемковой, Константину Львову, Петру Пастернаку, Светлане Фадеевой, Алексею Макарову, Ирине Осиповой, Татьяне Корольковой и библиотеке Дома Русского Зарубежья, Екатерине Вуйцицкой и мастерской «Фотолаб».

Выставка открыта в Международном Мемориале с 6 октября 2020 года до 15 января 2021 года ежедневно, кроме воскресенья и понедельника, с 11.00 до 19.00.

Доступна кураторская экскурсия по выставке (видео).