Законотворческий процесс в Государственной Думе ПРАВОЗАЩИТНЫЙ АНАЛИЗ Общий блок О наказах избирателей24 декабря отклонены в первом чтении проекты федеральных законов "О внесении изменений и дополнения в статью 11 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", внесенные Самарской Губернской Думой и Саратовской областной Думой. В проектах депутату представительного (законодательного) органа субъекта РФ предлагалось руководствоваться в своей деятельности не только Конституцией и законами, но и наказами избирателей. Наказы избирателей были свойственны советской модели народного представительства, предусматривавшей подотчетность депутатов избирателям, возможность отзыва депутатов. Такая система не обеспечивает самостоятельность и властный характер представительных и законодательных органов и ставит их в зависимость от политических манипуляций и воли активного меньшинства населения. Формальный характер советских представительных органов, обладавших видимостью власти, мог основываться на чем угодно, включая наказы избирателей. Тем более что единственное, где безальтернативно избранные "избранники" обладали какими-то возможностями - это работа с обращениями граждан. Депутат мог иногда добиться выделения квартиры, путевки, сноса ветхого строения и даже восстановления на работе. Советский институт наказа избирателей подчеркивал сферу компетенции советов и их депутатов. Коммунисты ностальгически проголосовали, конечно, за этот закон. Но официально расписаться в том, что и сегодня исполнительная власть не прочь бы окончательно низвести и Государственную, и прочие думы до уровня советов народных депутатов, Президент и Правительство не могли. Поэтому проекты они не поддержали. Текст законопроекта: |